СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском методическом объединении на тему:"Развитие функциональной грамотности".

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности»

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Цырульникова Л.В. МБОУ СОШ № 2 г.Белая Калитва .

РАЗВИТИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Цырульникова Л.В.

МБОУ СОШ № 2

г.Белая Калитва

.

Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения.

Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Упражнение на развитие техники чтения Начните чтение сказки с последнего слова каждого предложения. Лиса и тетерев Дереве на сидел тетерев. : Говорит и нему к подошла лисица. — Проведать тебя пришла и так, голосочек твой услышала как, дружочек мой, тетеревочек, здравствуй. — Тетерев сказал — , слове добром на спасибо. :Говорит и, расслышала не что, притворилась лисица.

Упражнение на развитие техники чтения

Начните чтение сказки с последнего слова каждого предложения.

Лиса и тетерев

Дереве на сидел тетерев. : Говорит и нему к подошла лисица.

— Проведать тебя пришла и так, голосочек твой услышала как, дружочек мой,

тетеревочек, здравствуй.

— Тетерев сказал — , слове добром на спасибо. :Говорит и, расслышала не что,

притворилась лисица.

Упражнение на развитие техники чтения  Предложения в тексте читайте слева направо, а слова — справа налево. Курочка ряба. Илыб-илиж дед ад абаб. Алыб у хин акчоруК абяР. Алсенс акчорук окчия. Окчия ен еотсорп, еотолоз. Дед либ, либ — ен либзар. Абаб алиб, алиб — ен алибзар.

Упражнение на развитие техники чтения

Предложения в тексте читайте слева направо, а слова — справа налево.

Курочка ряба.

Илыб-илиж дед ад абаб. Алыб у хин акчоруК абяР.

Алсенс акчорук окчия. Окчия ен еотсорп, еотолоз.

Дед либ, либ — ен либзар.

Абаб алиб, алиб — ен алибзар.

Прочитай предложения и узнай сказки. Назови автора. Читай строки и слова справа налево. йохуратс юеовс ос киратс лиЖ яром огенис огомас У .еотолоз а ,еотсорп ен ад ,окчия акчорук алсенС ...ижолод удварп юсв ад ижакс ,ецьлакрез ,йом тевС .цяаз уме учертсван а ,егород оп коболок яститаК Илыб-илиж дед ад абаб. Алыб у хин акчоруК абяР. Алсенс акчорук окчия. Окчия ен еотсорп, еотолоз. Дед либ, либ — ен либзар. Абаб алиб, алиб — ен алибзар.

Прочитай предложения и узнай сказки. Назови автора. Читай строки и слова справа налево.

йохуратс юеовс ос киратс лиЖ

яром огенис огомас У

.еотолоз а ,еотсорп ен ад ,окчия акчорук алсенС

...ижолод удварп юсв ад ижакс ,ецьлакрез ,йом тевС

.цяаз уме учертсван а ,егород оп коболок яститаК

Илыб-илиж дед ад абаб. Алыб у хин акчоруК абяР.

Алсенс акчорук окчия. Окчия ен еотсорп, еотолоз.

Дед либ, либ — ен либзар.

Абаб алиб, алиб — ен алибзар.

Развитие читательской грамотности

Развитие читательской грамотности

В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова: - Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА - Прочитай слова без лишнего слога:  кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д. Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака). - Впослебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы: DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:

- Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА

- Прочитай слова без лишнего слога:  кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).

- Впослебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы  с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник разума»  В. Сухомлинский

«Мир, окружающий ребенка, -

это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе,

вечный источник разума»

В. Сухомлинский

Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.

Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.

Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Прием «Бег ассоциаций»  Приём « Слова - помощники»  Приём «Шесть шляп» Прием «Инсерт».  Приём «Корзина идей»  Приём «Да-нетка»  Приём «Лови ошибку» и др.

Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения

Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

  • Прием «Бег ассоциаций»
  • Приём « Слова - помощники»
  • Приём «Шесть шляп»
  • Прием «Инсерт». 
  • Приём «Корзина идей»
  • Приём «Да-нетка»
  • Приём «Лови ошибку» и др.
2.Приём из технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: 1.     Что растет не березе - яблоки или груши? 2.     Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок? 3.     Столица России - Париж или Минск? 3. Приём «Да-нетка» Например, при изучении темы «Полезные ископаемые». - Это твердое вещество? (да) - Горючее или нет? (нет)

2.Приём из технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

1.     Что растет не березе - яблоки или груши?

2.     Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?

3.     Столица России - Париж или Минск?

3. Приём «Да-нетка»

Например, при изучении темы «Полезные ископаемые».

- Это твердое вещество? (да)

- Горючее или нет? (нет)

4.«Верите ли вы, что …» У детей таблица с вопросами, рядом с которыми дети ставят «+», если верят и «-», если не верят. В течение урока ученики узнают правильные ответы и рядом со своим ответом ставят правильный. Например -Верите ли вы, что ветер может разрушать горы? - Верите ли вы, что опавшие листья вредят почве? 5.Ситуационные задачи (Кейс-технология). Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.

4.«Верите ли вы, что …»

У детей таблица с вопросами, рядом с которыми дети ставят «+», если верят и «-», если не верят. В течение урока ученики узнают правильные ответы и рядом со своим ответом ставят правильный.

Например

-Верите ли вы, что ветер может разрушать горы?

- Верите ли вы, что опавшие листья вредят почве?

5.Ситуационные задачи (Кейс-технология).

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.

Сегодня мы опробовали эту технологию на практике. (Участники практикума делятся на 2- 3 группы, получают раздаточный материал, ручки) Кейс «Природа родного края»

Сегодня мы опробовали эту технологию на практике.

(Участники практикума делятся на 2- 3 группы, получают раздаточный материал, ручки)

Кейс «Природа родного края»