Самоанализ педагогической деятельности .
Наша коррекционная школа- интернат – это учреждение, где дети живут круглосуточно. У нас проживают дети сироты, и дети у которых родители лишены родительских прав.
Проблема, над которой работает школа:
Пути повышения эффективности социальной адаптации школьников.
Целью воспитательного процесса: это воспитание личности, готовой к успешной деятельности, способности отвечать за свои действия и готовность к самореализации.
Учитывая проблему школы, я определила свою проблему по работе с детьми:
Формирование духовно- нравственного воспитания у детей в группе, через комплексный подход путем разных видов деятельности .
Гипотеза.
Я предполагаю, что особенности формирования духовно - нравственных качеств воспитания в специальной (коррекционной школе) школе, обусловлены психофизическими личностными проявлениями. Опора на положительные ,сохранные возможности учащихся способствует успешному формированию у них нравственного воспитания и поведения, комплексность, целостность и единство всех компонентов воспитательного процесса способствует формированию у школьников нравственных навыков.
Актуальность.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая – дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм отрицательно сказываются на процесс социализации детей с проблемами в развитии. Полноценная социальная адаптация детей с проблемами в развитии невозможна без формирования системы их нравственного сознания с соответствующего поведения.
Цель осуществлялась в течение пяти лет. Итоги результатов педагогической деятельности я представлю через самоанализ который содержит оценку моей педагогической деятельности за 2012-2017 г. При работе над самоанализом я определила следующие задачи:
1.Проанализировать условия созданные в рамках воспитательного и коррекционного процесса, обеспечивающие получение положительных результатов.
2. Определение причинно – следственных связей между результатами педагогической деятельности и условиями воспитательного процесса
Анализ результатов воспитательного процесса.
Характеристика воспитанников группы
На начало 2012 – 2017 учебного года в группе числилось 14 детей. У всех воспитанников были выявлены различные отклонения в развитии (диагноз ЗПР разного гинеза), очень сложная адаптация в новых условиях, эмоциональная психологическая неустойчивость нарушения правил поведения, слабая, подготовка к школе, отсутствие навыков самообслуживания, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Игровая деятельность преобладала над учебной.
Эти проблемы возникли в новых условиях воспитания и обучения:
Переход из других учебных учреждений; Образование нового коллектива; Переход из класса в класс; Педагогическая запущенность
Проанализировав современные требования к содержанию образования, изучила психолого – педагогическую характеристику воспитанников, выявила детей с проблемами и определила, что цель педагогической деятельности: создание условий для формирования социально – коммуникативных навыков у детей с ЗПР на основе индивидуально комплексного подхода, через различные виды деятельности.
Выявила для своей работы основные задачи: Определить одни из базовых методов воспитания Формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины; Работать над укреплением физического и психического здоровья; Формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта; Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка. Оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей. Выработать единые требования в воспитании детей. Поддержание и укрепление школьных традиций ,и традиции группы.
Результаты моей педагогической деятельности: у воспитанников сформировались следующие умения и навыки поведения и жизненно необходимых навыков:
-Имеют представления и навыки коммуникативного поведения: человек существо социальное; есть разные способы общения; владеют навыками речевого обращения в различных ситуациях; умеют использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеют вести диалог, беседу; знают, что такое конфликт и как его можно избежать; -Повышен уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
-Сформированы навыки ответственности за свое состояние здоровья;владеют навыками (т.е. автоматически, аккуратно) личной гигиены, самообслуживающего тру да: чистить зубы, причесываться, умываться, пользо ваться туалетом, принимать душ, ванну; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой ; содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыка ми уборки класса, спальни;
Развиты механизмы творческого воображения: могут представить по запаху какую-либо картину из жизни; описать ощущения при прослушивании музыки; нарисовать настроение; сделать поделку в различных техниках.
-Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений: умеют-сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений: умеют играть с игрушками, в настоль ную игру, работать с книгой; любят читать (или хотя бы, чтобы им читали; знают технологию поведения на уроке, при самопод готовке и пр.) -Коллектив сплочён, в группе есть актив, к планированию общественной деятельности привлекались воспитанники группы, высказывая свои интересы, желания и возможности.
В отдельных случаях воспитанники могли повлиять на детей нарушающих правила поведения, призывая их к соблюдению правил и норм, высказывая свою точку зрения на происходящее. Все воспитанники имеют общественные поручения. В течение года поручения менялись, чтобы каждый мог проявить себя в общественной жизни группы, имея разные социальные роли. Воспитанники старались с большой ответственно относиться к порученному делу.
Для получения объективных данных я овладела:
- методами педагогической диагностики
- способностью устанавливать логические связи между результатами и созданнымиусловиями работы
- умением диагностирования проблем, навыком прогнозирования и проектированиямеханизмов их ликвидации.