Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданов, В.В. Львов
Дрофа, 2010 г.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской ( авторы В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов).
Реализуется в УМК под редакцией М. М. Разумовской (учебник по ред. М.М.Разумовской Русский язык 8 класс М.: Дрофа 2010 год).
Данная рабочая программа рассчитана на 3ч. в неделю - 105 часов в год, но в связи с тем, что 23.02.18; 1.05.18; 9.05.18 выпадают на рабочие дни, программа будет рассчитана на 102 часа.
2.Применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать русский язык как средство получения знаний по другим предметам.
3.Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Разновидности речи. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи. Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста. Стили речи. Основные способы устного высказывания.
Буквы Н - НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление дефиса. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Функционально- смысловые типы речи. Их особенности. Рассуждение как тип речи. Строение текста рассуждения.
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование управление, примыкание. Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова и способу связи. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Типы предложений. Способы и средства связи предложений в тексте и частей текста (смысловые, лексические и грамматические). Интонация простого предложения. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные значения.
Определение как второстепенный член предложения. Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства.
Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Определенно- личные предложения, их структурные и смысловые особенности. Неопределенно- личные предложения, их структурные и смысловые особенности. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности. Назывные предложения, их смысловые и структурные особенности. Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении. Репортаж- описание, композиция, характерные языковые средства. Статья в газету, понятие о жанре.
Однородные члены предложения; их признаки, средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Композиция статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты и языковые средства.
Предложения с обращениями. Обращения нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Интонация предложения с обращением. Употребление обращений в разговорной речи, языке художественно литературы и официально-деловом стиле. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях. Предложения с вставными конструкциями. Особенности употребления вставных конструкций. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ. Портретный очерк; общее представление о жанре, его композиция. Герои портретного очерка. Средства выразительности.
Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособленные сравнительные обороты. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при них. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление прямой речи на письме. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Диалог и знаки препинания в нем. Цитаты и их оформление на письме.
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды деятельности | Образовательные ресурсы | Вид диагностики |
Язык и речь. Культура речи-3 ч. |
1 | 1.09 | Русский язык в семье славянских языков | На основе рисунка-схемы составление грамматического рассказа (упр. 1). Прочитать и кратко пересказать текст о выдающемся русском лингвисте И.И. Срезневском (упр. 5) | Уч. с. 3-6 | текущий |
2 | 5.09 | P/P Разновидности речи. Типы речи. Стили речи | Работа с таблицами и схемами. Построение ответа с опорой на схему или план ответа | с. 7-11 | текущий |
3 | 6.09 | P/P Разновидности речи. Типы речи. Стили речи | с. 7-11 | текущий |
Повторение изученного в 5 - 7 классах – 8 ч. |
4 | 8.09 | Буквы Н - НН в суффиксах разных частей речи | Составление грамматического рассказа, взаимо- диктант | с. 12-15 | текущий |
5 | 12.09 | Написание НЕ и НИ с разными частями речи | Составление грамматического рассказа «Правописание НЕ с различными частями речи». Составление алгоритма или памятки: «Различение на письме частицы НИ и союза НИ - НИ». Взаимо диктант. | с. 15-17 | текущий |
6 | 13.09 | Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями | Осознавать сходство и различие в написании не и ни с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов | с. 17-19 | текущий |
7 | 15.09 | Употребление в тексте частицы ни | Самостоятельная работа: дополнить запись своими примерами слов, которые пишутся через дефис. Составление грамматического рассказа | с. 19-20 | текущий |
8 | 19.09 | Употребление дефиса | Объяснительный диктант. Тест | с. 20-23 | текущий |
9 | 20.09 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | Объяснительный диктант. Тест | с. 23-24 | текущий |
10 | 22.09 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | Написание диктанта | | тематический |
11 | 26.09 | Р/Р Типы речи. | Анализ типологической структуры текста Ю. Казакова «Голубое и зеленое». Сочинение «Легко ли быть молодым?» с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста- образца | с. 25-26 | текущий |
Синтаксис и пунктуация – 86 ч. |
12 | 27.09 | Словосочетание как единица синтаксиса. | Составление словосочетаний по схемам; определение типа связи в словосочетаниях | с. 31-33 | текущий |
13 | 29.09 | Виды словосочетаний по способу связи слов. | Синтаксический разбор словосочетаний; замена словосочетаний синонимичными | с. 34-36 | текущий |
14 | 3.10 | Виды подчинительной связи в словосочетании. | Тест. Редактирование текста. | с. 36-38 | текущий |
15 | 4.10 | Р.Р. Изложение по рассказу Б.Емельянова « Как я покупал собаку» | | | тематический |
16 | 6.10 | Предложение и его типы. | Выявление грамматической основы предложения. Выразительное чтение предложений. Конструирование предложений | с. 38-40 | текущий |
17 | 10.10 | Предложение и его типы. | с. 40-42 | текущий |
18 | 11.10 | Р/Р Способы и средства связи предложений в тексте | Анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений. | с. 26-30 | текущий |
19 | 13.10 | Интонация простого предложения | Чтение текста с соблюдением пауз, логического ударения, восходящей и нисходящей интонации, определение границ предложения. Создание собственного высказывания | с. 43-45 | текущий |
20 | 17.10 | Подлежащее и способы его выражения. | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал, подготовить пересказ. Составить предложения, используя в качестве подлежащих неделимые словосочетания. | с. 46-48 | текущий |
21 | 18.10 | Сказуемое и способы его выражения. | Составление плана теоретического материала и пересказ текста на, привести примеры разных видов сказуемого из художественной литературы. | с. 49-53 | текущий |
22 | 20.10 | Сказуемое и способы его выражения. | с. 53-58 | текущий |
23 | 24.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Составление плана теоретического материала и пересказ текста. Диктант «Проверяю себя» | с. 58-61 | текущий |
24 | 25.10 | Правила согласования главных членов предложения. | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал и подготовить его пересказ. Осложненное списывание | с. 62-64 | текущий |
25 | 27.10 | Определение. Способы его выражения. | Составление плана теоретического материала и пересказ текста. Выборочный диктант | с. 64-68 | текущий |
26 | 31.10 | Приложение как разновидность определения. | Подготовить связный ответ на вопрос: «Чем приложения отличаются от определения?». Комплексный анализ текста | с. 68-72 | текущий |
27 | 1.11 | Дополнение. | Составление плана теоретического материала и пересказ текста | с. 72-76 | текущий |
28 | 3.11 | Обстоятельство. | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал; выявить ошибки в употреблении обстоятельств; составить простые предложения со словосочетаниями. Тест | с. 76-82 | текущий |
29 | 14.11 | Порядок слов в предложении | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал. Анализ текста. Выявить и исправить ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении; составить грамматический рассказ | с. 82-87 | текущий |
30 | 15.11 | Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение» | Диктант | | тематический |
31 | 17.11 | Р/Р Жанры публицистики. Репортаж. | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал. Проанализировать тематику репортажей, прослушанных в записи. Сопоставить репортаж и информационную заметку (газета, журнал) | с. 88-89 | текущий |
32 | 21.11 | P/P Репортаж- повествование | Отредактировать начало репортажа, преобразовать там, где это уместно, двусоставные предложения в односоставные, закончить текст двусоставным предложением, в котором намечается тема репортажа и раскрывается отношение автора к творению русских зодчих. | с. 90-93 | текущий |
33 | 22.11 | P/P Репортаж - описание | Сопоставление репортажей двух типов (повествование и описание). Подготовка к домашнему сочинению | с. 93-96 | текущий |
34 | 24.11 | Р/Р Сочинение в жанре репортажа | Написание сочинения (упражнение 372). | | тематический |
35 | 28.11 | Виды односоставных предложений. | Составление плана теоретического материала и пересказ текста. Синтаксический разбор предложений | с. 97-98 | текущий |
36 | 29.11 | Определенно-личные предложения | Составление плана теоретического материала и пересказ текста. Заменить глаголы формами повелительного наклонения. Написать письмо, описать в нем день пребывания в школе, употребив определенно-личные предложения | с. 99-101 | текущий |
37 | 1.12 | Определенно-личные предложения | с. 101-102 | текущий |
38 | 5.12 | Неопределенно- личные предложения | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал. Распределительный диктант | с. 102-103 | текущий |
39 | 6.12 | Неопределенно- личные предложения | с. 103-104 | текущий |
40 | 8.12 | Обобщенно- личные предложения | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал, составить план ответа по теме урока. Подготовить выразительное чтение текста, заменить в тексте определенно- личные предложения обобщенно- личными, объяснить, как изменится смысл повествования | с. 104-106 | текущий |
41 | 12.12 | Безличные предложения | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал; подготовить ответы на вопросы, иллюстрируя примерами. Включить в связный текст безличные предложения, которые обозначают: 1) физическое и духовное состояние человека; 2)состояние природы; 3) стихийное проявление сил природы; 4) невозможность совершения действия | с. 107-108 | текущий |
42 | 13.12 | Безличные предложения | с. 108-110 | текущий |
43 | 15.12 | Назывные предложения | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал, пересказать текст. Списать, подчеркнуть основы односоставных предложений и указать их вид | с. 110-114 | текущий |
44 | 19.12 | Неполные предложения. | Составление диалога с употреблением неполных предложений. Тест | с. 114-115 | текущий |
45 | 20.12 | Неполные предложения. | с. 115-116 | текущий |
46 | 22.12 | Р/Р Обучающее сочинение по картине | Написать сочинение, использовать в речи односоставные предложения (упр.372) | | текущий |
47 | 26.12 | Р/Р Жанры публицистики, статья. | Работа с газетой, анализ наиболее интересных статей. | с. 117-121 | текущий |
48 | 27.12 | Р/Р Статья в газету. Строение текста. | Анализ текста | с. 121-124 | текущий |
49 | 29.12 | Р/Р Изложение «Что значит быть воспитанным» | Написание изложения, близкого к тексту, дополнив выводами | | тематический |
50 | 16.01 | Какие члены предложения являются однородными. | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал, пересказать текст. Составление предложений; построение предложений по схемам | с. 125-127 | текущий |
51 | 17.01 | Какие члены предложения являются однородными. | с. 128-130 | текущий |
52 | 19.01 | Какие члены предложения являются однородными. | с. 131-133 | текущий |
53 | 23.01 | Средства связи между однородными членами предложения | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал, пересказать текст. Составление предложений; построение предложений по схемам | с. 133-135 | текущий |
54 | 24.01 | Средства связи между однородными членами предложения | с. 136-138 | текущий |
55 | 26.01 | Средства связи между однородными членами предложения | с. 139-141 | текущий |
56 | 30.01 | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения; опознавать эти виды определений в речи; грамотно оформлять пунктуационно при письме | с. 141-143 | текущий |
57 | 31.01 | Однородные и неоднородные определения | Предупреди тельный диктант | с. 144-145 | текущий |
58 | 2.02 | Р/Р Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» | Описание картины | | тематический |
59 | 6.02 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Конструирование предложений; чтение предложений в соответствии с интонационными пометами. Составить алгоритм применения правила | с. 146-148 | текущий |
60 | 7.02 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Составить связное высказывание, включив в него изученные синтаксические конструкции. Графический диктант | с. 148-150 | текущий |
61 | 9.02 | Контрольная работа по теме «Простые предложения с однородными членами» | Диктант | | тематический |
62 | 13.02 | Предложения с обращениями. | Составление плана лингвистического текста, грамматический рассказ об обращении. Написание писем | с. 150-154 | текущий |
63 | 14.02 | Предложения с обращениями | Составление грамматического рассказа | с. 155-157 | текущий |
64 | 16.02 | Предложения с вводными конструкциями | Составление плана теоретического материала и пересказ текста. Списать текст, подчеркивая вводные слова, словосочетания и правильно расставляя знаки препинания, провести морфологический и морфемный разбор всех причастий, сделать фонетический разбор вводного слова | с. 158-164 | текущий |
65 | 20.02 | Предложения с вводными конструкциями | с. 164-166 | текущий |
66 | 22.02 | Предложения с вводными конструкциями | с. 166-168 | текущий |
67 | 27.02 | Предложения с вставными конструкциями | Составление грамматического рассказа о вводных и вставных конструкциях. Анализ и характеристика грамматических и семантических особенностей предложений с вводными и вставными конструкциями | с. 169-170 | текущий |
68 | 28.02 | Предложения с вставными конструкциями | с. 170-171 | текущий |
69 | 2.03 | Предложения с вставными конструкциями | с. 171 | текущий |
70 | 6.03 | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | Анализ и характеристика предложений с междометиями | с. 172-174 | текущий |
71 | 7.03 | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | с. 175-176 | текущий |
72 | 9.03 | Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями» | Диктант | | тематический |
73 | 13.03 | Обособление второстепенных членов предложения | Составление плана научного текста. Комментированное письмо | с. 177-179 | текущий |
74 | 14.03 | Обособление второстепенных членов предложения | с. 179-180 | текущий |
75 | 16.03 | Обособленные определения и приложения. | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал. Выполнение упражнений. | с. 180-184 | текущий |
76 | 20.03 | Обособленные определения и приложения. | с. 184-188 | текущий |
77 | 21.03 | Обособленные определения и приложения. | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал. Выполнение упражнений. | с. 188-192 | текущий |
78 | 23.03 | Обособленные определения и приложения. | с. 192-195 | текущий |
79 | 3.04 | Обособленные определения и приложения. | с. 195-198 | текущий |
80 | 4.04 | Контрольная работа по теме: «Обособленные определения и приложения» | Диктант | | тематический |
81 | 6.04 | Р/Р Жанры публицистики. Портретный очерк | Написать сочинение в жанре портретного очерка по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин» (упражнение 366) | с. 220-231 | текущий |
82 | 10.04 | Р/Р Портретный очерк: его композиция. | Анализ текстов-образцов; упражнения в построении отдельных фрагментов очерка | с. 220-231 | текущий |
83 | 11.04 | Р/Р Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Ф.И. Шаляпин» (портретный очерк) | Написание сочинения (упр. 366) | с. 229 | тематический |
84 | 13.04 | Обособленные обстоятельства. | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал. Выполнение упражнений. Диктант «Проверяю себя» | с. 198-201 | текущий |
85 | 17.04 | Обособленные обстоятельства. | с. 201-204 | текущий |
86 | 18.04 | Обособленные обстоятельства. | с. 204-207 | текущий |
87 | 20.04 | Обособленные обстоятельства. | с. 207-210 | текущий |
88 | 24.04 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом как | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | с. 210-212 | текущий |
89 | 25.04 | Уточняющие члены предложения | Составление грамматического рассказа. Списать, привести примеры предложений, осложненных разными синтаксическими конструкциями, охарактеризовать их роль в художественном описании | с. 212-216 | текущий |
90 | 27.04 | Уточняющие члены предложения | Составить небольшой рассказ (5-6 предложений) «На рыбалке», «На речке (озере, море)», используя уточняющие обстоятельства места и времени | с. 216-219 | текущий |
91 | 2.05 | Контрольная работа по теме: «Предложения с обособленными членами» | Диктант | | тематический |
92 | 4.05 | Прямая и косвенная речь. | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал. Конструирование предложений с прямой речью. Составление схем, диалогов | с. 231-232 | текущий |
93 | 8.05 | Оформление прямой речи на письме | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал. Конструирование предложений с прямой речью. Составление схем, диалогов | с. 232-235 | текущий |
94 | 11.05 | Оформление прямой речи на письме | с. 235-237 | текущий |
95 | 15.05 | Диалог | Выразительное чтение диалога, его анализ. | с. 237-240 | текущий |
96 | 16.05 | Косвенная речь | Выполнение упражнений | с. 240-244 | текущий |
97 | 18.05 | Цитаты и их оформление на письме | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал; составить предложения с цитатами; составить грамматический рассказ | с. 244-248 | текущий |
Повторение – 5 ч. |
98 | 22.05 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | Синтаксический и пунктуационный разбор. Анализ текста. Объяснительный диктант | с. 249-251 | текущий |
99 | 23.05 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | Синтаксический и пунктуационный разбор. Анализ текста. Объяснительный диктант | с. 251-254 | текущий |
100 | 25.05 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | Синтаксический и пунктуационный разбор. Анализ текста. Объяснительный диктант | с. 254-257 | текущий |
101 | 29.05 | Итоговая контрольная работа | | | итоговый |
102 | 30.05 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | Синтаксический и пунктуационный разбор. | с. 257-260 | текущий |