ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Юный патриот» рассчитана на 34 часа (34 учебных недели), 1 час в неделю.
Содержательная часть кружка соответствует духовно-нравственному направлению. Одним из главных таких направлений является патриотическая деятельность. Значение развития патриотических знаний у учащихся велико, ведь они дают не только определенные знания, но и воспитывают будущего гражданина и защитника с морально-нравственными качествами и патриотической любовью к своей стране. Программа детализирует и раскрывает содержание учебного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «Юный патриот»
Основные понятия, используемые в программе: "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Ценности:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству, служение и долг перед Отечеством; долг перед старшими поколениями и семьёй.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Коммуникативные
Научится:
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умению координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;задавать вопросы;
Получит возможность научиться
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Коммуникативные:
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).координировать свои усилия с усилиями других.
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Выше перечисленные навыки, которые учащиеся должны приобрести в ходе обучения, способствуют приобретению не только социокультурных знаний, но и патриотических знаний, которые в общем расширяют кругозор ребенка.
Предметные результаты:
В результате освоения курса обучающийся научится:
− понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; Родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
− ориентироваться в историческом времени; − определять на карте границы и крупные города России;
− рассказывать о родной стране, своем городе; − различать символы государства, флаг, герб России и флаг;
− уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; − уважительно относиться к защитникам Родины;
− читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
− различать художественную и научно-популярную литературу; − анализировать ответы товарищей;
− осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
− понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники;
− общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; − приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
− различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
− анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко- обществоведческих знаний;
− на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно- следственные связи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
1. “Я и я” (2ч.) – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. “Я и семья” (6ч.) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3. “Я и культура” (3ч.) – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
4. “Я и школа” (4ч.) – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
5. “Я и мое Отечество” (13ч.) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
6. “Я и планета” (6ч.) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов | Дата проведения | Виды деятельности |
план | факт |
| «Я и я» | 2 ч. | | | Беседа, конкурс рисунков, сочинения-миниатюры |
1 | Моё любимое занятие. | 1 | | |
2 | Я человек. | 1 | | | Беседа, дискуссия, конкурсы |
| «Я и семья» | 6 ч. | | | |
3 | История моей семьи | 1 | | | Проект «Моя семья» |
4 | Дочери и сыновья. Какие они должны быть? | 1 | | | Чтение литературы. Обсуждения. Игры. |
5 | У моих родителей – золотые руки. | 1 | | | Исследование |
6 | Твори добро. Доброта в стихах и сказках. | 1 | | | Проект «Твори добро!» |
7 | Уважай старость. Золотые бабушкины руки. | 1 | | | Сочинения, рассказы, оформление стенгазеты. |
8 | Народный лечебник. Бабушкина аптека.. | 1 | | | Познавательная викторина |
| «Я и культура» | 3 ч. | | | |
9 | Песни о Родине. Люблю тебя моя Россия! | 1 | | | Урок-праздник |
10 | Богатыри земли Русской. | 1 | | | Презентация. Инсценирование |
11 | Дети войны. Писатели Смоленщины. | 1 | | | Учебный диалог, презентация учителя |
| «Я и школа» | 4 ч. | | | |
12 | Школьный Устав. Мои права и обязанности. | 1 | | | Беседа |
13 | Мой класс. Мои друзья. Моя школа. | 1 | | | Беседа. Игра |
14 | Какой я хочу видеть школу в будущем. | 1 | | | Выставка рисунков. Игра |
15 | Правила поведения в школе. | 1 | | | Беседа |
| «Я и моё Отечество» | 13 ч. | | | |
16 | Наша страна – Россия. Москва- сердце России | 1 | | | Внеклассное мероприятие. Презентация. |
17 | Конституция – основной закон жизни страны. | 1 | | | Беседа |
18 | Символика Российского государства. Герб РФ. | 1 | | | Беседа |
19 | Символика Российского государства. Флаг РФ. | 1 | | | Беседа |
20 | Символика Российского государства. Гимн РФ. | 1 | | | Конкурс рисунков |
21 | Золотое кольцо России | 1 | | | Урок-путешествие. Презентация. |
22 | Путешествие по стране. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. | 1 | | | Устный журнал |
23 | Моё любимое село. О чем говорят названия улиц. | 1 | | | Экскурсия. |
24 | Герои войны – наши земляки. | 1 | | | Встреча, экскурсия в школьный музей |
25 | Слава и честь защитникам Отечества! | 1 | | | |
26 | Подвиги женщин в военное время. | 1 | | | Исследование. Оформление электронной презентации. Составление электронной библиотеки |
27 | Дети – герои Великой Отечественной войны. | 1 | | |
28 | Путешествие по городам - героям военной славы. | 1 | | | Беседа. Презентация |
| «Я и планета» | 6ч. | | | |
29 | Судьба Земли – наша судьба. | 1 | | | Конкурсы, викторины. Оформление стенгазеты. |
30 | Что такое экология? Давайте беречь природу! | 1 | | | Конкурс чтецов. Стихи о природе и об охране окружающей среды. |
31 | Экология нашего села. | 1 | | | Беседа, стенгазета. |
32 | Край Смоленский. | 1 | | | Учебный диалог, презентация учителя |
33 | Путешествие по городу Смоленск | 1 | | | Презентация |
34 | Подведение итогов | 1 | | | Анкетирование. Викторина. Конкурсы. |