ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №243
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
г.Невьянск
2
019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015г. № 1051н)
Профессия согласно Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513): 16909 Портной.
Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №243 Федеральной службы исполнения наказаний
Разработчик:
Тумакова Т.Г. мастер производственного обучения
Рекомендована Методической комиссией Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 243
Протокол № 5 от « 30» мая 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 стр. |
2 | СТРУКТУРА и примерное содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 стр. |
3 | условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10 стр. |
4 | Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 стр. |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Программа общепрофессионального цикла является частью основной профессиональной образовательной программы для подготовки по профессии профессиональной подготовки 16909 Портной.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
применять материалы при выполнении работ.
определять ассортимент и сортность тканей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
общие сведения о строении материалов;
общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 32часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 26 часов
самостоятельной работы обучающегося - 6 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 32 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 26 |
в том числе: - практические занятия - контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 6 |
| |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной программы Основы материаловедения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | 4 |
Тема 1.1. Волокнистые материалы | Содержание учебного материала | 3 | 1 |
Классификация волокон Натуральные волокна растительного происхождения Натуральные волокна животного происхождения Химические и искусственные волокна Синтетические волокна |
Самостоятельная работа обучающихся: Ответить на вопросы: Что такое текстильные материалы? Перечислите текстильные материалы. Чем отличаются друг от друга искусственные и синтетические волокна? Назовите натуральные волокна и химические волокна. Чем они отличаются друг от друга? | 1 | |
Тема 1.2 Производства тканых материалов | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Общие сведения о прядении Виды текстильных нитей Отделка тканей |
Тема 1.3. Строение и свойства тканей | Содержание учебного материала | 3 |
Волокнистый состав тканей Свойства тканей 3.Ткацкие переплетения | 1 |
Практическое занятие: Выполнить из цветной бумаги образцы ткацких переплетений: полотняное переплетение, саржевое переплетение. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Тестовое задание на тему «Переплетение» | 1 |
Тема 1.4. Материалы для одежды | Содержание учебного материала | 3 | 1 |
Классификация материалов Качество материалов для одежды Сортность материалов |
Практическое занятие: Определить сорт материла. Определить Экспериментальным, экспертным, органолептическим методом качество материала. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составить схему: «Ассортимент материалов». | 1 |
Тема 1.5. Ассортимент тканей и их сортность | Содержание учебного материала 1. Ассортимент тканей 2. Сортность тканей | 1 | 1 |
Тема 1.6. Трикотажные полотна | Содержание учебного материала Общие сведения Трикотажные переплетения Свойства трикотажных полотен Ассортимент трикотажных полотен Сортность трикотажных полотен | 2 | 1 |
Тема 1.7. Нетканые полотна | Содержание учебного материала Производство нетканых полотен Ассортимент нетканых материалов Сортность нетканых полотен | 2 | 1 |
Тема 1.8. Одежная фурнитура, отделочные материалы | Содержание учебного материала Ассортимент одежной фурнитуры Виды отделочных материалов Ассортимент прикладных материалов | 1 | 1 |
Практическое занятие: составить описание пуговицы | 1 | |
Тема 1.9. Ассортимент других материалов для одежды | Содержание учебного материала Комплексные материалы Материалы с пленочным покрытием Пленочные материалы Искусственный мех Искусственная кожа | 2 | 1 |
Тема 1.10. Натуральные мех и кожа | Содержание учебного материала Натуральный мех Ассортимент натурального меха | 1 | 1 |
Тема 1.11. Материалы для соединения деталей одежды | Содержание учебного материала Ассортимент швейных ниток Ассортимент клеев и клеевых материалов | 1 | 1 |
Тема 1.12. Выбор материалов для швейного изделия | Содержание учебного материала Характеристика материалов по назначению | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Эссе на тему: «Этапы выбора материалов для одежды?» | 1 | |
Тема 1.13. Уход за изделиями | Содержание учебного материала Уход за изделиями | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к зачету. | 2 | |
Дифференцированный зачет | 1 |
Итого часов: | 32 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 .условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения»;
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
компьютер;
экран;
проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства, 2015.
2. Присяжнюк П.А. Технология и оборудование швейно-трикотажного производства. М. Легпромбытиздат, 2016.
3. Гусева А.А. Общая технология трикотажного производства. Общая технология трикотажного производства. М. Легпромбытиздат, 2016.
Дополнительные источники:
1. Бузов Б.А. Материаловедение швейного производства / Б.А. Бузов, Т.А. Модестова, Н.Д. Алыменкова. – М.:Легромбытиздат, 1986.
2. Кукин Г.Н. Текстильное материаловедение. Волокна и нити / Г.Н. Кукин, А.Н. Соловьев. – М.Легпромбытиздат, 1989.
3. Мальцева Е.П. Материаловедение текстильных и кожевенно-меховых материалов / Е.П. Мальцева. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
4. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды / Л.В. Орленко. – М.:Легпромбытиздат, 1996.
5. Промышленная технология одежды / (П.П. Кокеткин и др.). – М.: Легпромбытиздат, 1988.
6. Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.А. Савостицкий, Э.К. Амирова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
7. Садыкова Ф.Х. Текстильное материаловедение и основы тектильных производств / Ф.Х. Садыкова, Д.М. Садыкова, Н.И. Кудряшова. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
8. Стельмашенко В.И. Потребительские свойства текстильных материалов / В.И. Стельмашенко. – М.: Экономика, 1982.
9. Стельмашенко В.И. Материаловедение швейного производства / В.И. Стельмашенко, Т.В. Розаренова. – М.: Легпромбытиздат, 1987.
10. Стельмашенко В.И. Материалы для изготовления и ремонта одежды / В.И. Стельмашенко, Т.В. Розаренова. – М.: Высшая школа, 1997.
11. Эксплуатационные свойства материалов для одежды и методы оценки их качества: справочник / (К.Г. Гущина и др.). – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984.
4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
выбирать материалы для профессиональной деятельности; | устный опрос; практические занятия |
определять основные свойства и строение ткани; | устный опрос практические занятия |
определять ассортимент и сортность ткани; | тестовые задания практические занятия |
Знания: | |
основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов. | тестовые задания практические занятия |
5