СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личности обучающегося

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать личность необходимо на уроках разных дисциплин, в любом возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Развитие личности обучающегося»

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

«Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать». В.А. Сухомлинский.


Современный уровень развития образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно – практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить школьнику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны, наиболее эффективно используя и раскрывая свой потенциал. Именно поэтому одними из основных задач образования является развитие творческих способностей обучающихся, подготовка их к различным видам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающей действительности, к самостоятельной жизни.

Какие же умения и навыки формируются в процессе проектной научно – исследовательской деятельности? В первую очередь это рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».

Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у учителя, эксперта, специалиста;

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно – следственные связи.

Также выделяем навыки оценочной самостоятельности, умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • навыки делового партнерского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс;

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы);

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса.

Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Все эти умения и качества могут сформироваться только тогда, когда ученик сам занимается научно – исследовательской работой, участвует в научно – практических конференциях. Если обучающийся пройдет все этапы: самостоятельный выбор темы работы, сбор материалов, написание и правильное оформление работы, тестирование по базовой дисциплине и защита с презентацией, ответами на вопросы в незнакомой аудитории, когда сможет померяться силами с ребятами из других школ, то можно смело утверждать, что вырастет он не только интеллектуально, но и как личность. Конечно, слабовидящим школьникам намного сложнее заниматься такой работой, потому, что зрительная нагрузка возрастает в несколько раз, темп работы не высок, на работу уходит гораздо больше времени, чем обычному школьнику. Приходится много работать за компьютером, читать, набирать текст, жертвовать свободным временем. Кроме того не многие ребята (и их родители) могут оценить по достоинству результаты труда, не видя различных привилегий и поощрений. Однако, главный результат такой работы не в грамоте или подарке, а в формировании практических умений и навыков ученика, в развитии личности ребенка. Со стороны учителей и родителей должна быть оказана максимальная помощь слабовидящему ребенку. Но главное нужно помнить, что нельзя выполнять работу за него, а нужно мотивировать, направлять, помочь составить алгоритм действий, контролировать, создавать необходимые для слабовидящего ребенка условия работы. Начинать работу необходимо с малого, а затем увеличивать постепенно объемы, выявить интересы ребенка и работать в данном направлении. Очень интересно наблюдать, как меняются дети в процессе такой работы, как по мере продвижения с одного этапа на другой начинают проявляться новые качества личности. Показателями такой работы является умение планировать свое время, выполнение любой работы в поставленные сроки, самостоятельная работа, проявление ораторских способностей, появляется уверенность в себе. Эти и другие умения необходимы слабовидящему ученику в его повседневной жизни, являются необходимым инструментом для его будущего.