Данная рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС (2012) к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментального ядра содержания образования, основных направлений примерной программы по русскому языку для основной школы, с учетом региональных нормативных материалов, программы основного общего образования МБОУ «Залесская школа», с опорой на авторскую рабочую программу Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, учебники «Русский язык 8 класс» / Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич. Издательство «Просвещение», 2012; согласно учебному плану на 2018/2019 учебный год, Положению о рабочих программах
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета;
- использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Предметные результаты:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- чтение текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлечение информации из различных источников, включая средства массовой информации; свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;
- воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- умение создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, письмо, расписку, заявление);
- овладение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- умение излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдение в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации, изученных в 7 классе;
- соблюдение норм русского речевого этикета;
- увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Содержание учебного предмета
Введение. Повторение (13ч)
Функции русского языка в современном мире
Повторение пройденного в V—VII классах.
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание. (7ч)Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Двусоставное предложенияе (16ч).
Главные члены предложения. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. Ораторская речь, ее особенности.
Односоставное предложение (13ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях.
Простое осложненное предложение (30ч)
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Однородные члены предложения. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова" при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. ( 12 ч.)
.Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Способы передачи чужой речи (11ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выдели тельные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Кос венная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | наименование разделов и тем | количество часов | контрольные работы | практическая часть |
1 | Введение | 13 | 1 | 2 |
2 | Словосочетание | 7 | | 1 |
3 | Двусоставное предложение | 16 | 1 | 2 |
4 | Односоставное предложение | 13 | | |
5 | Простое осложненное предложение | 30 | 2 | 4 |
6 | Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями | 12 | 1 | 4 |
7 | Способы передачи чужой речи | 11 | 2 | 1 |
| Итого | 102 | 7 | 14 |