II. Актуализация знаний | Проверить усвоение предыдущих знаний и умений | С: беседа | - Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 8 октября. - Ребята, вы любите сказки? - Сейчас я причитаю вам отрывок из одной замечательной сказки, а вы постарайтесь отгадать её название. «… – Поезжай, моя милая! Ты это заслужила! – воскликнула фея. – Но помни, ровно в полночь сила моих чар кончится: твое платье снова превратится в лохмотья, а карета – в обыкновенную тыкву.» - Кто узнал сказку? - Вспомните, что произошло с Золушкой после бала. - Как вы думаете, если бы она хорошо ориентировалась во времени, такого бы не случилось? | Открывают тетради и записывают число. Ответы детей. Слушают отрывок. - Это сказка Шарля Перро «Золушка». - Золушка должна была уехать в 12 ночи, но опоздала. - Нет. | Ф | Интерактивная доска, презентация Слайд №1 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | К: - Участвовать в диалоге на уроке; - Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
III. Подведение к теме | Подвести детей к теме и цели урока | С: беседа Н: показ слайда | - Так что же важно знать и уметь? - С помощью чего же люди ориентируются во времени? - Вы умеете определять время по часам? Поднимите руки, кто умеет? - Может быть, кто-то догадался, о чём мы будем говорить? - Тема нашего урока: «Работа с величинами: измерение времени. Единица времени: час». - Неужели, это так важно, знать который час? - В современном мире очень важно знать, что такое время. - Как вы думаете, для чего? - Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. - Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? - Предлагаю девизом нашего урока взять пословицу: «Время, как воробей, упустишь – не поймаешь». | - Ориентироваться во времени. - С помощью часов. Поднимают руки. - Будем учиться определять время по часам. Ответы детей. Ответы детей. - Сегодня мы будем расширять знания о времени, познакомимся с новыми единицами времени. | Ф | Интерактивная доска, презентация Слайд №2 Слайд №3 | Контроль со стороны учителя | Р: - Уметь определять и формулировать цель на уроке; - Высказывать своё предположение; - Принимать и сохранять учебную задачу. |
IV. Изучение нового материала | Ознакомление с новой величиной; формирование представления о единицах времени – часе и минуте. | С: беседа, рассказ Н: показ слайда, работа учебник, макет часов П: Работа с учебником, самостоятельная работа на карточках, работа на карточках в парах. | - Может быть, вы уже знаете названия единиц измерения времени? Подскажите. Слайд №4 - Хотите узнать, сколько примеров вы сможете сосчитать за 5 минут? 1. Индивидуальная работа на карточках. - У вас есть карточки с примерами, по моей команде начинаете все одновременно. Даю вам на это 5 минут. 80-30+5= 40-20+3= 30+10+1= 20+20+4= 45-40+5= 90-50+2= 50-30+6= 70-20+4= 80-30+7= 100-50+3= Проверка на слайде. Слайд №4 - Посчитайте, сколько примеров вы успели решить за 5 минут. - Ребята, посмотрите на слайд. - Сверьте свои ответы со слайдом, где правильный ответ – поставьте +, где неправильный - -. - Поднимите руки, у кого ни одной ошибки, у кого 1 – 3 ошибки. - Те, кто успел решить все примеры без ошибок, вы большие молодцы! Те, кто не успел решить все примеры и есть несколько ошибок, дома нужно будет потренироваться решать примеры на время! -Отгадайте загадку: Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас. - Верно, это часы. - Как выдумаете, всегда ли часы выглядели так, как мы привыкли их видеть? - Сначала изобрели солнечные часы. Время узнавали по длине и направлению тени, которую отбрасывала на циферблат обыкновенная палка. Далее стали использовать водяные часы. Время в них находили по количеству воды, вылившейся из сосуда через небольшое отверстие. Появились песочные часы. В колбу заключено определенное количество песка, равное 1 минуте или 5 минутам. В современных часах с жидкокристаллическим дисплеем, порой можно встретить массу дополнительных функций: секундомер, будильник. - Ребята, посмотрите на модель часов. - Числа, которые вы видите на часах, называются циферблатом. - Что еще вы видите на часах? - Ребята, а почему на часах две стрелки? 2. Работа с учебником. - Откройте учебник на с. 31. - Прочитайте правило, которое дано у вас в учебнике. - Как называется большая длинная стрелка на часах? - Как называется короткая стрелка на часах? - Время, за которое длинная стрелка часов проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой называется минутой. - Сосчитаем на модели, сколько делений от одной длинной черточки до другой. - Сколько всего этих чёрточек? - Время, за которое минутная стрелка проходит весь круг, называется час. - Сколько же в часе минут? - Запишите в тетрадь: 1ч=60мин - Решим № 2 на с.31. - Какое время показывают часы? - Запишем по одному на доске. - На сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 ч 25 мин? 2. Парная работа на карточках. - Поработаем в парах. Сейчас я вам раздам карточки, на которых по циферблату нужно определить точное время. Проверка на слайде. - Просигнализируйте, у кого нет ошибок. - Просигнализируйте, у кого есть ошибки. | - Час, минута. Ответы детей. Выполняют работу на карточках. Сверяют ответы со слайдом. - Часы. Ответы детей. Слушают рассказ. Смотрят на модель часов. - Стрелки. - Одна показывает час, другая – минуты. Читают правило. - Минутная. - Часовая. Счёт пятками. - 5. - 60 мин. - 7 ч 30 мин, 7 ч 45 мин, 7 ч 55 мин. - На 5 мин, 20 мин, 30 мин. Выполняют работу на карточках. | Ф И П | Интерактивная доска, презентация, учебник, макет часов, карточки для индивидуальной и парной работы Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | П: - Познакомить учащихся с единицами измерения времени: часом, минутой; - Прививать интерес к предмету; К: - Участвовать в диалоге на уроке; - Воспринимать объяснения и инструкции учителя; - Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - Управлять поведением партнёра; - Контролировать себя и партнера при работе в паре. Л: - Развивать внимание, вариативность мышления, креативность и творческие качества личности; - Воспитывать бережливость, аккуратность, привычку экономить своё и чужое время. |
V. Закрепление | Повторение и закрепление ранее изученного материала | С: беседа Н: показ слайда, учебник П: работа с учебником | - Решим задачу № 3 на с. 31. Слайд №10 - Ребята, о чем говорится в этой задаче? - Что такое партия? - Сколько времени заняла первая партия? Вторая? - Какой вопрос задачи? -Что нужно найти? - С чего мы начинаем решать задачу? - Составим краткую запись. Коллективно составляется краткая запись. 1 п. – 30 мин 2 п. - ? на 10 мин - Запишем решение задачи на доске. 1) 30-10=20 (мин) – длилась 2 партия. Ответ: 20 минут. Проверка на слайде. - Проверим. - У всех так? Кто допустил ошибку – исправьте. -Теперь измените вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями, то есть, чтобы она стала составной. - Как изменится краткая запись? - Составим вторую краткую запись. 1 п. – 30 мин 2 п. - ? на 10 мин Всего - ? - Запишем решение задачи на доске. Проверка на слайде. - Проверим. 1) 30-10=20 (мин) – длилась 2 партия. 2) 30+20=50 (мин) – всего. Ответ: 50 минут. - У всех так? Кто допустил ошибку - исправьте. | - О партиях. - Раунд игры. - 30 мин, на 10 мин меньше. - Сколько времени заняла вторая партия? - С краткой записи. Записывают. - Сколько времени заняло две партии? - Добавится: Всего - ? | Ф И | Интерактивная доска, презентация, учебник Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | П: - Продолжить работу над задачами; - Прививать интерес к предмету. - Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; - Выработать каллиграфическое написание цифр. |