РАЗВИТИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Цырульникова Л.В.
МБОУ СОШ № 2
г.Белая Калитва
.
Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Упражнение на развитие техники чтения
Начните чтение сказки с последнего слова каждого предложения.
Лиса и тетерев
Дереве на сидел тетерев. : Говорит и нему к подошла лисица.
— Проведать тебя пришла и так, голосочек твой услышала как, дружочек мой,
тетеревочек, здравствуй.
— Тетерев сказал — , слове добром на спасибо. :Говорит и, расслышала не что,
притворилась лисица.
Упражнение на развитие техники чтения
Предложения в тексте читайте слева направо, а слова — справа налево.
Курочка ряба.
Илыб-илиж дед ад абаб. Алыб у хин акчоруК абяР.
Алсенс акчорук окчия. Окчия ен еотсорп, еотолоз.
Дед либ, либ — ен либзар.
Абаб алиб, алиб — ен алибзар.
Прочитай предложения и узнай сказки. Назови автора. Читай строки и слова справа налево.
йохуратс юеовс ос киратс лиЖ
яром огенис огомас У
.еотолоз а ,еотсорп ен ад ,окчия акчорук алсенС
...ижолод удварп юсв ад ижакс ,ецьлакрез ,йом тевС
.цяаз уме учертсван а ,егород оп коболок яститаК
Илыб-илиж дед ад абаб. Алыб у хин акчоруК абяР.
Алсенс акчорук окчия. Окчия ен еотсорп, еотолоз.
Дед либ, либ — ен либзар.
Абаб алиб, алиб — ен алибзар.
Развитие читательской грамотности
В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:
- Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА
- Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).
- Впослебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
«Мир, окружающий ребенка, -
это прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе,
вечный источник разума»
В. Сухомлинский
Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.
Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения
Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.
- Прием «Бег ассоциаций»
- Приём « Слова - помощники»
- Приём «Шесть шляп»
- Прием «Инсерт».
- Приём «Корзина идей»
- Приём «Да-нетка»
- Приём «Лови ошибку» и др.
2.Приём из технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
1. Что растет не березе - яблоки или груши?
2. Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
3. Столица России - Париж или Минск?
3. Приём «Да-нетка»
Например, при изучении темы «Полезные ископаемые».
- Это твердое вещество? (да)
- Горючее или нет? (нет)
4.«Верите ли вы, что …»
У детей таблица с вопросами, рядом с которыми дети ставят «+», если верят и «-», если не верят. В течение урока ученики узнают правильные ответы и рядом со своим ответом ставят правильный.
Например
-Верите ли вы, что ветер может разрушать горы?
- Верите ли вы, что опавшие листья вредят почве?
5.Ситуационные задачи (Кейс-технология).
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.
Сегодня мы опробовали эту технологию на практике.
(Участники практикума делятся на 2- 3 группы, получают раздаточный материал, ручки)
Кейс «Природа родного края»