Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2011), основной образовательной программы образовательного учреждения, базисного учебного плана МБОУ «Левженская СОШ».
Учебник: Русский язык. 7 класс. Русский язык. 7 класс; учеб. для общеобразоват. учреждений. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016
Место учебного предмета в учебном плане
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и на изучение предмета «Русский язык» в 7 классе выделено 136 часов (из расчета 4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Содержание тем учебного курса
Введение. Русский язык как развивающееся явление.
Повторение изученного в V -VI классах
Синтаксис. Синтаксический разбор.Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
Морфология и орфографии. Морфологический разбор слова.
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль
Морфология и орфография. Культура речи.
Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Описание внешности человека.
Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких прилагательных.Морфологический разбор причастий.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение.
Деепричастие
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного. Деепричастия совершенного вида.Морфологический разбор деепричастия.Повторение.
Наречие
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий.
Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий . Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е.
Описание действий.Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Повторение.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.
Служебные части речи
Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Союз
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор слова. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. Повторение Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы.Различение и дефисное написание частиц.
Морфологический разбор частиц. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы НЕ и приставки НЕ. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. Повторение.
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Фонетика.Графика.Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | На развитие речи ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
1 | Введение | 1 | 1 | - | - | - | - | - |
2 | Повторение пройденного в 5-6 классах. | 12 | 9 | 2 | 1 | - | - | - |
3 | Текст и стили речи. | 4 | 4 | - | - | - | - | - |
4 | Морфология. Орфография. Культура речи. | 113 | 86 | 22 | 4 | - | - | 1 |
5 | Повторение и систематизация пройденного в 6 классе. | 6 | 4 | 1 | 1 | - | - | - |
| Всего: | 136 | 104 | 25 | 6 | - | | 1 |
Календарно-тематическое планирование в 7 классе
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
| Введение |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | | |
| Повторение изученного в 5-6 классах |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | | |
4 | Лексика и фразеология | 1 | | |
5 | Фонетика. Фонетический разбор слова | 1 | | |
6 | Орфография. Орфографический разбор слова | 1 | | |
7 | Словообразование и орфография. | 1 | | |
8 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | | |
9 | Вводный контрольный диктант | 1 | | |
10 | Морфология и орфография. | 1 | | |
11 | Морфологический разбор слова | 1 | | |
12-13 | Р.Р.Сочинение по картине | 2 | | |
Текст и стили речи. | | |
14 | Текст. | 1 | | |
15 | Диалог как текст. Виды диалогов | 1 | | |
16 | Стили литературного языка | 1 | | |
17 | Публицистический стиль | 1 | | |
Морфология и орфография. Культура речи. | | |
18 | Причастие как часть речи | 1 | | |
19 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | | |
20 | Причастный оборот. | 1 | | |
21 | Выделение причастного оборота запятыми | 1 | | |
22 | Выделение причастного оборота запятыми | | | |
23-24 | Р.Р. Сочинение. | 2 | | |
25 | Действительные и страдательные причастия | 1 | | |
26 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | | |
27 | Р.р. Изложение от 3 лица (по упр.116) | 1 | | |
28 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | | |
29 | Контрольный диктант | 1 | | |
30 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | | |
31 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | | |
32 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | | |
33 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | | |
34 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
35 | Одна и две буквы н и в отглагольных прилагательных | 1 | | |
36 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий | 1 | | |
37 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких отглагольных прилагательных | 1 | | |
38-39 | Р.Р. Выборочное изложение (по упр.151) | 2 | | |
40 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | | |
41 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | | |
42 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
43 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
44 | Морфологический разбор причастия | 1 | | |
45 | Контрольное тестирование по теме «Причастие» | 1 | | |
46-47 | Р.Р. Сочинение – описание | 2 | | |
48 | Повторение по теме «Причастие» | 1 | | |
49 | Обобщающий урок по теме «Причастие» | 1 | | |
50 | Зачёт по теме «Причастие» | 1 | | |
51 | Деепричастие как часть речи | 1 | | |
52 | Деепричастный оборот. | 1 | | |
53 | Запятые при деепричастном обороте | 1 | | |
54 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | | |
55 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | | |
56 | Деепричастия совершенного вида | 1 | | |
57 | Р.Р. Употребление причастных и деепричастных оборотов речи. Работа с текстом | 1 | | |
58 | Контрольный диктант | 1 | | |
59 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | | |
60 | Повторение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | | |
61 | Зачёт по теме «Деепричастие» | 1 | | |
62 | Наречие как часть речи | 1 | | |
63 | Разряды наречий | 1 | | |
64 | Разряды наречий | 1 | | |
65-66 | Р.Р. Сочинение | 2 | | |
67 | Степени сравнения наречий | 1 | | |
68 | Морфологический разбор наречия | 1 | | |
69 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е | 1 | | |
70 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е | 1 | | |
71-72 | Р.Р. Сочинение – рассуждение | 2 | | |
73 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 1 | | |
74 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е | 1 | | |
75 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е | 1 | | |
76 | Контрольное тестирование по теме «Наречие» | 1 | | |
77 | Рр. Описание действий | 1 | | |
78 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | | |
79- | Буквы о и а на конце наречий | 2 | | |
80 | Буквы о и а на конце наречий | | | |
81-82 | Р.Р. Изложение | 2 | | |
83 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | | |
84 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | | |
85 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | |
86 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | |
87 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | | |
88 | Повторение и обобщение по теме «Наречие» | 1 | | |
89 | Зачёт по теме «Наречие» | 1 | | |
90 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | | |
91 | Анализ диктанта. Отзыв | 1 | | |
92 | Учебный доклад | 1 | | |
93 | Категория состояния как часть речи. | 1 | | |
94 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | | |
95-96 | Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему | 2 | | |
97 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | |
98 | Контрольный диктант | | | |
99 | Предлог как часть речи | 1 | | |
100 | Употребление предлогов. | 1 | | |
101 | Непроизводные и производные предлоги | 1 | | |
102 | Простые и составные предлоги | 1 | | |
103 | Морфологический разбор предлога. | 1 | | |
104-105 | Рр. Изложение | 2 | | |
106 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | | |
107 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | | |
108 | Союз как часть речи | 1 | | |
109 | Простые и составные союзы | 1 | | |
110 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | | |
111 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | | |
112 | Сочинительные союзы | 1 | | |
113 | Подчинительные союзы | 1 | | |
114 | Морфологический разбор союза | 1 | | |
115 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | 1 | | |
116 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 1 | | |
117 | Повторение и обобщение по темам «Предлог» и «Союз» | 1 | | |
118 | Самостоятельная работа по теме «Предлог и союз как части речи» | 1 | | |
119 | Частица как часть речи | 1 | | |
120 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. | 1 | | |
121 | Р.Р. Работа над вымышленными рассказами | 1 | | |
122 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | | |
123 | Р. Р.Сжатое изложение | 1 | | |
124 | Морфологический разбор частиц | 1 | | |
125 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 1 | | |
126 | Различение частицы и приставки НЕ | 1 | | |
127 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | 1 | | |
128 | Повторение темы «Частица» | 1 | | |
129 | Междометие как часть речи | 1 | | |
130 | Знаки препинания при междометиях | 1 | | |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах |
131 | Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи | 1 | | |
132 | Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. | 1 | | |
133 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | 1 | | |
134 | Морфемика. Словообразование. Морфология и орфография | 1 | | |
135 | Синтаксис и пунктуация | 1 | | |
136 | Итоговое контрольное тестирование | 1 | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |