Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Средняя школа № 81 имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева»
Рассмотрено и одобрено | Согласовано | Утверждаю |
на НМС МБОУ СШ № 81 | Заместитель директора по ВР | Директор МБОУ СШ № 81 |
Протокол № 1 от 26.08.2022 г. | __________ Рыбникова Л.Н. | ____________ И.В. Комиссаров Приказ № 731 от 01.09.2022 г.. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
3Д класс
Всего часов - 34 ч.
Программу разработала:
Андреянова О.А.,
учитель начальных классов
г. Ульяновск
2022-2023 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся 3Д класса на 2022-2023 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования науки РФ от 06 октября 2009 года № 373;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 81 (срок реализации 4 года), утвержденная приказом № 401 от 25.05.2021г (с изменениями, приказ № 686 от 01.09.2022г.);
Рабочая программа внеурочного курса «Разговоры о важном» составлен на основе примерной рабочей программы «Разговоры о важном».
На изучение курса «Разговоры о важном» в 2022-2023 учебном году в 3Д классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Контроль и оценка планируемых результатов
В результате реализации программы «Разговоры о важном» ожидается:
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
В сфере эстетического воспитания: формирование представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
В духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
В понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формированиеи сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
В сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
Воспитательный компонент
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения математической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математике, заинтересованности в научных знаниях обустройстве мира и общества;
Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а так же в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Ценностей научного познания Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной
культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, ко сознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Личностные результаты освоения функциональной грамотности: формирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Содержание курса
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Государственная символика
Что может герб нам рассказ? Гимн России. Россия в мире.
Великие люди и открытия
Мечтаю летать. Какие бывают учителя: Лев Николаевич Толстой.
Петр и Феврония Муромские. Какие поступки делают человека великим? (о первом полете человека в космос). Что такое подвиг? Откуда берутся научные открытия? Я хочу услышать музыку. Что такое творчество?
Моё Отечество
История Отечества - история каждого из нас. От поколения к поколению: любовь россиян к Родине. Отчество – от слова «отец». Надо ли вспоминать прошлое? Память времен. Путешествие по Крыму. Дом для дикой природы.
Традиции и праздники
Зачем нам знания? Как создаются традиции? Когда мы едины - мы непобедимы. Материнское сердце чаще бьется (С. Федин). Светлый праздник Рождества. Хорошие дела не ждут благодарности? (ко Дню защитника Отечества). Обычный мамин день. Писала девочка дневник… С чего начинается театр? Дарить добро…
Я-гражданин России
Что я могу сделать для других? Мои права и обязанности: в чем разница? О чем мы мечтаем?
Виртуальный я - что можно и что нельзя.
Не надо бояться трудностей. Вместе весело шагать по просторам…Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье.
Тематическое планирование
Модули программы внеурочной деятельности | Разделы модуля (реализация воспитательной компоненты) | Часы |
Духовно-нравственное развитие личности (25 часов) | Гражданско-патриотическое воспитание | 8 |
Нравственное и духовное воспитание | 5 |
Воспитание семейных ценностей | 2 |
Эстетическое воспитание | 5 |
Интеллектуальное воспитание | 5 |
Социальное развитие личности (8 часов) | Правовое воспитание и культура безопасности | 1 |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | 5 |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | 1 |
9. Экологическое воспитание | 21 |
Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
| | | День знаний. Зачем мне знания? |
| | | Наша страна – Россия. От поколения к поколению: любовь россиян к Родине. |
| | | 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского. .Мечтаю летать. |
| | | День пожилых людей. Как создаются традиции? |
| | | День учителя. Учитель жизни: Л. Н.Толстой. |
| | | День отца. Отчество — от слова „отец“. |
| | | День музыки. Я хочу услышать музыку. |
| | | Традиционные семейные ценности. Пётр и Феврония Муромские. |
| | | День народного единства. Когда мы едины - мы непобедимы. |
| | | Мы разные, мы вместе. Память времен. |
| | | День матери. Материнское сердце чаще бьётся. |
| | | Символы России: Государственный гимн, герб, флаг. Что может герб нам рассказать? |
| | | День добровольца. Что я могу сделать для других? |
| | | День Героев Отечества. История Отечества — история каждого из нас |
| | | День Конституции. Мои права и мои обязанности: в чём разница? |
| | | Рождество. Светлый праздник Рождества. |
| | | Новый год. Семейные праздники и мечты. О чём мы мечтаем? |
| | | Цифровая безопасность и гигиена школьника. Виртуальный я — что можно и что нельзя? |
| | | День снятия блокады Ленинграда. Писала девочка дневник… |
| | | Великие люди России: К. С. Станислав ский. С чего начинается театр? |
| | | День российской науки. Откуда берутся научные открытия? |
| | | День защитника Отечества. Хорошие дела не ждут благодарности? |
| | | Международный женский день. Обычный мамин день |
| | | Россия и мир. Россия в мире. |
| | | День воссоединения Крыма с Россией. Путешествие по Крыму |
| | | 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова. Поэт, который писал для детей и о детях. |
| | | Всемирный день театра. Что такое творчество? |
| | | День космонавтики. Мы — первые. Какие поступки делают человека великим? (о первом полёте человека в космос) |
| | | Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками. Надо ли вспоминать прошлое? |
| | | День Победы. Бессмертный полк. Что такое подвиг? |
| | | День труда. Не надо бояться трудностей. |
| | | День Земли. Дом для дикой природы. |
| | | Мои увлечения |
| | | Мои увлечения |
5. Учебно-методическая литература:
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников. [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы
Технические средства обучения: компьютер, М/М экран.