СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: С. А. Есенин "Лебёдушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме: С. А. Есенин "Лебёдушка"»

Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка»


Цель: создание условий для формирования представлений у учащихся о жизни и творчестве С. А. Есенина, знакомство с произведением «Лебёдушка».


Планируемые результаты:


Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.


Предметные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания и составление текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждения.


Метапредменые:

- познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать; оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению;

- коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные, строить монологическое доказательное высказывание;

- регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.



Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник, доска, видеоматериал.










Этап урока,

цель этапа, время

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Мотивационный

2 мин

Словесный (беседа, рассказ)


Приветствие.

Людям нужно поучиться преданности — у собак, теплу — у пингвинов, а любви и нежности — у лебедей…

- Как вы понимаете это высказывание?

- Что интересного вы знаете о лебеде?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. Лебеди очень преданные птицы и большинство лебедей создают пары на всю жизнь.

- Сегодня наша тема будет связна с этими изящными птицами.




Речевая разминка

2 мин

Словесный

-Но сначала давайте проведем речевую разминку. Посмотрите на слайд, давайте прочитаем хором чистоговорку на счёт три. Раз-два-три.



Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.









Читают.

Самоопределение к деятельности

4 мин

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)


- Посмотрите на слайд. Чей это портрет?

- Кто это?

- Вы знаете что-нибудь о Сергее Есенине?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта Сергея Александровича Есенина, его произведением «Лебёдушка»

- Какую цель мы поставим на урок?



- Давайте составим план нашего урока:
1. Узнать о жизни и творчестве писателя Сергея Есенина

2. Выяснить главную мысль стихотворения «Лебёдушка»

- Сергей Есенин.

- Поэт.











- Познакомиться со стихотворением «Лебёдушка»








Подготовительная работа

5 мин

Словесный

Наглядный

- Давайте познакомимся с жизнью и творчеством автора этого произведения Сергеем Александровичем Есениным. Посмотрим видеоролик.


-Какая основная тема творчества Сергея Есенина? О чём он писал?


- Прочитайте название стихотворения.

- По названию произведения можно предположить, как автор относится к этой птице?

Смотрят.









- Родина, природа.









- Нежно, ласково, с любовью и теплотой относится автор к Лебёдушке.

Словарная работа

3 мин

Наглядный (карточки)

Практический

- Перед тем, как мы начнем читать произведение, давайте узнаем значение сложных и непонятных слов.

- Прочитайте слова, подумайте, что они обозначают и соедините слова с их определениями.

Ватага - шумная толпа, сборище.

Заводь - небольшой залив в реке.

Дозорила – стерегла, охраняла.
Хоронились – прятались.
Доблестный – храбрый, отважный.
Пряный – имеющий острый вкус и резкий запах.
Колыхалось – качалось;
Покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
Гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале.
Тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением.
Молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
Тихозвонные ручейки – спокойно протекающие.
Росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро.
Цветы лазоревые - светло-синий тон.
Волны пряные - издающие запах;











Выполняют.

Физминутка

1 мин


- Давайте мы вами немного отдохнем и выполним физминутку.

Встали тихо, потянулись,
Дышим ровно, глубоко

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.
Раз- присели, два- нагнулись
Три подпрыгнули легко.


Первичное

восприятие

произведения

6 мин

Комбинированное чтение

- Откройте учебник на с. 120.

- Я начну читать, затем буду просить кого-то из вас продолжить, следите за текстом.






Читают.


Проверка

первичного

восприятия

2 мин

Словесный (эмоционально-оценочная беседа)


- Какие настроение, чувства и эмоции у вас после прочтения?

- Какой момент вам запомнился больше всего?

Высказывают мнения.










Второе чтение и

анализ

8 мин

Словесный (беседа, выборочное чтение)

Предлагает поработать с текстом рассказа и поискать в нем ответы на вопросы.

  1. - Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты.

- Что такое олицетворение?

- Найдите и прочитайте олицетворения (с.120-121)

- А что такое сравнение?

- Найдите и прочитайте сравнения.





- Что такое эпитет?

Найдите и зачитайте эпитеты:


(4 - 11 строфы)  

- Как  гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?


12,13,14 строфы

- Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?


- Прочитайте отрывок, где появился молодой орел   (15-21 строфы)

- Как нужно читать этот отрывок?

- С чем автор его сравнивает? Почему?

- Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

- Найдите отрывок,   где автор описывает внешность орла.

- Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)

- Как она себя вела? (23 строфа) Как защищала своих детей?

Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы) Самым трагическим?

 

-Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?




- Картину рассвета










- Это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

- Зорюшка рассыпала, камыши шепталися, перешёптывались лилии, цветы улыбались.

- Лебедушка – словно зоренька

Росинки – словно жемчуг

Цветы – гости

Орел – точка черная

- Красочное определение чего-либо.


Покрывала златотканые,
озеро серебряное,
белоснежная лебёдушка,
колечки изумрудные

- Словно зоренька.



- Лебедь охраняла своих лебежатушек под своим крылом.




- Трагично.

- Со стрелой, чёрной тучей, потому что он предвещает опасность.











- Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.

Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей


Синтез

4 мин

Словесный (выразительное чтение,

беседа)

- Кто желает прочитать выразительно стихотворение?

- Прочитайте второй пункт плана.



- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? 









- Главная мысль - лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям. Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.


Читают несколько человек по частям.





- Стихотворение учит любить своих родителей, и прежде всего любить маму, все живое, учит любить Родину, природу, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.

Рефлексия

2 мин

Словесный

(беседа)


- Вспомним цель урока.

--Как вы думаете, почему поэт закончил своё произведение так печально?

- Кто написал стихотворение «Лебёдушка»?

- Что вы запомнили о писателе?

- Оцените своё чтение на уроке, насколько выразительно вы читали. (светофорчики)

- Познакомиться со стихотворением «Лебёдушка»



- Сергей Есенин.

Инструктаж домашнего задания

1 мин

Словесный (объяснение)

- Домашнее задание – выразительное чтение стихотворения «Лебёдушка».

















Ватага

шумная толпа, сборище

Дозорила

храбрый, отважный

Хоронились

имеющий острый вкус и резкий запах

Доблестный

стерегла, охраняла

Пряный

качалось

Колыхалось

прятались

Гладь зеркальная

спокойно протекающие

Тихая заводь

водная поверхность прозрачная, как в зеркале

Молчаливый затон

роса прозрачная, под серебро

Тихозвонные ручейки

небольшой залив в реке с замедленным течением

Росинки серебристые

длинный нетронутый залив реки