Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Напольновская средняя школа
Сараевского муниципального района Рязанской области
«Рассмотрено» на МО учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол №1 от 26.08.2019 Руководитель МО Федина Л.Б.._________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Сутормина С.Н. __________________ 26.08.2019 г | «Утверждено» Директор школы Абрамова Т.В. ____________________ №59 от 28.08.19 г |
Рабочая программа
учебного предмета
Русский язык
7 класс
УЧИТЕЛЬ – Баранова Мария Николаевна,
первая квалификационная категория
2019
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 7 классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Напольновская средняя школа с учетом нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Устава МБОУ Напольновская средняя школа
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Напольновская средняя школа
Приказа министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 15 февраля 2019 года №173 «Об утверждении примерного регионального учебного плана на 2019-2020 учебный год для общеобразовательных организаций Рязанской области, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на 2019-2020 учебный год»
Учебного плана МБОУ Напольновская средняя школа на 2019-2020 учебный год
Требований к уровню подготовки учащихся 7 класса;
Познавательных интересов учащихся.
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывались
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
- завершённость учебной линии;
- обеспеченность образовательного учреждения учебниками.
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Используемый УМК:
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 7 класс. – Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. | Драбкина С.В., Субботин Д.И.. ОГЭ-2018. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся, - М., 2018г. Таблицы по русскому языку для 7 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г. | Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2015. Богданова Г. А. Сборник диктантов. 7 класс. М.: Просвещение, 2010. |
Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;резюмировать главную идею текста; интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);критически оценивать содержание и форму текста.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3 раздел СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.(1)
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах. (11+3 р\р)
2.1.Синтаксис и пунктуация
Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
2.2. Лексика и фразеология.
Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
2.3. Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
2.4. Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
2.5. Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
2.6. Урок-практикум
Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.
2.7. Текст. Стили литературного языка.
Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие. (25+6 р\р)
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
3.2. Деепричастие. (10+2 р\р)
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
3.3. Наречие. (25+9 р\р)
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
3.4. Категория состояния. (4+2 р\р)
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
4. Служебные части речи. (47+8р\р)
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе. (14+2 р\р)
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Разде 4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов,тем | Кол-во часов | Примечание |
| ВВЕДЕНИЕ | 1 | |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | | |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ | 11+3 р\р | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | |
4 | Лексика и фразеология. | 1 | |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | |
7-8 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 2 | |
9 | Р.р. Текст. | 1 | |
10 | Диалог как текст. | 1 | |
11 | Виды диалога. | 1 | |
12 | Р.р. Стили литературного языка. | 1 | |
13 | Р.р. Публицистический стиль. | 1 | |
14 | Контрольный диктант. | 1 | |
15 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | |
| МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРИЧАСТИЕ | 25+6 р\р | |
16 | Причастие как часть речи. | 1 | |
17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | |
18-19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 | |
20-21 | Р.р. Описание внешности человека. | 2 | |
22 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | |
23 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | |
24-25 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | |
26-27 | Действительные причастия прошедшего времени. | 2 | |
28 | Р.р. Изложение (по упр.116) | 1 | |
29-30 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 2 | |
31-32 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 2 | |
33 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | |
34 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | |
35 | Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 1 | |
36-37 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 2 | |
38 | Р.р. Выборочное изложение (по упр. 151) | 1 | |
39 | Морфологический разбор причастия. | 1 | |
40 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | |
41 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | |
42-43 | Р.р. Сочинение. Портретное описание.(упр.166, 167) | 2 | |
44 | Повторение темы «Причастие». Тест. | 1 | |
45 | Контрольный диктант. | 1 | |
46 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | |
| ДЕЕПРИЧАСТИЕ | 10+2 р\р | |
47 | Деепричастие как часть речи. | 1 | |
48-49 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | |
50 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 | |
51 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | |
52 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | |
53-54 | Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». | 2 | |
55 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | |
56 | Повторение темы «Деепричастие». Тест. | 1 | |
57 | Контрольный диктант. | 1 | |
58 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | |
| НАРЕЧИЕ | 25+9 р\р | |
59 | Наречие как часть речи. | 1 | |
60 | Употребление наречий в речи. | 1 | |
61-62 | Разряды наречий. | 2 | |
63-64 | Степени сравнения наречий. | 2 | |
65 | Морфологический разбор наречия. | 1 | |
66-67 | Р.р. Изложение текста с описанием действия. | 2 | |
68-69 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 2 | |
70 | Урок-практикум по теме «Употребление не с разными частями речи». | 1 | |
71-72 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 2 | |
73 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 1 | |
74 | Урок-практикум «Правописание н и нн в разных частях речи» | 1 | |
75-76 | Р.р. Описание действий по наблюдениям. | 2 | |
77 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | |
78 | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | |
79-80 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | |
81 | Урок-практикум «Дефис в разных частях речи». | 1 | |
82 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | |
83-84 | Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья». | 2 | |
85 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | |
86 | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. | 1 | |
87-88 | Р.р. Учебно-научная речь. Учебный доклад. | 2 | |
89-90 | Повторение темы «Наречие».тест. | 2 | |
91 | Контрольный диктант. | 1 | |
92 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | |
| КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ | 4+2 р\р | |
93-94 | Категория состояния как часть речи. | 2 | |
95 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | |
96-97 | Р.р. Сжатое изложение (упр.322) | 2 | |
98 | Повторение темы «Категория состояния».Тест. | 1 | |
| СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | | |
99 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | |
| ПРЕДЛОГ | 9+2 р\р | |
100 | Предлог как часть речи. | 1 | |
101 | Употребление предлогов. | 1 | |
102-103 | Непроизводные и производные предлоги. | 2 | |
104 | Простые и составные предлоги. | 1 | |
105-106 | Р.р. Подробное изложение. | 2 | |
107 | Морфологический разбор предлога. | 1 | |
108-109 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | |
110 | Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест. | 1 | |
| СОЮЗ | 16+2 р\р | |
111 | Союз как часть речи. | 1 | |
112 | Простые и составные союзы. | 1 | |
113 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | |
114-115 | Запятая между простыми предложениями в ССП. | 2 | |
116-117 | Сочинительные союзы. | 2 | |
118-119 | Подчинительные союзы. | 2 | |
120 | Морфологический разбор союза. | 1 | |
121-122 | Р.р. Сочинение (упр.384) «Книга – наш друг и советчик». | 2 | |
123-124 | Слитное написание союзов тоже, также,чтобы. | 2 | |
125-126 | Повторение темы «Союз». Тест. | 2 | |
127 | Контрольный диктант. | 1 | |
128 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | |
| ЧАСТИЦА | 18+4 р\р | |
129 | Частица как часть речи. | 1 | |
130-131 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | |
132-133 | Смыслоразличительные частицы. | 2 | |
134-135 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 | |
136 | Морфологический разбор частицы. | 1 | |
137-138 | Отрицательные частицы не и ни. | 2 | |
139-140 | Р.р. Составление «рассказа в рассказе». | 2 | |
141-142 | Различение частицы не и приставки не-. | 2 | |
143-144 | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | 2 | |
145-146 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 2 | |
147-148 | Повторение темы «Частица». Тест. | 2 | |
149 | Контрольный диктант. | 1 | |
150 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | |
| МЕЖДОМЕТИЕ | 4 | |
151 | Междометие как часть речи. | 1 | |
152 | Дефис в междометиях. | 1 | |
153 | Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. | 1 | |
154 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. | 1 | |
| ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ | 14+2 р\р | |
155 | Разделы науки о языке. | 1 | |
156-157 | Р.р. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | 2 | |
158 | Фонетика. Графика. | 1 | |
159-160 | Лексика и фразеология. | 2 | |
161-162 | Морфемика. Словообразование. | 2 | |
163-164 | Морфология. | 2 | |
165 | Орфография. | 1 | |
166 | Синтаксис. | 1 | |
167-168 | Пунктуация. | 2 | |
169 | Итоговый тест. | 1 | |
170 | Анализ ошибок. | 1 | |