СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над формированием звукобуквенного анализа у детей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над формированием звукобуквенного анализа у детей»

      Работа над формированием звукобуквенного анализа у детей

Работа над формированием звукобуквенного анализа у детей

Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза   1. Придумать слова на заданный звук . Например «З»- замок, зуб, зубры…  2. Модифицированный прием игры «Города» , когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего. Например «Лет о - о се нь - н еб о - о блак а - а рбу з …».
  • Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза 1. Придумать слова на заданный звук . Например «З»- замок, зуб, зубры…

2. Модифицированный прием игры «Города» , когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего. Например «Лет о - о се нь - н еб о - о блак а - а рбу з …».

3. Усложненный вариант предыдущего задания. В слове должен быть обязательно заданный звук. Например «Б»- б атон- не б о- о б лака- а б ажур…  4. «Заданные параметры».  Нужно подобрать слово, которое не только начинается, но и заканчивается на заданный звук.  «К__А» Каша, кошка, калитка, кружка, крупа, калоша…  Если ребенок затрудняется в подборе слов, то можно дать подсказку: « Так называют одним словом рис, гречку, пшено…». « Крупа».
  • 3. Усложненный вариант предыдущего задания. В слове должен быть обязательно заданный звук. Например «Б»- б атон- не б о- о б лака- а б ажур… 4. «Заданные параметры». Нужно подобрать слово, которое не только начинается, но и заканчивается на заданный звук. «К__А» Каша, кошка, калитка, кружка, крупа, калоша… Если ребенок затрудняется в подборе слов, то можно дать подсказку: « Так называют одним словом рис, гречку, пшено…». « Крупа».
5. « Назови лишнее слово».  Логопед произносит одно и тоже слово несколько раз, но между ними вставляет созвучное им слово.  Например:  Гора, гора, гора, кора, гора. (Нора, пора).  Коса, коса, роса, коса, коса. (Коза).  Голос, голос, голос, волос, голос. (Колос).  6.Вставить в слова пропущенные гласные буквы.  …збук…, …стр…, з…п…х, п…л…тк… . «А»  …к…л…, …кн…, …стр…в, л…жка. «О».  …гла, в…лка, л…цо, л…па. «И».  М…шь, м…ло, кам…ш, пол…нь. «Ы».
  • 5. « Назови лишнее слово». Логопед произносит одно и тоже слово несколько раз, но между ними вставляет созвучное им слово. Например: Гора, гора, гора, кора, гора. (Нора, пора). Коса, коса, роса, коса, коса. (Коза). Голос, голос, голос, волос, голос. (Колос). 6.Вставить в слова пропущенные гласные буквы. …збук…, …стр…, з…п…х, п…л…тк… . «А» …к…л…, …кн…, …стр…в, л…жка. «О». …гла, в…лка, л…цо, л…па. «И». М…шь, м…ло, кам…ш, пол…нь. «Ы».
к к к к   к       7. Сквозная буква».  Металлический стержень, которым открывают замок.  Комната для занятий в школе.  Стальные полозья для катания по льду.  Овощ, похожий на огурец.  Письменная принадлежность

к

к

к

к

 

к

 

 

 

  • 7. Сквозная буква». Металлический стержень, которым открывают замок. Комната для занятий в школе. Стальные полозья для катания по льду. Овощ, похожий на огурец. Письменная принадлежность
8. « Замена».  На доске записаны слова: дом, воз, нос, вол, сок, сом и др. Учащиеся должны заменить в этих словах гласную или согласную так, чтобы получилось новое слово  9.« Слово рассыпалось».  Из букв, написанных на каждой строчке, нужно составить слова.  О,Н,К,О. А,Р,У,К. И,Р,А,Г.  К,А,Л,О,Ж. Ш,А,М,И,А,Н. А,Н,К,И,Г.
  • 8. « Замена». На доске записаны слова: дом, воз, нос, вол, сок, сом и др. Учащиеся должны заменить в этих словах гласную или согласную так, чтобы получилось новое слово

9.« Слово рассыпалось». Из букв, написанных на каждой строчке, нужно составить слова. О,Н,К,О. А,Р,У,К. И,Р,А,Г. К,А,Л,О,Ж. Ш,А,М,И,А,Н. А,Н,К,И,Г.

10. «Считаем»  Н азывать слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг – вторая буква».  Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от  3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
  • 10. «Считаем» Н азывать слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг – вторая буква». Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
11. «Чем различаются слова?»  лук — лак, рис — лис, раб — рад, кот — кт, рад — ряд,  мол — моль, душ — туш. 12. Назови, какой звук первый/последний в слове луч, сила, диван… 13 . Назови все звуки по порядку в слове небо, туча, крыша…
  • 11. «Чем различаются слова?» лук — лак, рис — лис, раб — рад, кот — кт, рад — ряд, мол — моль, душ — туш.
  • 12. Назови, какой звук первый/последний в слове луч, сила, диван…
  • 13 . Назови все звуки по порядку в слове небо, туча, крыша…
  • Упражнение «Найди букву». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
  • Упражнение «Найди букву». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
 Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза

Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза

Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.
  • Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.
Раскрась квадраты в соответствии со значками:   — красный,   — синий,   — зелёный. Соедини каждую букву в слове с правильной характеристикой звука.
  • Раскрась квадраты в соответствии со значками:   — красный,   — синий,   — зелёный. Соедини каждую букву в слове с правильной характеристикой звука.
Чего больше?  Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.
  • Чего больше? Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.
Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.
  • Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.
Напиши букву С  (в клетке с точкой),  потом — О, в конце—К. Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С, после неё — М. Напиши букву Р (в клетке с точкой),  перед ней — О, перед О — Б. В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.
  • Напиши букву С
  • (в клетке с точкой),
  • потом — О, в конце—К.
  • Напиши букву О (в клетке с точкой),
  • перед ней — С, после неё — М.
  • Напиши букву Р (в клетке с точкой),
  • перед ней — О, перед О — Б.
  • В слове 4 буквы. Первая — О,
  • последняя — А, перед А — Ц, после О — В.
    На каждом кубике — буквы одного слова,  на каждой грани кубика — одна буква.  Напиши в  клетках внизу те буквы, которые не видны.   

На каждом кубике — буквы одного слова, на каждой грани кубика — одна буква. Напиши в клетках внизу те буквы, которые не видны.  

Составь из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.
  • Составь из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.
                    В названии каких предметов встречается данная буква.

В названии каких предметов встречается данная буква.

Послушай (прочитай) стихотворение и запомни (подчеркни) все слова со звуком Р Радуга. Радостная радуга разная-разная - Синяя, зеленая, голубая, красная... Разноцветной радуге в небе очень весело! Радуемся радуге и поем ей песенку: Радуга-дуга распрекрасная После дождика в небе светится, Ярких семь полосочек радуги Разноцветные, разноцветные! Радуга-дуга всех обрадует, Птички песенку радуге споют, Дети залюбуются радугой, Семь полосочек радость принесут!

Послушай (прочитай) стихотворение и запомни (подчеркни) все слова со звуком Р

  • Радуга.
  • Радостная радуга разная-разная -
  • Синяя, зеленая, голубая, красная...
  • Разноцветной радуге в небе очень весело!
  • Радуемся радуге и поем ей песенку:
  • Радуга-дуга распрекрасная
  • После дождика в небе светится,
  • Ярких семь полосочек радуги
  • Разноцветные, разноцветные!
  • Радуга-дуга всех обрадует,
  • Птички песенку радуге споют,
  • Дети залюбуются радугой,
  • Семь полосочек радость принесут!
Л….К С….Р С….М Р……К
  • Л….К С….Р
  • С….М Р……К
                     Большое спасибо за внимание!

Большое спасибо за внимание!