. | | УТВЕРЖДЕНА Зам.директора по УМР ____________________ «_____»_____ 20__ г. |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 Русский язык и культура речи
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 11.02.12 Почтовая связь, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 967 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.02.12 Почтовая связь» (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2021 г.) (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2014 г. рег. № 33771)
Организация-разработчик. Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Разработчик:
Грязнова Ирина Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании методического совета
Протокол № ____ от «____» ________ 2024 г
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 11.02.12 Почтовая связь.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 04 ОК 05 ОК 09 | Уметь пользоваться словарями русского языка; определять лексическое значение слова; определять нормы литературного произношения;строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров. | Знать правила речевого этикета; различия между языком и речью; специфику устной и письменной речи; невербальные, вербальные средства общения; три аспекта культуры речи: нормативные, коммуникативные, этические; сущность литературного языка; нормы русского литературного языка; правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; лексическое ударение; орфоэпические нормы; лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов; способы словообразования; синтаксический строй предложения; правила правописания; функциональные стили литературного языка. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем |
| часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Промежуточная аттестация в форме зачета | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.3) |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма | | | ОК 4,ОК5 |
Введение. Предмет курса «Русский язык и культура речи». | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Язык и речь. Понятие «язык», «речь». Единицы языка, единицы речи. Виды речевой деятельности. | 2 | |
Тема 1.1. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический | Содержание учебного материала | 2 | |
2 | Культуры речи и речевой этикет. История культуры речи и особенности речевого этикета. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. | 2 | |
Тема 1.2. Литературный язык – Высшая форма развития национального языка | Содержание учебного материала | 2 | |
3 | Сопоставление устной и письменной речи. Литературный язык: устная и письменная разновидности. | 2 | |
Раздел 2. Система языка и её стилистическая характеристика | | ОК 4,ОК5 |
Тема 2.1. Фонетика | Содержание учебного материала | 2 |
4 | Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Средства фонетической выразительности. Интонация. Понятие о звуке. Фонетический разбор слова. | 2 |
Тема 2.2. Орфоэпия | Содержание учебного материала | 2 |
5 | Практическое занятие. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения Орфоэпические нормы. Характеристика функций словесного ударения. | 2 |
Тема 2.3. Лексикология. Полисемия. Омонимы, паронимы, их функции | Содержание учебного материала | 4 |
6 | Слово в лексической системе языка. Введение понятия «Лексикология», «Полисемия». Примеры полисемии в русском языке. Лексика с точки зрения ее употребления. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. | 2 |
7 | Практическое занятие. Лексические ошибки в речи и их исправление. | 2 |
Тема 2.4. Фразеология. | Содержание учебного материала | 2 |
8 | Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеология. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов. | 2 |
Тема 2.5. Словообразование. | Содержание учебного материала | 4 |
9 | Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. | 2 |
10 | Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | 2 |
Тема 2.6. Морфология. | Содержание учебного материала | 12 |
11 | Морфологические нормы имени существительного. Употребление правильных форм имен существительных в речи. | | 2 |
12 | Нормативное употребление прилагательных в речи. Основные признаки прилагательных. Значение степеней сравнения прилагательных. | 2 |
13 | Нормативное употребление местоимений в речи. Разряды местоимений. Закрепление правил правописания местоимений. Случаи употребления местоимений в речи. | 2 |
14 | Практическое занятие. Нормативное использование форм имен числительных в речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Типичные ошибки в употреблении числительных. | 2 |
15 | Нормативное употребление глагола и глагольных форм в речи. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. | 2 |
16 | Нормативное употребление служебных частей речи и наречий в речи. Общая характеристика наречия. Виды степеней сравнения. Виды ошибок в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий и их предупреждение. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование в речи предлогов, союзов. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. | 2 |
Тема 2.7. Синтаксис. Пунктуация. | Содержание учебного материала | 10 |
17 | Синтаксические нормы русского литературного языка. Основные единицы синтаксиса. Основные синтаксические нормы русского литературного языка. Употребление предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Согласование подлежащего со сказуемым. | 2 |
18 | Синтаксические нормы в построении сложного предложения. Стилистическое использование разных типов сложных предложений. | 2 |
19 | Способы оформления чужой речи. Цитирование. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. | 2 |
20 | Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос. | 2 |
21 | Практическое занятие. Исправление ошибок в тексте, связанных с нарушением синтаксических норм. | 2 |
Раздел 3. Текст как речевое произведение | | | ОК 4,ОК5, ОК 9 |
Тема 3.1. Текст и его структура. | Содержание учебного материала | 2 |
22 | Текст и его структура. Основные признаки и структура текста. | 2 |
Тема 3.2. Система функциональных стилей русского языка | Содержание учебного материала | 4 |
23 | Практическое занятие. Виды стилей. Нормы русского делового этикета в деловом общении. Основные стили русского литературного языка. Понятие «Этика», «Этикет». Языковые особенности делового стиля. Оформление деловой документации. | 2 |
24 | Зачетное занятие. | 2 |
| Всего: | 48 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект электронных видеоматериалов;
задания для контрольных работ;
профессионально ориентированные задания;
материалы экзамена.
Технические средства обучения:
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Русский язык и культура речи. Практикум : учебно-практическое пособие / В. Д. Черняк, Е. В. Сергеева, А. В. Кузьмина [и др.] ; под ред. В. Д. Черняк, Е. В. Сергеевой. — Москва : КноРус, 2023. — 227 с. — ISBN 978-5-406-11975-4. — URL: https://book.ru/book/950160 (дата обращения: 24.09.2023). — Текст : электронный.
Русский язык и культура речи : учебник / Е. В. Сергеева, В. Д. Черняк, А. И. Дунев [и др.] ; под ред. Е. В. Сергеевой, В. Д. Черняк. — Москва : КноРус, 2023. — 343 с. — ISBN 978-5-406-10486-6. — URL: https://book.ru/book/945210 (дата обращения: 24.09.2023). — Текст : электронный.
Дополнительные источники:
Тищенкова, Л. М., Русский язык и культура речи. : учебник / Л. М. Тищенкова. — Москва : КноРус, 2012. — 208 с. — ISBN 978-5-4365-0069-0. — URL: https://book.ru/book/915099 (дата обращения: 24.09.2023). — Текст : электронный.
Власенков, А. И. Русский язык [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А. И. Власенков, А. И. Потемкина. – 4-е изд., стер. – Москва: Дрофа, 2009. – 269 с.
Словари
1.Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
2.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
3.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
5.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
6.Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
7.Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
8.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
9.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет–ресурсы:
Информационно-справочный портал [Электронный ресурс] / slovari.gramota.ru. – Режим доступа: http://slovari.gramota.ru, свободный.– Загл. с экрана.
1. http://www.gramota.ru - «Русский язык и культура речи»
2. Ресурс Цифровые учебные материалы http://abc.vvsu.ru/
3. Ресурс ЭБС BOOR.RU
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных нормативов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должен уметь: пользоваться словарями русского языка; определять лексическое значение слова; определять нормы литературного произношения; строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров. Должен знать: правила речевого этикета; различия между языком и речью; специфику устной и письменной речи; невербальные, вербальные средства общения; три аспекта культуры речи: нормативные, коммуникативные, этические; сущность литературного языка; нормы русского литературного языка; правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров; фонемы, особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; лексическое ударение; орфоэпические нормы; лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов; способы словообразования; синтаксический строй предложения; правила правописания; функциональные стили литературного языка. | устный опрос, результаты выполнения практических заданий; | устный опрос, результаты выполнения практических заданий; | устный опрос, решение тестовых заданий; | устный опрос, результаты выполнения практических заданий ; | устный опрос, решение тестовых заданий; решение тестовых заданий ; | устный опрос, практические задания; | устный опрос, выполнения практических заданий ; устный опрос, выполнения практических заданий ; устный опрос, оценка решения тестовых заданий; устный опрос, оценка решения тестовых заданий устный опрос, выполнения практических заданий; устный опрос, оценка выполнения тестовых заданий; устный опрос, тестовые задания; практические задания; устный опрос, устный опрос, выполнения практических заданий; устный опрос, решение тестовых заданий; устный опрос, решение тестовых заданий; | практические задания. | |
3