СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое развитие детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации для родителей раскрыты основные понятия по развитию связной речи детей 2-3 лет.

Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие детей 2-3 лет»


Консультация для родителей

Речевое развитие детей 2-3 лет

Если ребёнок в 2 года совсем не разговаривает или говорит мало слов, которые не совсем понятны окружающим – это вызывает тревогу у взрослых. Однако отправная точка в развитии речи – первые слова ребёнка, на ранних этапах выполняющие функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением.

Из опыта работы педагогов с детьми доказано, что односложные предложения появляются в речи детей примерно в возрасте 1года 3 месяца. Из односложных раньше всего встречаются номинативные предложения, констатирующие наличность представляющихся ребёнку предметов и связанных с ситуацией общения, сопровождающихся обычно восклицанием. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание следует уделять воспитанию умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. В семье ребёнок общается с близкими людьми, живущими рядом с ним, понимающими его с полуслова. Поэтому наблюдается недостаточная речевая самостоятельность малыша. Общение носит ситуативный характер.

Рекомендуется больше времени уделять чтению детских книжек с яркими картинками, слушать и разучивать детские песенки. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых инструментах. Пойте детскую песенку вместе с малышом, но в отличии от него, пойте её правильно.

Кроме того, окажут полноценную помощь в стимулировании речи малыша данные приёмы:

  1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится рядом, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где стул? Я вижу стул. Славика стул стоит на кухне».

  2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот приём, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

  3. Провокация, или искусственное понимание ребёнка. Этот приём состоит в том. Что взрослый спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и глупеньким». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на Вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущён, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

  4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Каша»,- вы же продолжаете: «Каша очень вкусная», «кашу едят ложкой». Этим приёмом вы постепенно подводите малыша к тому. Что бы он овладел более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

  5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм и постепенно проникать в её смысл.

  6. Выбор. Предоставляете ребёнку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне способен самостоятельно делать выбор. Если ему это право предоставляется взрослыми: «ты хочешь играть с машинкой или роботом?» «Тебе целое яблоко или половинку?».

  7. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребёнок не находит подходящих слов и выражает их другими способами – через рисование, лепку, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Ребёнок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки.

Известный психолог Лев Семёнович Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача – облечь мысль ребёнка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ. В результате ребёнок, понимающий, чтот он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.

  1. Тренировка пальцев рук. Простейший метод-массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков кончиков пальцев к запястью. Либо брать каждый пальчик по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

Чтобы развивать ручную умелость, а следовательно речевую активность ребёнка, можно использовать играть с конструктором, мозаикой, кубиками. Складывать матрёшку, играть с вкладышами. Рисовать мелками, карандашами, красками. Нанизывать крупные пуговицы и бусины и многое другое.

И только тесное сотрудничество взаимодействия всех участников, а именно родителей и педагогов позволит сформировать оптимальные условия для создания эмоционального фона речевого развития воспитанников. Безусловно, и активное участие родителей обеспечит положительный результат для развития их собственного ребёнка.