СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  по   русскому языку  разработана для обучения в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Напольновская средняя школа

Сараевского муниципального района Рязанской области

«Рассмотрено»

на МО учителей гуманитарно-эстетического цикла

Протокол №1 от 26.08.2019

Руководитель МО Федина Л.Б.._________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Сутормина С.Н.

__________________


26.08.2019 г

«Утверждено»

Директор школы

Абрамова Т.В.

____________________


№59 от 28.08.19 г






Рабочая программа

учебного предмета

Русский язык

7 класс





УЧИТЕЛЬ – Баранова Мария Николаевна,

первая квалификационная категория





2019


Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 7 классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Напольновская средняя школа с учетом нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Устава МБОУ Напольновская средняя школа

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Напольновская средняя школа

  • Приказа министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 15 февраля 2019 года №173 «Об утверждении примерного регионального учебного плана на 2019-2020 учебный год для общеобразовательных организаций Рязанской области, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на 2019-2020 учебный год»

  • Учебного плана МБОУ Напольновская средняя школа на 2019-2020 учебный год

  • Требований к уровню подготовки учащихся 7 класса;

  • Познавательных интересов учащихся.



При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывались

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;

- завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками.


Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.



Используемый УМК:


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 7 класс. – Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

Драбкина С.В., Субботин Д.И.. ОГЭ-2018. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся, - М., 2018г. 

Таблицы по русскому языку для 7 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г.

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2015.

  2. Богданова Г. А. Сборник диктантов. 7 класс. М.: Просвещение, 2010.

Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3. Умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;резюмировать главную идею текста; интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);критически оценивать содержание и форму текста.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Ученик научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Ученик получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3 раздел СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.(1)

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2. Повторение изученного в 5 – 6 классах. (11+3 р\р)

2.1.Синтаксис и пунктуация

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными,  с   правописанием  ъ   и  ь.

2.4. Словообразование и орфография.

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Урок-практикум

Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.

2.7. Текст. Стили литературного языка.

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

3. Морфология и орфография. Культура речи.

3.1. Причастие. (25+6 р\р)

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

3.2. Деепричастие. (10+2 р\р)

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

3.3. Наречие. (25+9 р\р)

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

3.4. Категория состояния. (4+2 р\р)

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

4. Служебные части речи. (47+8р\р)

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

5. Повторение изученного в 7 классе. (14+2 р\р)

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


Разде 4. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов,тем

Кол-во часов

Примечание


               ВВЕДЕНИЕ

1


1

Русский язык как развивающееся явление.




ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

11+3 р\р


2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1


3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1


4

Лексика и фразеология.

1


5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1


6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1


7-8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2


9

Р.р. Текст.

1


10

Диалог как текст.

1


11

Виды диалога.

1


12

Р.р. Стили литературного языка.

1


13

Р.р. Публицистический стиль.

1


14

Контрольный диктант.

1


15

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



               

 МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯКУЛЬТУРА РЕЧИ.

 ПРИЧАСТИЕ

25+6 р\р


16

Причастие как часть речи.

1


17

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1


18-19

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2


20-21

Р.р. Описание внешности человека.

2


22

Действительные и страдательные причастия.

1


23

Краткие и полные страдательные причастия.

1


24-25

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2


26-27

Действительные причастия прошедшего времени.

2


28

Р.р. Изложение (по упр.116)

1


29-30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

2


31-32

Страдательные причастия прошедшего времени.

2


33

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1


34

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1


35

Одна буква н в отглагольных прилагательных.

1


36-37

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

2


38

Р.р. Выборочное изложение (по упр. 151)

1


39

Морфологический разбор причастия.

1


40

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1


41

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1


42-43

Р.р. Сочинение. Портретное описание.(упр.166, 167)

2


44

Повторение темы «Причастие». Тест.

1


45

Контрольный диктант.

1


46

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



            ДЕЕПРИЧАСТИЕ

10+2 р\р


47

Деепричастие как часть речи.

1


48-49

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2


50

Раздельное написание не с деепричастиями.

1


51

Деепричастия несовершенного вида.

1


52

Деепричастия совершенного вида.

1


53-54

Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

2


55

Морфологический разбор деепричастия.

1


56

Повторение темы «Деепричастие». Тест.

1


57

Контрольный диктант.

1


58

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



                НАРЕЧИЕ

25+9 р\р


59

Наречие как часть речи.

1


60

Употребление наречий в речи.

1


61-62

Разряды наречий.

2


63-64

Степени сравнения наречий.

2


65

Морфологический разбор наречия.

1


66-67

Р.р. Изложение текста с описанием действия.

2


68-69

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

2


70

Урок-практикум по теме «Употребление не с разными частями речи».

1


71-72

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

2


73

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1


74

Урок-практикум «Правописание н и нн в разных частях речи»

1


75-76

Р.р. Описание действий по наблюдениям.

2


77

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1


78

Буквы о и а на конце наречий.

1


79-80

Дефис между частями слова в наречиях.

2


81

Урок-практикум «Дефис в разных частях речи».

1


82

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1


83-84

Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».

2


85

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1


86

Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв.

1


87-88

Р.р. Учебно-научная речь. Учебный доклад.

2


89-90

Повторение темы «Наречие».тест.

2


91

Контрольный диктант.

1


92

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



   КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

4+2 р\р


93-94

Категория состояния как часть речи.

2


95

Морфологический разбор категории состояния.

1


96-97

Р.р. Сжатое изложение (упр.322)

2


98

Повторение темы «Категория состояния».Тест.

1



    СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ



99

Самостоятельные и служебные части речи.                 

1



               ПРЕДЛОГ

9+2 р\р


100

Предлог как часть речи.

1


101

Употребление предлогов.

1


102-103

Непроизводные и производные предлоги.

2


104

Простые и составные предлоги.

1


105-106

Р.р. Подробное изложение.

2


107

Морфологический разбор предлога.

1


108-109

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2


110

Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест.

1



                     СОЮЗ

16+2 р\р


111

Союз как часть речи.

1


112

Простые и составные союзы.

1


113

Союзы сочинительные и подчинительные.

1


114-115

Запятая между простыми предложениями в ССП.

2


116-117

Сочинительные союзы.

2


118-119

Подчинительные союзы.

2


120

Морфологический разбор союза.

1


121-122

Р.р. Сочинение (упр.384) «Книга – наш друг и советчик».

2


123-124

Слитное написание союзов тоже, также,чтобы.

2


125-126

Повторение темы «Союз».

Тест.

2


127

Контрольный диктант.

1


128

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



                   ЧАСТИЦА

18+4 р\р


129

Частица как часть речи.

1


130-131

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2


132-133

Смыслоразличительные частицы.

2


134-135

Раздельное и дефисное написание частиц.

2


136

Морфологический разбор частицы.

1


137-138

Отрицательные частицы не и ни.

2


139-140

Р.р. Составление «рассказа в рассказе».

2


141-142

Различение частицы не и приставки не-.

2


143-144

Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

2


145-146

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

2


147-148

Повторение темы «Частица».

Тест.

2


149

Контрольный диктант.

1


150

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



           МЕЖДОМЕТИЕ

4


151

Междометие как часть речи.

1


152

Дефис в междометиях.

1


153

Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях.

1


154

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

1



ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

14+2 р\р


155

Разделы науки о языке.

1


156-157

Р.р. Текст и стили речи.

Учебно-научная речь.

2


158

Фонетика. Графика.

1


159-160

Лексика и фразеология.

2


161-162

Морфемика. Словообразование.

2


163-164

Морфология.

2


165

Орфография.

1


166

Синтаксис.

1


167-168

Пунктуация.

2


169

Итоговый тест.

1


170

Анализ ошибок.

1