СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Самоделкино" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Самоделкино" 1 класс»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Самоделкино» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: создание развивающей, воспитывающей образовательной среды, позволяющей удовлетворить интересы, склонности и творческие запросы умственно отсталых обучающихся, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных интересов в свободное время, формирование социально адаптированной личности.

Задачи:

  • воспитывать положительные качества личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

  • формировать уважительное отношение детей к чужому труду;

  • формировать элементарные знания по видам труда,

  • формировать трудовые качества,

  • развивать самостоятельность в труде,

  • прививать интерес к труду;

  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Самоделкино»

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности «Самоделкино» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

В процессе курса «Самоделкино» осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Описание места учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа данного курса рассчитана на один год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

  • навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • закладываются основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Предметные результаты:

  • уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

  • выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

  • создавать     элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

Базовый уровень:

  • пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

  • историю возникновения  и развития бумаги,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ; 

  • понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

  • виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

Минимально достижимый уровень:

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

  • называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

  • выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

  • выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами;

  • выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник;

  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

  • наблюдать и описывать свойства используемых материалов.

Содержание программы учебного курса

Лепка (9 часов)

Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов. Изготовление объёмных поделок и композиций.

Работа с бумагой (оригами, аппликация) (24 часа)

Знакомство с первоначальными сведениями о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Изготовление аппликаций и объёмных форм. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Изготовление по образцу «рыбок», «лягушки», в технике «Оригами» из плотной бумаги. Сгибание бумаги по прямым линиям.


Учебно - тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Работа с пластилином

9

2

Работа с бумагой

24

ИТОГО

33









Календарно тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Содержание курса

Дата проведения

1 четверть

Работа с пластилином.

1

Вводное занятие. Соблюдение ТБ на уроке. Ознакомление с материалом для поделок. Пластилин.

1

Различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке, брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.)

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока. Требования к поведению учащихся во время урока. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: мяч.

Лепка по образцу овощей имеющих форму шара; составление композиции из изготовленных овощей (помидоры в корзине и т. п.).

Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец); составление композиции (овощи на тарелке).

Приемы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (жгутики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

03.09

2

Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч.

1

Учиться видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму шара.

Выполнение изделия «Мяч».

10.09

3

Лепка по образцу овощей в виде формы шара.

1

Учиться видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму шара. Выполнение изделия «Овощи».

17.09

4

Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец.

1

Учиться лепить предметы овальной формы, используя приемы  лепки - скатывание и раскатывание.

Выполнение изделия «Огурец».

24.09

Работа с бумагой.

5

Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям.

1

Уметь выполнять различные приемы складывания бумаги, умение работать по инструкции.

Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Инструменты для работы с бумагой. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям.

Знакомство с новой базовой формой «стрела».

Изготовление поделки «Кораблик» в технике «Оригами». Складывание бумажных квадратов по диагонали. Подбор  нужного цвета бумаги.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы.

01.10

6

Изготовление по образцу летающих игрушек. Стрелы.

1

Уметь выполнять различные приемы складывания бумаги, умение работать по инструкции.

Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям.

Выполнение изделия «Стрела».

08.10

7

Изготовление по образцу. Кораблик.

1

Уметь выполнять различные приемы складывания бумаги, умение работать по инструкции.

Выполнение изделия «Кораблик».

15.10

8

Резание ножницами по линии сгиба. Резание полос разной длины.

1

Умение разрезать ножницами бумагу на полосы по следу сгиба. Тренировочные упражнения в резании полос разной длины.

22.10

2 четверть

Работа с бумагой.

9

Резание полосы бумаги на квадраты.

2

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание

полосы.

Отработка умения резания полосы бумаги на квадраты.

Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов. Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону.

Получение треугольника путем сгибания квадрата с угла на угол. Закрепление знаний о геометрических фигурах.

05.11

10

Закрепление умения резания полос бумаги на квадраты.


12.11

11

Получение треугольников путем сгиба квадрата с угла на угол.

1

Уметь ориентироваться и находить в пространстве квадрата верхний, нижний правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Сгибать квадрат пополам.

Комментировать свои практические действия.

Прикладывать углы к середине (центру) листа.

19.11

Работа с пластилином.

12

Лепка по образцу. Морковка.

1

Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями.

Учить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.

Выполнение изделия «Морковка».

Лепка по образцу предметов шаровидной и овальной формы. Составление композиции. Приемы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара, скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка по образцу моркови, гриба.

Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара.

Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении бабочки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении ежика.


26.11

13

Лепка по образцу. Гриб.

1

Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями.

Учить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.

Выполнение изделия «Гриб».

03.12

14

Лепка по образцу. Бабочка.

1

Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями.

Учить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.

Выполнение изделия «Бабочка».

10.12

15

Лепка по образцу. Ёж.

1

Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями.

Выполнение изделия «Ёж».

17.12

16

Лепка по образцу. Цветок.

1

Закрепить умения лепить, используя приемы скатывания, раскатывания сплющивания, и уметь украсить работу дополнительными деталями.

Учить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.

Выполнение изделия «Цветок».

24.12

3 четверть

Работа с бумагой.

17

Изготовление аппликации. Флажок.

1

Работа с иллюстративным материалом. Рисование по разметочным линиям. Резание бумаги по показу. Составление флажка, выполнение аппликации.

Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».





































































Изготовление по образцу «рыбок», «лягушки», в технике «Оригами» из плотной бумаги. Сгибание бумаги по прямым линиям.

Упражнять детей в многократном складывании бумаги.

Совершенствовать навыки сгибания квадратного листа по диагонали, пополам, четко совмещая стороны и углы; закрепить базовую форму «двойной треугольник». Формировать умения следовать устным инструкциям учителя. Развивать у детей двигательную активность, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Воспитывать интерес детей к искусству оригами; способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

14.01

18

Симметричное вырезание из бумаги овощей. Помидор.

1

Закрепить умения различать овощи. Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой формы из бумаги в виде квадратов (разного размера), срезая углы способом закругления.

Развивать умения аккуратно наклеивать изображения.

Беседа, отгадывание загадок на тему «Овощи», чтение стихотворения. Дидактическая игра «Овощи и фрукты».

Выполнение изделия «Помидор».

21.01

19

Симметричное вырезание из бумаги фруктов. Яблоко.

1

Закрепить умения различать фрукты; продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой формы из бумаги в виде квадратов (разного размера), срезая углы способом закругления; развивать умения аккуратно наклеивать изображения.

Беседа, отгадывание загадок на тему «Фрукты», чтение стихотворения. Дидактическая игра «Овощи и фрукты».

Выполнение изделия «Яблоко».

28.01

20

Изготовление по образцу фруктов. Груша (объемная аппликация)

1

закрепить умения различать фрукты; продолжать отрабатывать умение симметричного вырезания из бумаги, «тиражирование деталей»; развивать умения аккуратно наклеивать изображения.

Беседа, отгадывание загадок на тему «Фрукты», чтение стихотворения. Дидактическая игра «Овощи и фрукты».

Выполнение объемной аппликации «Груша».

04.02

21

Изготовление по образцу улитки.

1

  • Игровой момент «что в чёрном ящике?». Загадка про улитку. Показ образца готовой поделки. Повторение техники безопасности работы с ножницами. Повторение расположения цветов в радуге (считалочка). Проговаривание алгоритма создания улитки и чтение схемы. Самостоятельное изготовление улитки, повторение объёмных форм бумажной пластики и вариантов их соединения.

  • Выполнение изделия «Улитка».

18.02

22

Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Домик.

1

Беседа «Представления учащихся о домах», выявить имеющиеся знания. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Умение обводить по шаблонам, закрепить приёмы вырезания.

Выполнить композицию из геометрических фигур; правильно расположить детали на листе бумаги; развивать навыки работы с клеем.

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости), развитие связной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез).

Выполнение композиции «Домик».

25.02

23

Составление по образцу композицию из геометрических фигур. Неваляшка.

1

Обрабатывание умения скруглять на глаз углы квадратов, разных по размеру.

Формировать умение анализировать аппликацию по вопросам учителя;

Выполнять изделие, ориентируясь на образец.

Развивать умение правильно размещать детали аппликации относительно друг друга и плоскости листа.

Развивать глазомер.

Соблюдать правила безопасной работы ножницами.

Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

Выполнение композиции «Неваляшка».

03.03

24

Оригами: лягушка.

1

Беседа «Кто такие лягушки, внешний вид, строение. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки». Ответы на вопросы учителя, работа с иллюстрациями.

Отработка умения поэтапного складывания лягушки.

Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги - оригами;

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

10.03

25

Оригами: рыбка

1

Чтение художественных произведений о рыбах, беседы о содержании аквариума, отгадывание загадок, практическая работа с бумагой в технике «оригами», выполнение базовой формы «двойной треугольник». Наблюдение детей за аквариумом.

Выполнение поделки «Рыбка».

17.03

4 четверть

Работа с бумагой.

26

Оригами. Коллективная работа: аквариум с рыбками

1

Чтение художественных произведений о рыбах, беседы о содержании аквариума, отгадывание загадок, практическая работа с бумагой в технике «оригами», выполнение базовой формы «двойной треугольник». Наблюдение детей за аквариумом.

Выполнение коллективной работы «Аквариум с рыбками».

Упражнять детей в многократном складывании бумаги.

Совершенствовать навыки сгибания квадратного листа по диагонали, пополам, четко совмещая стороны и углы; закрепить базовую форму «двойной треугольник». Формировать умения следовать устным инструкциям учителя. Развивать у детей двигательную активность, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Воспитывать интерес детей к искусству оригами; способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

07.04

27

Оригами: собачка.

1

Беседа «Домашнее животное - собака». Чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедии.

Повторить свойства бумаги, названия цветов, геометрический материал.

Отработка умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания. Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера.

Изготовление поделки «Собачка».

14.04

28

Оригами: кошка

1

Беседа «Домашнее животное - кошка». Чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедии.

Повторить свойства бумаги, названия цветов, геометрический материал.

Отработка умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания.

Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера.

Изготовление поделки «Кошка».

21.04

29

Оригами: тюльпан

1

Повторить свойства бумаги, названия цветов, геометрический материал.

Отработка умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания.

Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера.

Изготовление поделки «Тюльпан».

28.04

30

Аппликация. Цветы.

1

Беседа о цветах. Виды цветов. Рассматривание иллюстраций.

Повторение «Что такое аппликация?»

Умение работать с шаблонами;

Правильное использование основ композиции;

Умение правильно подобрать цвета;

Умение последовательного наклеивания.

Выполнение аппликации «Цветок»

Формировать умение вырезать и наклеивать многолепестковые цветы.

Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать красоту цветов.

Продолжать развивать мелкую моторику руки.

05.05

31

Аппликация. Орнамент в полосе.

1

Беседа. Рассматривание картин, красочных иллюстраций, чтение художественной литературы. Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.

Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Умение правильно располагать детали и последовательно их наклеивать.

Формировать представление о новом использовании геометрических фигур.

Научить составлять узор и орнамент с использованием геометрических фигур.

Учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой

деятельности.

Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое

мышление, мелкую моторику пальцев.

Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.


12.05

32

Продолжение работы. Аппликация. Орнамент в полосе.

1


33

Аппликация. Орнамент в круге.

1

Беседа. Рассматривание картин, красочных иллюстраций, чтение художественной литературы. Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.

Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в круге.

19.05











Перечень учебно-методических средств обучения.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:

  • иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изделия, методику их изготовления),

  • коллекции и гербарии,

  • натуральные объекты,

  • учебные модели,

  • компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)

  • презентации

  • компьютер.



Список литературы

  1. Кузнецова Л.А. Ручной труд. Учебник для 1 класса. М. «Просвещение»,2007г

  2. Кузнецова Л.Л..Методическое руководство к комплекту «Ручной труд»для 1 класса. М: «Просвещение» 2007 г.

  3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой Допущено Министерством образования РФ М. «Просвещение» 2006 год. Автор Н.Н.Павлова

  4. Козлина А.В. Уроки ручного труда. Москва – 2004 год.