работу выполнила:
учитель английского языка
Татарстанского кадетского корпуса
СитдиковаАйгульРайхатовна,
I квалификационная категория
«Развитие навыков смыслового чтения на уроках английского языка»
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического литературного текста, но и просто верно уяснить и воспроизвести формулировку задания, текста.
При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.Результативность чтения – это возможность к тому, готовы ли школьники воспринимать информацию из текста и умеют ли размышлять о прочтенном. Помимо акцента в представлении и запоминании разных элементов текста, необходимо принимать во внимание, способность подростков предоставлять прочтенному своюсобственную оценку. Именно навык смысловой переработки текстовой информации в наши дни информационного «взрыва» во многом гарантирует эффективную социализацию человека.В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание, уметь определить основную и второстепенную информацию, формулировать проблемы и главную идею текста.
Методы и приемы применяемые на уроках английского языка в кадетском корпусе
Стоит отметить, что вся работа с текстом делится на три этапа: предтекстовый этап (ориентировочный), текстовый этап (чтение) и послетекстовый этап (рефлексия, подведение итогов чтения)
Предтекстовый этап :
Целью данного этапа является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения. Используемые приемы:
«Первичное понятие содержания» (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после)
«Мозговой штурм» (Ассоциации по поводу заявленной темы)
«Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)
«Предваряющие вопросы» (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
«Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)
Текстовый этап (чтение)
На данном этапе чтения основной целью чтения является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное, частичный перевод основных моментов текста
«Чтение в кружок» (попеременное чтение)
«Чтение в парах»
«Чтение с пометками»
«Чтение с вопросами»
«Чтение с остановками»
«Частичный перевод прочитанных фраз и предложений»
Посттекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)
Целью данного этапа является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
«Отношение между вопросом и ответом»
«Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.)
«Ромашка Блума»-(шесть лепестков-шесть типов вопросов)
«Синквейн.» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)
«Задание на соотнесения»(между вопросом и утверждением; части текста с картинкой….)
«Верно, неверно, нет информации»
«Проверочный лист».
«Люкентекст»(текст с пропусками)
«Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц)
Как итог проделанной работы, на домашнюю самостоятельную работу, ученикам задается различные типы заданий, в зависимости от уровня знаний ученика иностранного языка и его способностям воспринимать новую информацию:
сделать проект по прочитанному тексту (в паре, в группе) и защитить проект,
пересказать прочитанный текст
продумать продолжение текста «Что было бы дальше…?» и записать его или рассказать
составить презентацию по прочитанному тексту
Подводя итоги, хочется отметить, что использование на уроках английского языка подобных методов и приемов очень эффективно и дает неплохие результаты, а также способствует формированию УУД. Ученик переходит из стадии «зазубривания» к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, ее передаче, что должно привести к развитию познавательных навыков.