Развитие навыков смыслового чтения на уроках английского языка
Подготовил
Сковородин Вячеслав Васильевич,
учитель иностранного языка
БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат
имени Белозерского полка»
Определение и цель смыслового чтения
Традиционно под смысловым чтением понимается процесс понимания и интерпретации прочитанного текста с целью получения и дальнейшего применения новой информации и новых знаний.
Цели смыслового чтения:
-максимально точное и полное понимание
содержания текста;
-улавливание всех деталей текста;
-практическое осмысление извлечённой информации.
Виды смыслового чтения
Ознакомительное
Изучающее
Поисковое
-направлено на -поиск конкретной -полное
целостное восприятие информации в тексте осмысление и
всего текста (чтение с поиском понимание
(чтение с общим необходимой всего текста
пониманием) информации) и его разделов
(чтение с полным
пониманием)
Для восприятия текстовой информации и её переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей используются разные комбинации приёмов, определяемых в научной литературе как стратегии смыслового чтения . Эти стратегии индивидуальны на каждых этапах смыслового чтения :
- предтекстовый этап
- текстовый этап
- послетекстовый этап
Предтекстовый этап
К целям стратегий предтекстового этапа смыслового чтения относятся:
-постановка целей и задач чтения;
-актуализация имеющихся и знакомство с новыми важными понятиями, терминами и ключевыми словами;
-формирование установки на чтение с помощью вопросов и заданий;
-мотивирование читателей, вероятностное прогнозирование содержания.
Стратегии предтекстового этапа
- мозговой штурм (ассоциации по поводу заявленной темы);
- глоссарий (введение и активизация лексики по теме);
- предваряющие вопросы (ответы на которые обучающимся предлагается найти в тексте);
- прогноз и впечатление (попытка определить содержание текста с визуальными опорами)
Текстовый этап
К целям стратегий текстового этапа смыслового чтения относятся:
-понимание текста и создание его читательской интерпретации ;
-выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение;
-контекстуальная и смысловая догадка ,
-размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
Стратегии текстового этапа
-чтение в парах;
-чтение с пометками;
-чтение с вопросами;
-чтение с остановками;
-компрессия текста.
На данном этапе обучающиеся формируют коммуникативные универсальные учебные действия , осознанно строить высказывания в устной форме, а также учатся выделять существенную информацию.
Послетекстовый этап
Целью стратегий послетекстового этапа является использование материала в различных коммуникативных ситуациях.
Стратегии послетекстового этапа
- отношение между вопросом и ответом;
- вопросы после текста;
- ромашка Блума (простые, уточняющие, практические, интерпретационные, творческие, оценочные вопросы);
- взаимные вопросы;
-задания на соотнесение ;
-верно/неверно/не сказано;
- люкентекст (текст с пропусками);
-изменение перспективы текста ;
-восстановление деформированного текста .
True or false?
- The plane is flying high over the river.
- The captain wants to land in New Jersey or Teterboro.
- The captain’s call sign is Mayflower 1549.
- Captain’s words “Brace for impact” are a warning before something dangerous.
- The passengers are worried and frightened.
- The office workers behave as usually when they see the plane.
Answer the questions
- Try to describe what happens in this video (2-3 sentences)
- What do the pilots, the passengers and the office workers feel?
- Where does the plain land?
- Do you think the passengers and crew survive or not? Why/why not?
Thank you for your attention!