МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №4
ИМЕНИ ИВАНА НАУМОВИЧА НЕСТЕРОВА ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН
Утверждаю
Директор МБОУ гимназии №4
имени И.Н.Нестерова поселка Псебай
от «31» августа 2020г. Пр.№1
____________И.С.Рой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курса «Основы православной культуры»
Возраст обучающихся:7-10 лет
Количество часов: 135
Разработала учитель начальных классов,
руководитель курса «Основы православной культуры»
Москвитина Виктория Викторовна
2020 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной культуры составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, авторской программы Л. Л Шевченко «Основы православной культуры».
Основной целью программы является формирование базовой культуры на основе отечественных традиций духовных и нравственных ценностей.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:
духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
создание условий творческого развития;
воспитание любви к Родине, семье
интеграция личности в национальную и мировую культуру;
обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.
Программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов.
Программа – интенсивный курс обучения.
2.Тематическое планирование
Теоретические занятия |
| Тема занятия | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Красота Божьего мира. | 2 | Сентябрь |
2 | Значение и польза знаний. | 2 | Сентябрь |
3 | Библия – Великая книга человечества. | 2 | Сентябрь |
4 | Добро и зло в душе человека. | 2 | Октябрь |
5 | Именины и дни рождения. | 2 | Ноябрь |
6 | Православная культура в жизни людей. | 2 | Декабрь |
7 | Рождество Христово – самый главный праздник. | 2 | Декабрь |
8 | Евангелие – Благая весть. | 4 | Январь |
9 | Новый завет. | 4 | Март |
10 | Красота внутренняя и внешняя. | 2 | Март |
11 | Пасха: цвета и звуки весны. | 2 | Апрель |
12 | Святые вожди на земле Русской. | 2 | Апрель |
13 | Обязанности по отношению к Богу, людям, к себе. | 2 | Апрель |
14 | Правила жизни, данные Богом. | 4 | Октябрь |
15 | Нарушение правил жизни. Грех. | 4 | Декабрь |
16 | Праздник Воскресения Христово. | 3 | Февраль |
17 | Праздник Святой Троицы. | 3 | Май |
18 | Крещение Руси. | 2 | Март |
19 | Ангел-хранитель – твой святой покровитель. | 2 | Февраль |
20 | Жизнь Иисуса Христа. | 2 | Ноябрь |
Итого | | 50 | |
Экскурсии | |
1 | Экскурсия в Свято-Преображенский храм п.Псебай. | 8 | Октябрь |
2 | Поездка в краевой историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицина. | 12 | Апрель |
3 | Поездка по святым местам Краснодарского края. | 6 | Февраль |
Итого | | 26 | |
Театрализованные постановки | |
1 | «Рождественская сказка» | 8 | Январь |
2 | Праздник ко дню Матери «Добро спасёт мир» | 8 | Ноябрь |
3 | «Пасхальный колобок» | 8 | Апрель |
4 | Духовно-нравственные игры. | 10 | Сентябрь-май |
5 | «Широкая масленица» | 4 | Март |
Итого | | 38 | |
Акции | |
1 | «Дари добро людям» | 5 | Сентябрь-май |
Итого | | 5 | |
Участие в конкурсах и викторинах | |
1 | «Культура и религия глазами детей» | 6 | В течение года |
2 | Краевые конкурсы. | 5 | В течение года |
3 | Российские конкурсы. | 5 | В течение года |
Итого | | 16 | |
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретические занятия.
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, Дома, храмы), Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.
Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе, Обязанность человека - сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?
Значение и польза знаний. Откуда человек получает знания? Для чего люди должны учиться? Библейская притча о мудрости. Значение письменности в получении знаний. Трудолюбие и стремление к знаниям. Детство преподобного Сергия Радонежского. Отношение отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность. Осенние праздники и осенние труды. Народные традиции, связанные с осенними православными праздниками Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Радость и святость совместного труда. Покровские храмы на Руси. Именины и день рождения. Значение имен. Почему нужно дорожить своим именем? Что празднуют в день именин и в день рождения? Четыре правила именинника. Что такое голос совести? Что помогает человеку слышать голос совести? Икона и картина.
Гордость рождает зло. Как сохранить дружбу? В преддверии светлого праздника. История праздника Рождества Христова и народные традиции, связанные с ним. О любви и кротости. О доброте и сострадании. О скромности и терпении. Вода живая. Значение праздника Крещения Господня и народные обычаи, связанные с ним.
Образец доброты и кротости. Любовь к людям, смирение и трудолюбие святого Серафима Саровского. Как нужно просить прощения. Обычай покаяния в «прощёный день». О мужестве и верности. О любви к животным. Праздник Воскресения Христова. Смысл и значение праздника Пасхи. Народные обычаи, связанные с ним. Пасхальная радость.
О послушании. Чему нас учат русские народные сказки. Герои - защитники Отечества. Государственный герб России. Кто изображен на гербах России и Москвы? Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Урок-экскурсия к храму.
Семена добра и правды. Библия – Великая книга человечества. Золотая осень – золотой праздник. Святость семьи и родного очага.
Родная земля и ее Заступница. Добро и зло в душе человека. О чем возвестила звезда. Принеси другому радость.
Человек живёт для добра. Бедность и богатство. Гордость – дружбе помеха. Человек славен трудом. Широкая масленица. Храни душу свою. Жизнь, отданная за людей. Праздник Воскресения Христова. Народная память. Радоница. О мужестве и славе.
Молнии слов светозарных
Евангелие – Благая весть. Смысл Евангелий. Четыре евангелиста, их символы.
Предтеча и Креститель Иоанн. Сорокадневный пост, искушение Иисуса Христа. Призвание апостолов. Проповедь. Участие Иисуса Христа в нуждах людей. Брак в Кане Галилейской. Благословение брака и семьи. Чудеса Господа. Исцеление расслабленного. Исцеление слепорожденного. Причины болезней. Как исцелиться от болезни? Воскрешение дочери Иаира. Необыкновенный улов. Чудеса Господа. Насыщение пяти тысяч. Хождение по водам. Притчи Господни. Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженств – ступеньки духовного восхождения. Непротивление злу насилием. О силе молитвы. Молитва «Отче наш», каждое ее прошение. Творение милостыни. «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Примеры из жизни святых. Как относиться к ближнему. «Сокровища на небе». Что это такое? Можно ли одновременно собирать сокровища на небе и на земле? Притча о званых и избранных. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Пророчество о Иерусалиме. Страстная седмица (неделя). Великий вторник. Обличение. Великая среда. Заговор иудеев, предательство Иуды. Великий четверг. Тайная вечеря. Установление Таинства Причастия. Отречение апостола Петра. Смерть Иуды. Иисус Христос у Пилата. Крестный путь. Великая пятница. Распятие, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Господне. Свидетельства о Воскресении. Плащаница. Воскресение в художественной культуре. Явление ученикам. Фома неверующий. Почему не поверил Фома. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Праздник Святой Троицы. Успение Богородицы. Лента времена. Ветхий Завет. Лента времена. Новый Завет. Крещение Руси. Круг главных непереходящих и переходящих праздников. Церковнославянский язык. Чтение. Чтение Псалтири. Внеклассный урок. Посещение храма. Изображения Евангельских событий в росписях храма.
Экскурсии
Экскурсия в Свято-Преображенский храм посёлка Псебай. Знакомство со священнослужителями, иконами, службами.
Поездка в краевой историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицина. Посещение отдела духовной культуры, участие в викторине, проводимой музеем, знакомство с экспонатами музея, привезенными из нашим мест. Экскурсия по святым местам Краснодарского края. Знакомство с сотрудниками и их деятельностью.
Театрализованные постановки.
Написание сценариев к мероприятиям, разучивание ролей, подготовка костюмов, выступление перед школьниками и ребятами детских садов.
Духовно-нравственные акции.
Подари добро людям.
Участие в конкурсах и викторинах.
В течение всего года участие в конкурсах и викторинах.
4.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценностей человеческой жизни.
В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся должны:
В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся 1 – 4 классов
научатся:
традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
историю возникновения и распространения православной культуры,
роль православной культуры в истории России
основы духовной традиции православия,
определения основных понятий православной культуры,
взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,
описание основных содержательных составляющих священных книг,
описание священных сооружений,
описание религиозных праздников и святынь православной культуры
получат возможность научится:
толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
слушать собеседника, вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовить сообщение по выбранным темам.
Формы реализации программы внеурочной деятельности: выставки, соревнования, защита мини-проектов, однодневные походы, игры, беседы, театрализованные постановки, .
Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
Формой итогового контроля является коллективный творческий проект.
Для проведения занятий по программе имеется материальная база:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской,
- техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов;
- библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
- наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.
-музеи.
- площадка для организации подвижных спортивных игр на открытом воздухе.
Список литературы для младших школьников по основам православной культуры.
1.Ночь на Рождество. Притча.
2.А.Худошин Рождество и Пасха.
3.С.Есенин Пасхальный благовест.
4.А.Майков Христос Воскресе!
5.А.Блок Вербочки.
6.Б.Ганаго Детская исповедь.
7.Б.Ганаго Хочешь стать королём? Об образе Божием.
8.Б.Ганаго Небесный гость. Свеча в окне.
9.С.М.Макорова Рождественский фонарь.
10.Л.Сиригос В ожидании звезды.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания №1 Заместитель директора по ВР
МО учителей начальных классов
МБОУ гимназии №4 им.И.Н.Нестерова _____________ А.А.Сулухия
посёлка Псебай
от 31 августа 2020 г. Пр.№1 31 августа 2020 г.
_____________ Е.П.Малакеева