Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности «Самоделкино» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В процессе курса «Самоделкино» осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Программа данного курса рассчитана на один год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов. Изготовление объёмных поделок и композиций.
Знакомство с первоначальными сведениями о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Изготовление аппликаций и объёмных форм. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Изготовление по образцу «рыбок», «лягушки», в технике «Оригами» из плотной бумаги. Сгибание бумаги по прямым линиям.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Содержание курса | Дата проведения |
1 четверть |
Работа с пластилином. |
1 | Вводное занятие. Соблюдение ТБ на уроке. Ознакомление с материалом для поделок. Пластилин. | 1 | Различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке, брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.) | Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока. Требования к поведению учащихся во время урока. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся. Лепка по образцу предметов шаровидной формы: мяч. Лепка по образцу овощей имеющих форму шара; составление композиции из изготовленных овощей (помидоры в корзине и т. п.). Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец); составление композиции (овощи на тарелке). Приемы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (жгутики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки. | 03.09 |
2 | Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. | 1 | Учиться видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму шара. Выполнение изделия «Мяч». | 10.09 |
3 | Лепка по образцу овощей в виде формы шара. | 1 | Учиться видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму шара. Выполнение изделия «Овощи». | 17.09 |
4 | Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец. | 1 | Учиться лепить предметы овальной формы, используя приемы лепки - скатывание и раскатывание. Выполнение изделия «Огурец». | 24.09 |
Работа с бумагой. |
5 | Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям. | 1 | Уметь выполнять различные приемы складывания бумаги, умение работать по инструкции. | Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Инструменты для работы с бумагой. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям. Знакомство с новой базовой формой «стрела». Изготовление поделки «Кораблик» в технике «Оригами». Складывание бумажных квадратов по диагонали. Подбор нужного цвета бумаги. Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. | 01.10 |
6 | Изготовление по образцу летающих игрушек. Стрелы. | 1 | Уметь выполнять различные приемы складывания бумаги, умение работать по инструкции. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям. Выполнение изделия «Стрела». | 08.10 |
7 | Изготовление по образцу. Кораблик. | 1 | Уметь выполнять различные приемы складывания бумаги, умение работать по инструкции. Выполнение изделия «Кораблик». | 15.10 |
8 | Резание ножницами по линии сгиба. Резание полос разной длины. | 1 | Умение разрезать ножницами бумагу на полосы по следу сгиба. Тренировочные упражнения в резании полос разной длины. | 22.10 |
2 четверть |
Работа с бумагой. |
9 | Резание полосы бумаги на квадраты. | 2 | Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Отработка умения резания полосы бумаги на квадраты. | Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов. Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону. Получение треугольника путем сгибания квадрата с угла на угол. Закрепление знаний о геометрических фигурах. | 05.11 |
10 | Закрепление умения резания полос бумаги на квадраты. | | 12.11 |
11 | Получение треугольников путем сгиба квадрата с угла на угол. | 1 | Уметь ориентироваться и находить в пространстве квадрата верхний, нижний правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть. Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем. Сгибать квадрат пополам. Комментировать свои практические действия. Прикладывать углы к середине (центру) листа. | 19.11 |
Работа с пластилином. |
12 | Лепка по образцу. Морковка. | 1 | Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями. Учить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Выполнение изделия «Морковка». | Лепка по образцу предметов шаровидной и овальной формы. Составление композиции. Приемы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара, скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка по образцу моркови, гриба. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении бабочки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении ежика. | 26.11 |
13 | Лепка по образцу. Гриб. | 1 | Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями. Учить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Выполнение изделия «Гриб». | 03.12 |
14 | Лепка по образцу. Бабочка. | 1 | Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями. Учить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Выполнение изделия «Бабочка». | 10.12 |
15 | Лепка по образцу. Ёж. | 1 | Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями. Выполнение изделия «Ёж». | 17.12 |
16 | Лепка по образцу. Цветок. | 1 | Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями. Учить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Выполнение изделия «Цветок». | 24.12 |
3 четверть |
Работа с бумагой. |
17 | Изготовление аппликации. Флажок. | 1 | Работа с иллюстративным материалом. Рисование по разметочным линиям. Резание бумаги по показу. Составление флажка, выполнение аппликации. | Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Изготовление по образцу «рыбок», «лягушки», в технике «Оригами» из плотной бумаги. Сгибание бумаги по прямым линиям. Упражнять детей в многократном складывании бумаги. Совершенствовать навыки сгибания квадратного листа по диагонали, пополам, четко совмещая стороны и углы; закрепить базовую форму «двойной треугольник». Формировать умения следовать устным инструкциям учителя. Развивать у детей двигательную активность, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Воспитывать интерес детей к искусству оригами; способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. | 14.01 |
18 | Симметричное вырезание из бумаги овощей. Помидор. | 1 | Закрепить умения различать овощи. Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой формы из бумаги в виде квадратов (разного размера), срезая углы способом закругления. Развивать умения аккуратно наклеивать изображения. Беседа, отгадывание загадок на тему «Овощи», чтение стихотворения. Дидактическая игра «Овощи и фрукты». Выполнение изделия «Помидор». | 21.01 |
19 | Симметричное вырезание из бумаги фруктов. Яблоко. | 1 | Закрепить умения различать фрукты; продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой формы из бумаги в виде квадратов (разного размера), срезая углы способом закругления; развивать умения аккуратно наклеивать изображения. Беседа, отгадывание загадок на тему «Фрукты», чтение стихотворения. Дидактическая игра «Овощи и фрукты». Выполнение изделия «Яблоко». | 28.01 |
20 | Изготовление по образцу фруктов. Груша (объемная аппликация) | 1 | закрепить умения различать фрукты; продолжать отрабатывать умение симметричного вырезания из бумаги, «тиражирование деталей»; развивать умения аккуратно наклеивать изображения. Беседа, отгадывание загадок на тему «Фрукты», чтение стихотворения. Дидактическая игра «Овощи и фрукты». Выполнение объемной аппликации «Груша». | 04.02 |
21 | Изготовление по образцу улитки. | 1 | Игровой момент «что в чёрном ящике?». Загадка про улитку. Показ образца готовой поделки. Повторение техники безопасности работы с ножницами. Повторение расположения цветов в радуге (считалочка). Проговаривание алгоритма создания улитки и чтение схемы. Самостоятельное изготовление улитки, повторение объёмных форм бумажной пластики и вариантов их соединения. Выполнение изделия «Улитка». | 18.02 |
22 | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Домик. | 1 | Беседа «Представления учащихся о домах», выявить имеющиеся знания. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Умение обводить по шаблонам, закрепить приёмы вырезания. Выполнить композицию из геометрических фигур; правильно расположить детали на листе бумаги; развивать навыки работы с клеем. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости), развитие связной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез). Выполнение композиции «Домик». | 25.02 |
23 | Составление по образцу композицию из геометрических фигур. Неваляшка. | 1 | Обрабатывание умения скруглять на глаз углы квадратов, разных по размеру. Формировать умение анализировать аппликацию по вопросам учителя; Выполнять изделие, ориентируясь на образец. Развивать умение правильно размещать детали аппликации относительно друг друга и плоскости листа. Развивать глазомер. Соблюдать правила безопасной работы ножницами. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. Выполнение композиции «Неваляшка». | 03.03 |
24 | Оригами: лягушка. | 1 | Беседа «Кто такие лягушки, внешний вид, строение. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки». Ответы на вопросы учителя, работа с иллюстрациями. Отработка умения поэтапного складывания лягушки. Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги - оригами; Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. | 10.03 |
25 | Оригами: рыбка | 1 | Чтение художественных произведений о рыбах, беседы о содержании аквариума, отгадывание загадок, практическая работа с бумагой в технике «оригами», выполнение базовой формы «двойной треугольник». Наблюдение детей за аквариумом. Выполнение поделки «Рыбка». | 17.03 |
4 четверть |
Работа с бумагой. |
26 | Оригами. Коллективная работа: аквариум с рыбками | 1 | Чтение художественных произведений о рыбах, беседы о содержании аквариума, отгадывание загадок, практическая работа с бумагой в технике «оригами», выполнение базовой формы «двойной треугольник». Наблюдение детей за аквариумом. Выполнение коллективной работы «Аквариум с рыбками». | Упражнять детей в многократном складывании бумаги. Совершенствовать навыки сгибания квадратного листа по диагонали, пополам, четко совмещая стороны и углы; закрепить базовую форму «двойной треугольник». Формировать умения следовать устным инструкциям учителя. Развивать у детей двигательную активность, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Воспитывать интерес детей к искусству оригами; способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. | 07.04 |
27 | Оригами: собачка. | 1 | Беседа «Домашнее животное - собака». Чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедии. Повторить свойства бумаги, названия цветов, геометрический материал. Отработка умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания. Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера. Изготовление поделки «Собачка». | 14.04 |
28 | Оригами: кошка | 1 | Беседа «Домашнее животное - кошка». Чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедии. Повторить свойства бумаги, названия цветов, геометрический материал. Отработка умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания. Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера. Изготовление поделки «Кошка». | 21.04 |
29 | Оригами: тюльпан | 1 | Повторить свойства бумаги, названия цветов, геометрический материал. Отработка умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания. Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера. Изготовление поделки «Тюльпан». | 28.04 |
30 | Аппликация. Цветы. | 1 | Беседа о цветах. Виды цветов. Рассматривание иллюстраций. Повторение «Что такое аппликация?» Умение работать с шаблонами; Правильное использование основ композиции; Умение правильно подобрать цвета; Умение последовательного наклеивания. Выполнение аппликации «Цветок» | Формировать умение вырезать и наклеивать многолепестковые цветы. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать красоту цветов. Продолжать развивать мелкую моторику руки. | 05.05 |
31 | Аппликация. Орнамент в полосе. | 1 | Беседа. Рассматривание картин, красочных иллюстраций, чтение художественной литературы. Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Умение правильно располагать детали и последовательно их наклеивать. | Формировать представление о новом использовании геометрических фигур. Научить составлять узор и орнамент с использованием геометрических фигур. Учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику пальцев. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность. | 12.05 |
32 | Продолжение работы. Аппликация. Орнамент в полосе. | 1 | |
33 | Аппликация. Орнамент в круге. | 1 | Беседа. Рассматривание картин, красочных иллюстраций, чтение художественной литературы. Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в круге. | 19.05 |
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения: