СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие внимания у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы родителям, практические игры и упражнения для развития внимания внимания у детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Развитие внимания у младших школьников.»

Родительское собрание.

Тема: «Развитие внимания младших школьников»


Цель: создать условия для освоения родителями педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников.

Задачи:

  • познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;

  • показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания;

  • познакомить родителей с методами и приемами развития внимания младших школьников.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная техника, презентация, раздаточный материал (памятки для родителей «Рекомендации для развития внимания», бумага, ручки, цветные карандаши), секундомер.

Форма проведения: мастер-класс.

Участники родительского собрания: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.

2. Анкетирование родителей.

3. Подготовка памяток для родителей.

4. Подбор тренировочных упражнений для использования в семейной практике родителями.
5. Анализ работы учащихся на уроках, проверка устойчивости внимания учащихся в учебной деятельности.

Предварительное анкетирование:

1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения домашней работы? а) да; б) нет; в) трудно сказать.

2) Можете ли вы назвать своего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным? а) да; б) нет

3) Может ли ребенок охватить взглядом несколько слов или целое предложение? а) да; б) нет



Сценарий собрания

I. Организационная часть. Введение в тему собрания.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада вас видеть в нашем уютном кабинете! Предлагаю нашу встречу начать с просмотра презентации.


- Какая проблема, на ваш взгляд, отражена на данных слайдах? (проблема невнимательности учеников на уроках)


II. Основной этап

1. Составление модели школьника

- Сейчас я предлагаю вам составить модель внимательного ученика. Продолжите следующую фразу: «Внимательный ребенок — это (сосредоточенный, усидчивый, самостоятельный, любопытный, восприимчивый, старательный, вникающий, заинтересованный и т.д».
- Мы с вами изобразили модель, которая на ваш взгляд отражает внимательного ученика. Ваш ребенок соответствует данной модели?

К сожалению, современные ученики редко соответствуют данной модели.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов внимания. В семье работа по развитию познавательных процессов фактически не проводится. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Без развитого внимания не может быть хороших знаний. На практике сталкиваемся с тем, что даже при списывании текста дети допускают ошибки: «не видят» большую букву в начале предложения, «забывают» ставить точку в конце предложения. Причина этому – несформированность внимания. Тема нашей встречи «Развитие внимания в младшем школьном возрасте». Мы ответим на вопрос «Как преодолеть невнимательность ребенка и развивать внимание детей».


2. Беседа с родителями по теме собрания

– Сколько дел может одновременно выполнять ребенок?

– Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?

– Быстро ли устает?

– Когда допускает больше ошибок – в начале выполнения задания, в середине или в конце?

– В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?

Таким образом, мы видим, что внимание детей развито в различной степени, но существует проблема несформированности внимания у детей, они не могут долго заниматься одним делом, ошибаются и отвлекаются. Вы сами убедились, что работа в этом направлении необходима.



3. Анализ результатов проведённого предварительного анкетирования.

- Перед родительским собранием с вами было проведено анкетирование, которое показало, что вы считаете внимание детей недостаточно внимательными.

1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения домашней работы?

(на данный вопрос 7 человек ответили «да», 3 же сказали, что их ребёнок не отвлекается во время выполнения домашней работы)

2) Можете ли вы назвать своего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

(2 человека на данный вопрос ответили, что могут назвать своего ребёнка сосредоточенным, усидчивым и внимательным, а 8 из вас ответили «нет»)

3) Может ли ребенок охватить взглядом несколько слов или целое предложение?

(на данный вопрос 4 человека ответили положительно, а 6 - отрицательно)

- Проанализировав результаты, мы видим, что уровень развития произвольного внимания у детей низкий, поэтому требуется специальная работа по его развитию.


4. Практикум для родителей

- Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога. Эти упражнения вы можете проводить со своими детьми.

Упражнение 1. «Запоминай порядок»

Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения.

Упражнение 2. «Веселый счет»

Задание. Необходимо назвать и одновременно показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1), записанные чёрным цветом. Затем назвать и показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1), записанные красным цветом. Далее называть и показывать числа от 1 до 10 (от 10 до 1) в следующем порядке: чёрные - нечётные, а красные-чётные.

Упражнение 3. «Ищи безостановочно»

В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.
- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте.



5. Групповая работа родителей

В продолжении темы родительского собрания хотелось бы услышать от вас уважаемые родители, как мы можем помочь нашим детям развивать внимание? Потому что роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. (Ответы родителей).

(я полностью согласна с вашими ответами, обобщив их можно сказать, что необходимо:
1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
2. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.

III. Заключительный этап

В завершении нашей встречи предлагаю вам памятки и упражнения по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом, который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». В памятку вы можете увидеть основные правила по развитию внимания у ваших детей, а также интересные игры, которые вы сможете проводить с детьми и тренировать их внимание и электронные ресурсы, на которых вы также сможете найти развивающие упражнения.


1. Рекомендации родителям по развитию внимание младших школьников

  • Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать и проговаривать вслух собственные мысли и действия.

  • Чтобы облегчить процесс выполнения домашнего задания детям, которые не могут долго заниматься однообразной деятельностью, рекомендуется выполнять упражнения поочередно по разным предметам, чередуя их с короткими перерывами, во время которых можно сделать небольшую зарядку, поиграть.

  • Можно предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке и т.д.

  • Помните в младшем возрасте детям еще нужно время запомнить неизвестный предмет, если это возможно, то его нужно потрогать, погладить рукой, взвесить, даже понюхать, погладить, вот тогда ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.

  • Большое значение для ребенка имеет связь с эмоциями. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать. 
    Не забудьте о доброжелательной обстановке, дома должны царить только понимание и терпение!

  • В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

- проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

- постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.


Для развития объёма внимания Вы можете использовать игры: «Что изменилось?» Задание. Внимательно посмотри на рисунок 1 (рисунок демонстрируется в течение 30 секунд). Посмотри теперь на рисунок 2 и скажи, что изменилось. Дорисуй недостающие элементы так, чтобы картинки получились одинаковыми.

Игра «Сколько чего?» (Задание. Внимательно осмотрите комнату (можно предложить рисунок). Назовите как можно больше предметов, начинающихся на букву «к», или «т», или «с» и т. д. Назовите как можно больше круглых предметов, затем - квадратных и прямоугольных. Назовите как можно больше предметов из стекла, дерева, пластика и т. д. Назовите как можно больше предметов красного цвета, зеленого, синего и т. д.

Игра «Заметить все»

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Игра «Одинаковые квадраты» (на тренировку объема внимания и наблюдательности, развитие способностей к концентрации внимания).

Задание. Найди одинаковые квадраты.


На этих сайтах Вы можете найти упражнения по развитию внимания школьников: http://iq230.com/336-uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov-top12

http://razvitieiq.ru/raznoe/uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov.html

http://my-day.pro/uprazhneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya-mla/

http://azps.ru/training/2/trn6.html

2. Подведение итогов и рефлексия

-Сейчас я хотела бы проанализировать нашу с вами работу, в этом нам поможет «Цепочка мнений», продолжите следующие фразы:

  • Теперь я знаю...

  • Я смогу объяснить ребёнку...

  • Я смогу рассказать как...


В заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского (презентация)

«Внимание – это именно та дверь, перед которой проходит все,
что входит в душу человека из внешнего Мира. Только наше понимание и терпение помогут обогатить внутренний мир ребенка,
 
развивать его и совершенствовать»

Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!

Спасибо за вашу работу и сотрудничество!