СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноуровневые биологические задания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация показывает возможность учителя сформировать знания у обучающихся с разным уровнем подготвки к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Разноуровневые биологические задания»

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.














маховиков с.с., учитель биологии моу «сош №9 им. к.к.рокоссовского»




«Великая цель образования

это не знания, а действия»

Гербер Спенсер


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Системно-деятельностный подход является основой разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, создать навигацию проектирования универсальных учебных действий. Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование УУД. Овладение обучащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

В своей работе хочу показать, как можно формировать познавательные универсальные учебные действия, применяя разноуровневые задания. Умело организованная работа по проверке знаний обучащихся, позволяет выявить достижения и недостатки в обучении, дает возможность скорректировать деятельность учителя и обучащихся на уроке с целью повышения качества знаний, формирования важнейших биологических понятий, закрепления и систематизации знаний.

Практика показывает целесообразность проведения разноуровневых контрольных работ. Они позволяют более полно выявить знания конкретной темы и материла в целом. Такие работы учитывают индивидуальные особенности обучащихся, дают возможность самостоятельно выбирать степени сложности заданий. Подобные работы психологически оправданы. Каждый обучающийся может выбрать задания того уровня сложности, с которым он справится, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень обеспечивает определенное качество знаний.

Разноуровневые контрольные работы способствуют формированию ключевых компетенций компетентностно-ориентированного образования обучающихся. Они основаны на принципах гуманизации и демократизации образования, уровней дифференциации и индивидуализации обучения.

Эти работы включают четыре уровня.

Первый уровень – ученический – репродуктивные умения в стандартной ситуации (оценка 3 балла).

Второй уровень – алгоритмический – умение использовать знания в измененной ситуации (оценка 4 балла).

Третий уровень – эвристический – частично поисковый, обеспечивает осознанность и прочность умений (оценка 5 баллов).

Четвертый уровень – творческий – вызывает потребность в познавательной деятельности (дополнительная оценка 5 баллов).

При изучении темы «Кожа» раздела биологии «Человек и его здоровье» провожу разноуровневую самостоятельную работу.

Задание I уровня.

1. Прочитайте текст параграфа «Строение кожи». Ответьте на вопрос:

В каком слое коже расположены рецепторы и кровеносные сосуды?

2. Составьте план рассказа на тему «Роль кожи в терморегуляции». Необходимый материал найдите в тексте параграфа «Функции кожи».

3. Основываясь на материале текста «Гигиена кожи», объясните, почему кожа всегда должна быть чистой.

Задание II уровня.

Прочитайте текст учебника и заполните таблицу:

Виды повреждений кожи человека, симптомы, причины, меры первой помощи.


Виды повреждений

Симптомы

Причины повреждения

Меры первой помощи






Задание III уровня.

1. Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называют терморегуляцией. По каким признакам кожи можно увидеть процесс терморегуляции, происходящий в организме человека. Ответ проверьте по материалу учебника.

2. Прочитайте текст «Закаливание организма». Ответьте, почему закаленные люди страдают насморком реже, чем незакаленные.

3. Прочитайте текст «Уход за волосами и ногтями», составьте памятку по уходу за ногтями.

Задание IV уровня.

1. Представьте себе:

Зима, вы тепло одеты, едете в автобусе, в котором жарко. Начинает болеть голова, появляется одышка, головокружение, шум в ушах, слабость, учащенно бьется сердце. Что происходит? Ваши дальнейшие действия. Объясните это явление с научной точки зрения.

2. Почему перед началом закаливания рекомендуют вылечить больные зубы?

3. Как влияет алкоголь на кровеносные сосуды кожи? Почему пьяный человек может замерзнуть быстрее, чем трезвый?

После анализа итогов проведенной работы и изучения всей темы «Кожа» провожу разноуровневую коррекционную контрольную работу.

Задание I уровня.

1. Рассмотрите рисунок «Строение кожи». Напишите названия слоев, образующих кожу.

2. Объясните, почему температура тела человека постоянная?

3. Какую помощь необходимо оказать при обморожении?

Задание II уровня.

Выберите 1 правильный ответ.

1. Эпидермисом называется:

1) наружный слой кожи

2) дерма

3) внутренний слой кожи

4) средний слой кожи

2. Основные функции эпидермиса:

1) осязание, восприятие температуры и давления

2) предохранение от ударов, накопление жиров

3) защитная, образование новых клеток

4) терморегуляция

3. Терморегуляция и обмен веществ происходит:

1) рефлекторно, без участия коры мозга

2) только гуморально

3) нейрогуморальным путем

4) через нервную систему

4. Покраснение кожи объясняется:

1) сужением кровеносных сосудов

2) расширением кровеносных сосудов

3) изменением количества пигмента при понижении температуры

4) особенностями организма человека

5. Потеря человеком способности выделять тепло:

1) полезна для человека

2) безразлична

3) может привести к гибели

6. Кожу называют органом чувств, так как она:

1) предохраняет ткани от повреждений

2) содержит рецепторы

3) удаляет из организма продукты распада

4) поддерживает постоянную температуру тела

7. Сальные железы:

1) содействуют удалению микробов

2) охлаждают поверхность тела

3) выделяют вещества, придающие коже эластичность и предохраняющие ее от трещин

4) поддерживают постоянство внутренней среды

8. Закаливание организма – это:

1) нарушение процессов образования и отдачи тепла в организме

2) выработка мер быстрого приспособления организма к смене температуры

3) процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц

4) уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме

9. Один из факторов, сохраняющих здоровье:

1) длительное купание в ледяной воде

2) частое и обильное питание

3) обливание холодной водой

4) посещение лекций о здоровом образе жизни

10. Сохранение постоянной температуры тела возможно, если количество производимого в организме тепла:

1) равно количеству тепла, отдаваемого во внешнюю среду

2) меньше количества тепла, отдаваемого во внешнюю среду

3) превышает количество тепла, отдаваемого во внешнюю среду

4) всегда постоянно

Задание III уровня.

1. Почему большой ожог кожи опасен для жизни?

2. Что такое «гусиная кожа», каково значение этого явления?

3. Почему в сырую погоду тяжело переносить и холод, и жару?

Задание IV уровня.

1. Что человек лучше переносит: холод или тепло? Докажите почему.

2. Опишите свойства следующих видов ткани:

1) хлопчатобумажных

2) шерстяных

3) синтетических

При описании учитывайте следующие характеристики:

- проницаемость ткани для воздуха

- проницаемость для влаги

- теплопроницаемость

Обоснуйте выбор тканей, из которых лучше сшить летнюю одежду.

3. Почему в жаркую погоду выделяется больше пота, чем мочи, а в холодную, наоборот, хотя и почки, и потовые железы являются органами выделения?

Используя в своей работе разноуровневые задания, у обучающихся формируется личность, умеющая самостоятельно принимать правильные решения, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе. При этом обеспечивается усвоение всех тем предмета биологии на обязательном уровне и дает возможность более высокого развития познавательных универсальных учебных действий, что позволяет моим обучающимся успешно сдать итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.