областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрена и одобрена на МО учителей- дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Лебединская Е.Г. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор__________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Математика»
образовательная область: «Математика»
для 1 б класса
на 2021-2022 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Составитель программы:
Коробкова Ольга Валерьевна
Ульяновск,2021
Содержание
1.Паспорт рабочей программы |
2.Введение |
3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание учебного предмета 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений |
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Рабочая программа |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599); - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" . - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) -Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) 1-4 классы ( вариант1) на 2021-2022 учебный год, ОГКОУШ №39 - СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28) |
Назначение программы | Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП вариант 1 |
Категория обучающихся | Учащиеся 1б класса с лёгкой умственной отсталостью (вариант1) |
Сроки освоения программы | 1 учебный год (сентябрь 2021-май2022года) |
Объем учебного времени | Рабочая программа рассчитана на 96 часов в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39 |
Форма обучения | очная |
Режим уроков | 3 часа в неделю |
Форма контроля | Устный ответ, практическое выполнение заданий |
Введение
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1), ОГКОУШ №39, 2021 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на учебник: математика 1 класс Т.В. Алышева в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение» 2016 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
«Математика»
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—20 в прямом порядке;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания;
знать названия компонентов сложения, вычитания;
знать переместительное свойство сложения.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке;
усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания.
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством учителя.
Познавательные базовые учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;
наблюдать;
ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Содержание учебного предмета
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.
Нумерация чисел в пределах 20
Образование, название, запись чисел 11-20. Десятичный состав чисел 11-20. Числовой ряд в пределах 20. Получение следующего числа в пределах 20 путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа в пределах 20 путем отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в пределах 20. Однозначные, двузначные числа.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.
Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы.
Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.
Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0).
Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двух десятков (10 + 10 = 20).
Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.
Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки.
Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.
Овал: распознавание, называние.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).
Учебное – тематическое планирование (3 часа в неделю,96 часов в год)
Тема урока | часы |
Свойства предметов. Цвет, назначение предметов. | 1 |
Геометрический материал. Круг. | 1 |
Сравнение предметов. Большой – маленький. Одинаковые, равные по величине. | 1 |
Положение предметов в пространстве, на плоскости. Слева – справа. В середине, между. | 1 |
Геометрический материал. Квадрат. | 1 |
Положение предметов в пространстве, на плоскости. Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | 1 |
Сравнение предметов. Длинный – короткий. | 1 |
Положение предметов в пространстве, на плоскости .Внутри – снаружи, в, рядом, около. | 1 |
Геометрический материал. Треугольник. | 1 |
Сравнение предметов. Широкий – узкий. | 1 |
Положение предметов в пространстве, на плоскости. Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. | 1 |
Геометрический материал. Прямоугольник. | 1 |
Сравнение предметов. Высокий – низкий. | 1 |
Сравнение предметов. Глубокий – мелкий. | 1 |
Положение предметов в пространстве, на плоскости. Впереди – сзади, перед, за. Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за. | 1 |
Сравнение предметов. Толстый – тонкий. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. Быстро – медленно. Тяжелый – легкий. | 1 |
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. Давно – недавно. Молодой – старый. | 1 |
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | 1 |
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ | 1 |
Контрольная работа за 1 триместр. Работа над ошибками. | 1 |
Нумерация. Единицы измерения и их соотношения. Число и цифра 1. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 2 | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Арифметические задачи | 1 |
Геометрический материал. Шар. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 3. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Арифметические задачи. | 1 |
Геометрический материал. Куб. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 4. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Арифметические задачи. | 1 |
Геометрический материал. Брус. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 5. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Арифметические задачи. | 1 |
Нумерация. Числа 1-5. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Арифметические задачи. | 1 |
Геометрический материал. Точка, линии. | 1 |
Геометрический материал. Овал. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 0 | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 6. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Арифметические задачи. | 1 |
Геометрический материал. Построение прямой линии через одну, две точки. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 7. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Арифметические задачи. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. Сутки, неделя. | 1 |
Геометрический материал. Отрезок. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 8 | 1 |
Геометрический материал. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Арифметические задачи | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Геометрический материал. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 9. | 1 |
Арифметические действия | 1 |
Арифметические задачи. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. Мера длины – сантиметр. | 1 |
Нумерация. Число и цифра 10. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Арифметические задачи. | 1 |
Геометрический материал | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. Меры стоимости. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. Мера массы – килограмм. | 1 |
Единицы измерения и их соотношения. Мера ёмкости – литр. | 1 |
Нумерация. Число 11. Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Нумерация. Число 12. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Нумерация. Число 13. Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Нумерация. Число 14. Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Арифметические действия. | 1 |
Нумерация. Число 15. Единицы измерения и их соотношения. | 1 |
Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками. | 1 |
Арифметические действия | 1 |
Нумерация. Число 16. Арифметические действия. | 1 |
Нумерация. Число 17. Арифметические действия. | 1 |
Нумерация . Число 18. Арифметические действия. | 1 |
Нумерация . Число 19. Арифметические действия. | 1 |
Нумерация . Число 20. Арифметические действия. | 1 |
итого | |
Нумерация. Число 17. Арифметические действия. | 1 |
Нумерация . Число 18. Арифметические действия. | 1 |
Нумерация . Число 19. Арифметические действия. | 1 |
Нумерация . Число 19. Арифметические действия. | 1 |
Нумерация . Число 20. Арифметические действия. | 1 |
итого | 96 часов |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Математика»
Учебник: Математика 1 класс Т.В. Алышева в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение» 2016 г.
Иллюстративные пособия на уроках математики в 1 классе
Таблицы:
Цифры ( написание цифр).
Числовой ряд.
Состав чисел первого десятка.
Таблицы правильного начертания цифр (печатных и письменных).
Таблица сложения.
Названия компонентов при сложении и вычитании.
Единицы длины: сантиметр и дециметр.
Меры стоимости: копейки.
Предметные пособия:
Предметы окружающей действительности.
Специально изготовленные предметы для счета.
Раздаточный и дидактический материал :геометрические фигуры, трафареты овощей, фруктов, грибов.
Набор предметных картинок.
Набор монет.
Индивидуальные карточка, макеты часов
Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов
Критерии оценивания.
Критерии оценивания.
№ | Фамилия учащегося | состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых | место единиц и десятков в двузначном числе | сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5 | выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 | решать задачи на нахождение суммы, остатка |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |