Инструкция к проведению родительских собраний в рамках проекта
«Окуу керемет!»
Проект USAID «Окуу керемет!» разработал на данный момент сценарии 2-х родительских собраний, которые предназначены для родителей учащихся начальных классов. Эти собрания рассчитаны для проведения их в 3 - 4 четвертях этого учебного года.
Время проведения: 50-60 мин.
Ответственные по проведению родительских собраний: классные руководители 1-4 классов.
Цели родительских собраний – привлечь родителей в процесс улучшения функциональной грамотности их детей вне урока, дома; способствовать к организации семейных совместных действий по развитию навыков чтения книг и математических навыков детей; пропагандировать совместные чтения электронных книг в домашнем кругу согласно возрасту ребенка и по уровням книг;
Надеемся, что эти сценарии помогут учителям/родителям использовать электронные книги как дополнительный ресурс на уроках, во внеурочное время и домашнего чтения; а также для повышения математических навыков с помощью математических “лайфхаков”.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 1.
Тема: Электронные книги проекта: их классификация и уровни. Стратегия “Прогнозирование”
Цели:- дать родителям информацию об электронных детских книгах, разработанных в рамках проекта USAID “Окуу керемет!”;
- ознакомить родителей со стратегией “Прогнозирование” для их совместного чтения с детьми дома;
Ожидаемые результаты.
Участники:
знают об уровнях детских электронных книг, разработанных в рамках проекта “Окуу керемет!”;
используют разные способы прогнозирования в совместном чтении книг с детьми дома;
Шаг 1.
Поприветствуйте участников родительского собрания. Объявите темы, цели и ожидаемые результаты сегодняшнего собрания.
Шаг 2. Обсуждение. Ответы на вопросы.
1) Как Вы, родители, воспитываете своих детей? На ваш взгляд, является ли рассказывание историй или чтение книг детям важным в их воспитании?
2) Как часто Вы читаете книги детям? Какие книги любят читать Ваши дети?
3) Кто у вас дома хорошо читает? Почему Вы так думаете?
Шаг 3.
Расскажите об электронных детских книгах, разработанных
в рамках проекта «Окуу керемет!»; дайте ссылки на эти книги; расскажите
более подробно об уровнях и классификации этих книг (Приложение 1).
Шаг 4. Работа с утверждениями.
Классный руководитель: Сейчас я прочту вам рассказ Рупа Пай "Одинаковые или разные?". Но прежде чем приступить к чтению, я раздам вам карточки с утверждениями. Ваша задача: отметить, согласны ли вы или не согласны с этими утверждениями до чтения.
До чтения | Утверждение | После чтения |
Согласен | Не согласен | | Согласен | Не согласен |
| | Змей-малыш и Птичка встретились в школе. | | |
| | «Мы очень разные, - вздохнул Змей-малыш. - Я длинный, гладкий и худой». | | |
| | Змей-малыш хотел съесть Птичку. | | |
| | Директор Слон вызвал родителей в школу. | | |
| | Птичка улетела от этого места далеко-далеко. | | |
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
Ответы участников.
Шаг 5. Чтение до 1-й паузы
Рупа Пай "Одинаковые или разные?".
Мама-птичка собирала рюкзак дочери. Положила коробку с обедом. Надела рюкзак ей на крылья. “Хорошего дня, дорогая. Будь внимательна и вежлива!”, - сказала мама.
“Уфф, мама! Ты говоришь мне это каждый день!”, - засмеялась дочь.
“И помни, держись подальше от змей они другие».
Дочке-птичке не хотелось, чтобы мама так говорила о её лучшем друге.
«Змеи едят птиц! Птицы и змеи не могут быть друзьями!», - так всегда говорила мама.
На другом конце города Папа-змей укладывал рюкзак своему сыну. Папа положил сыну на обед коробку с птичьими яйцами.
«Сегодня будет особенный день, сынок!», - гордо сказал он.
«Но я ненавижу яйца, папа!», - простонал Змей-малыш.
«Мы всегда их ели! - строго сказал Папа. -Иди, и держись подальше от птиц!»
Змей-малыш рассердился и быстро пополз в школу.
«Птицы бывают разные! Ты не можешь дружить с едой!», – прошипел вслед сыну папа.
ПАУЗА 1.
Вопросы:
Какой наказ дала мама-птичка своей дочери?
А как повел себя папа-змей?
Как вы думаете, что связывает эти две семьи?
Чем ассоциируется птица для папы-змея?
Как вы думаете, что произойдет дальше?
Шаг 6. Чтение до второй паузы.
Когда Змей-малыш встретился с Птичкой в школе, они посмотрели друг на друга и всё поняли.
«Твоя мама сказала, что...?» - спросил Змей-малыш.
Птичка кивнула.
«Твой папа тоже...?»
Змей-малыш кивнул.
ПАУЗА 2.
Вопросы:
Что произошло, когда встретились Птичка и Змей-малыш в школе?
Как вы думаете, что произойдет дальше?
Шаг 7. Чтение до третьей паузы.
«Наши родители неправы, Птичка! Давай покажем им, что мы больше одинаковые, чем разные».
«Отличная идея!», - сказала Птичка…
ПАУЗА 3.
Вопросы:
Как вы думаете, каким образом малыши будут доказывать свою одинаковость/схожесть?
Шаг 8. Чтение до четвертой паузы.
… и на листе бумаги нарисовала два круга.
«На желтой части левого круга нарисуем меня. На синей части тебя. И все наши отличия».
Змей-малыш задумался.
«А где мы одинаковые?»
«В зеленой части мы одинаковые», - улыбнулась Птичка.
«А как мы выглядим? Мы одинаковые или разные?»- спросила Птичка.
ПАУЗА 4.
Вопросы:
Что решили друзья?
А давайте мы с вами тоже составим Диаграмму Венна (раздает всем участникам готовую форму Диаграммы Венна и объясняет как заполнить ее). Напишите имена героев: в первом круге – «Птичка», а во втором круге- «Змей-малыш». Теперь напишите их характеристики, кто какой. А по середине напишите их общие черты, т.е. что их объединяет.
Скажите, какая по-вашему Птичка? Какая ее отличительная черта?
А какой Змей-малыш? Чем он характеризуется?
Хорошо, теперь давайте мы продолжим чтение текста, и узнаем, что же про себя написали наши герои.
Шаг 9. Чтение до пятой паузы.
«Мы очень разные, - вздохнул Змей-малыш. - Я длинный, гладкий и худой. Ты маленькая, пушистая и мягкая».
«Ты прав, я похожа на пуховку», - сказала Птичка и нарисовала её на жёлтой части.
«А ты похож на веревку, -и она нарисовала веревку на синей части. -А как мы двигаемся?»
«Совсем по-разному, -грустно сказал Змей-малыш. - Ты летаешь по воздуху, махая крыльями. Я ползаю по земле зигзагом».
«Другими словами, как самолет и поезд»,- сказала Птичка.
Змей-малыш вздохнул.
«Не унывай, змей-малыш, - ободряюще сказала Птичка. -А что мы едим?»
«Очень разную еду, -со слезами сказал Змей-малыш. -Но я не ем птичьи яйца».
«Я знаю»,- успокоила его Птичка.
«Семена и трава», - сказала про себя Птичка и нарисовала их в желтой части.
«Лягушки и крысы», - сплюнув, Птичка нарисовала их в синей части. «Хммм!»
ПАУЗА 5.
Вопросы:
Что вы узнали о героях? Какие дополнительные информации появились для вас?
Можете сравнить свои записи, если нужно, можете дополнить свои записи…
Как вы думаете, какое будет продолжение?
Шаг 10. Чтение до шестой паузы.
Вдруг Змей-малыш и Птичка подпрыгнули.
Это был директор Слон.
«Почему у вас такие странные лица, дети?»- любезно спросил он.
«О, Слон,- заплакал Змей-малыш. - Мой папа и ее мама считают, что мы не можем быть друзьями, потому что мы разные».
«Мы хотим показать им, что мы больше одинаковые, чем разные. Но у нас не получается».
ПАУЗА 6.
Вопросы:
Как реагирует на эту ситуацию директор Слон?
Как вы думаете, что будет дальше?
Шаг 11. Чтение до седьмой паузы.
Слон долго смотрел на рисунок и остался доволен поступками друзей.
Змей-малыш и Птичка уставились на него.
Слон сел на скамейку.
«Змей-малыш, что ты любишь делать больше всего?»
«Играть и болтать, особенно с птичкой» - ответил Змей-малыш.
«А ты, Птичка?»
«Болтать и играть, особенно со змеем-малышом» - ответила Птичка.
«Правильно, вы любите делать одно и тоже».
И Слон что-то нарисовал на зеленой части.
«А что делает вас счастливыми?»
«Когда можно сидеть рядом друг с другом», - сказал Змей-малыш.
«И меня тоже!». И Птичка захлопала крыльями.
«Ага!- воскликнул Слон. - Ваше счастливое место – это зеленая часть. А что делает вас грустными?»
«Когда папа говорит: держись подальше от птиц».
«Когда мама говорит: держись подальше от змей».
Слон нахмурился.
«Вы оба грустите. Ваши родители не разрешают вам дружить по одной и той же причине. Снова зеленая часть! А кто, по вашему мнению, лучший друг?»
«Тот, кто любит тебя…» -начал Змей-малыш.
«Даже если вы разные!» - закончила Птичка.
«Вы согласны, что настоящий друг любит тебя, несмотря ни на что?
Четыре раза вы одинаковые и только три раза разные. Одинаковое побеждает!”
«Ура-а-а-а! Спасибо вам, дорогой Слон!» - закричали Птичка и Змей-малыш.
ПАУЗА 7.
Вопросы:
Какие схожие моменты появились у друзей?
Какие, на ваш взгляд, есть еще схожесть у этих друзей? Напишите их в зеленый круг.
Как вы думаете, что будет дальше? Как завершится рассказ?
Шаг 12. Чтение конца рассказа.
«И последнее!.. Скажите своим родителям, что я хочу видеть их в своем кабинете. Завтра утром!», - сердито сказал директор Слон и ушел.
Шаг 13. Обобщение рассказа:
Какая тема затронута в этом рассказе, по-вашему?
В чем идея рассказа?
Как вы думаете, в чем особенность этого рассказа?
Какая будет ваша реакция, если ваш ребенок дружит с ребенком с особыми потребностями (ограниченными возможностями)?
Давайте вернемся к нашим утверждениям, у кого совпало, у кого нет?(участники заполняют вторую часть)
Классный руководитель: Змей – малыш и Птичка – это маленькие дети, они разные, но они друзья, им не важны их внешние отличия, им вместе хорошо. У них одинаковые интересы, взгляды, понятия…
Обсуждение по разным стратегиям по прогнозированию.
Что Вы думаете об этой стратегии чтения?
В чем ее ценность?
Что дают паузы при чтении?
Почему они нужны?
Где были паузы? Почему?
Что стало Вам понятным из этого вида деятельности?
Можно ли таким образом читать вместе с детьми?
Классный руководитель: Множество исследований, проведенных по всему миру, показывают, что чтение или пересказ истории детям, помогает им думать и читать, развивает языковые навыки детей. Видя то, как читают старшие или родители, у детей появляется стимул к чтению.
Для того, чтобы чтение было интересным для детей, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Начните с объявления, что вы собираетесь им рассказать или прочитать. Попросите детей, чтобы они вели себя хорошо и смотрели на вас;
Замедлить голос на ключевых моментах, чтобы создать загадочность;
Повысить голос на захватывающих моментах рассказа;
Менять голос в соответствии с персонажем (например, лев может иметь громкий, глубокий голос);
Строить контакт с детьми глазами, пока рассказываете или читаете рассказ;
Время от времени останавливаться и задавать вопросы.
Эти рекомендации даны на основе рассказа «Одинаковые или разные?».
Шаг 14. Домашнее задание: прочитать рассказ дома с детьми по их уровню, опираясь на сегодняшний опыт.
Шаг 15: Рефлексия дня.
- Что было важным для вас сегодня?
- Что взяли для себя от сегодняшней встречи?
- Какие остались вопросы?