Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики.
Детям 3—4 лет доступны энергичные движения кистями рук («месить тесто», «забивать гвозди»). Они составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); из пальцев одной руки (зайчик, коза); могут выполнять согласованные действия двумя руками (домик, ворота), учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой. Игры подбираются так, чтобы упражнения были направлены на развитие не только всех пальцев сразу, но и каждого в отдельности. В играх должны чередоваться сжатие, расслабление и растяжение кисти руки. Перед игрой с детьми обсуждается ее содержание, отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. При разучивании все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются 3—5 раз. Выполняя упражнение вместе с детьми, педагог обязательно должен продемонстрировать собственную увлеченность игрой. Необходимо следить за правильной постановкой кисти, точным переключением с одного движения на другое. В процессе работы с детьми 3—4 лет следует добиваться, чтобы все упражнения приносили радость, выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц рук. Все указания даются спокойным доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь. При повторном проведении игры дошкольники нередко частично начинают произносить текст, постепенно разучивают его наизусть, произносят целиком, соотнося слова с движением.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.
4. Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д. Макароны, бусины - можно нанизывать на тонкий шнурок или леску.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
Игры с глиной или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.
Рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
Застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.
Игры с мелкими предметами: мозаика, пазлы, конструктор.
Массаж кистей и пальцев: профессиональный массаж у специалиста, самостоятельная разминка пальцев и кистей родителями, запуск мелкого волчка, запуск рук в крупы и песок.
Лепка: дайте дошкольнику пластилин в руки, пусть его пальчики творят из него то, что придумает его воображение.
Рисование: рисование по трафаретам, штриховка, рисование по фигурным линейкам, работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела:
как перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
переливание воды;
предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы;
собирание разрезных картинок;
разбор круп и так далее.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько раз в день.