Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новоспасская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока по русскому языку 2 класс
Тема урока: «Части речи»
.
Разработал:
учитель начальных классов
МКОУ Новоспасская СОШ
Кравченко Н.А.
2017 г.
Цель:
1. обобщить знания о частях речи, продолжать формирование умения определять части речи, научиться писать предложения со словами разных частей речи;
2. развивать абстрактное мышление учащихся при классификации слов по частям речи; развивать речь при составлении предложений; повторить правописание безударных гласных в корне слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность
3. воспитывать бережное отношение к природе и способам решения новой языковой задачи.
Тип урока: Обобщение знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;
иметь образное представление о языке как о четко организованной структуре;
определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества;
Личностные:
ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; работать по предложенному учителем плану; высказывать свои предположения на основе учебного материала; осуществлять контроль за выполнением деятельности; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Оборудование:
Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. В.П. Канакина,В.Г.Горецкий,
СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. В.П. Канакина,В.Г.Горецкий
Мультимедийная установка
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
-Подарите друг другу улыбку, и начнём урок!
2.Актуализация знаний. Повторение изученного.
1) Чистописание. - Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький,
сухой - …
война - …
старый - …
твердый - …
Если вы внимательно посмотрите на слова второго столбика, то заметите что-то общее, тогда узнаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания
.( Мм) 2) Повторение правописания безударных гласных.
- Ребята, у меня на столе лежат карточки. Хотите узнать, что на них изображено? Тогда, приготовьтесь показать свои знания. (Весь класс работает в тетрадях, к доске выходят по очереди. Учащийся берёт картинку, показывает классу, записывает слово и комментирует).
Картинки: заяц, береза, медведь, сосна, малина, земляника, грибы, цветы, рябина, ежи, лиса, осина, муравей, лягушка.
Проверка с помощью семафоров.
3. Постановка проблемы. Сообщение темы урока, постановка цели.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться….. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Это слово мы все знаем,
часто ,,это" совершаем.
Состоит оно с двух слов
Вроде ,, по пути идем ". ( Путешествие)
- Верно, сегодня мы с вами будем путешествовать.
Прикрепляем слово «путешествовать» на доску.
А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав следующую загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
(слайд 1)
Прикрепляем слово на доску.
- Действительно, в лес. В лесу мы увидим чудеса. А значит, лес - чудесный!
( запись на доске: путешествовие по чудесному лесу.)
- Все правильно. Итак, в путь. (слайд 2)
-Перед нами чудесная поляна с цветами, цветы не простые.
- Чего же хотят цветы? (Чтобы мы рассказали о частях речи)
Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? ( Части речи)
-Молодцы! А какую цель мы перед собой поставим? ( Повторить все части речи)
Просмотр презентации.
Повторение по теме «Части речи».
-Что называется именем существительным? (слайд 3)
-Что называется именем прилагательным? (слайд 4)
-Что такое глагол? (слайд 5)
-Как изменяется глагол?( слайд 6-7)
-Как пишется не перед глаголами? (слайд 8-12)
- Что разрушил человек?
-Напишите это слово в тетрадях. (1 ученик к доске)
-А теперь подберите однокоренные слова: муравейник, муравей, муравьиный.
-Составьте предложение с этим словом .
- Запишем такое предложение: Муравьи построили свой дом под зелёной сосной. (1 ученик на доске пишет, проверка предложения).
-Найдите главные члены предложения, разберите по частям речи. (оценивание)
Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение. Вы внимательно послушайте и скажите, о чем оно?
У вас на столах лежат карточки. Прочитайте задание, выполните его.
Карточка (слайд 13)
Прочитай, вставь пропущенные буквы. Найди глаголы, определи число.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в л..су пот..плей.
Береза з..леные косы
Развесила с тонких в..твей.
- О чем это стихотворение?
Как вы понимаете выражение «зеленые косы»?
Какие буквы пропущены?
- На какое правило?
-Кто скажет правило, как проверить безударные гласные в корне?
-Какой частью речи является слово «зеленые»?
- Определите число.
Взаимопроверка.
4. Работа с учебником.
-Ребята, слышали ли вы голос леса? (Да)
- Как он звучит? (Пение птиц)
- Давайте познакомимся с ними поближе.
Упр.214 с.125
- А сейчас 2 ученика пойдут за доску. Задание такое: Выписать только существительные. Я буду читать по одному предложению.
- Кто какое слово пропустил?
Оценивание с помощью семафора.
5.Закрепление изученного материала.
Игра «Волшебные листья»
- Сейчас весна. Давайте озеленим нашу березку.(на столе листья, где написаны буквы.)
СТВ. ЛЫ З.ЛЕНАЯ Л.ПЕЧЕТ
К.СА КР. СИВАЯ ЗАЩ. ЩАЛИ
В.СНА ПР. МАЯ Ш.ЛЕСТЯТ
Н.РЯД Б.РЕЗОВЫЙ ПОЗ.ЛЕНЕЕТ
Проверка с помощью семафоров.
К какой части речи относятся слова 1 столбика , 2, 3 столбика?
6. Итог. ( слайд 14)
Вот и подошло наше путешествие по чудесному лесу к концу.
Скажите, ребята, приятно было вам гулять по лесу? ( Да)
- Можете ли вы назвать себя друзьями леса? (Да)
- Какую цель мы ставили в начале нашего урока?
- Цель достигнута?
- Чему вы сегодня учились? ( Повторяли части речи, определяли, какой частью речи является слово, его число, повторяли правило проверки безударной гласной в корне).
- Какие правила поведения в лесу вы узнали сегодня?( Не рви цветы, не пугай птиц, не разжигай костёр, не мусори, не ломай муравейник, не руби лес).
- А лес для вас стал другом? (Да).
Д/з: Написать небольшое сочинение о березе.
7.Рефлексия
Оцените свою работу на уроке сами.
Тот, кто хорошо поработал на уроке, все усвоил, прикрепляет к дереву зеленые листочки, кто испытывал трудности – желтые, кому на уроке было скучно и непонятно – красные.
- Я надеюсь, что сегодняшний урок был интересным, познавательным и поучительным!