СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс по УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки."»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки»

1 класс

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;

- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие управленческих способностей;

- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;

- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Планируемые личностные результаты обучения:

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

проводить простейшую классификацию изученных объектов на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты;

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план,

Обнаруживать простейшие взаимосвязи использовать их для объяснения

Определять характер взаимоотношений человека, находить примеры влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека;

Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами,

Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;

обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.



Содержание курса внеурочной деятельности

Программа курса «Истоки» охватывает период обучения в 1 классе, рассчитана на 33 часа. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.

В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как

«МИР»(8 часов)Родители. Мама. Папа. Сер­дечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В первой книге запечатлена душа семьи.

Истоки глазами детей. Рождественский дар.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

«СЛОВО»(8 часов)Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.



«ОБРАЗ»(8часов)Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

Святой Александр Невский - сол­нце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

«КНИГА»(8часов)Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объ­яснению книг в семью - библиотеку.

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

Мир книги. Первая книга соединяет труд семьи и школы.



Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих.

Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической, социально-правовой и другими надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.

Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.

Начинает первый класс раздел «Мир», который помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры нашего города, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.

Раздел «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по разделу «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.

Третий раздел первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Раздел наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».

Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертый раздел позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.

Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.

Формы и виды деятельности.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка.

Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы.

Формы контроля: Входной, текущий, тематический, итоговый.

Методы контроля:

  1. наблюдение,

  2. анкетирование,

  3. интервью,

  4. диагностика «Уровень воспитанности младших школьников»,

  5. диагностика сферы познавательных интересов учащихся,

  6. диагностикашкольноймотивации.

Тематическое планирование.

Раздел программы

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1



МИР

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.

1




МИР И ЛАД.

1




ИСТОКИ И ШКОЛА.

1




ИСТОКИ И РАДУГА.

1




СКАЗКИ ПУШКИНА.

1




РОДНОЙ КРАЙ.

1




ЩИТ И ГЕРБ.

1




ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

1



СЛОВО

СЛОВО.

1




ВЕСНА И СЛОВО.

1




ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.

1




СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.

1




ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

1




СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.

1




АЛЕША ПОПОВИЧ.

1




ЧАША ЖИЗНИ.

1



ОБРАЗ

РОДНИК

2




ОБРАЗ РОДИНЫ.

2




ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.

2




ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.

2



КНИГА

КНИГА.

2




КНИГА КНИГ.

2




ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.

2




ПЕРВАЯ КНИГА.

2



итого


33