Самоанализ педагогической деятельности
Гармоническое развитие личности ученика предполагает воспитание молодого человека, способного успешно трудиться на самом современном производстве, умеющего видеть закономерности и перспективы общественного развития. К достижению поставленных целей направлена вся система школьного обучения и воспитания. В этой системе важное место принадлежит уроку. Методика обучения физике в России развивается по пути вооружения учащихся методами научного исследования в единстве с усвоением знаний. Только ознакомившись с общей схемой и методами научного познания природы, ученик может понять соотношение абсолютного и относительного в научных знаниях. Только при этом условии возможна активизация познавательной деятельности ученика на уроке. Современный урок требует научно обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся. Деятельность ученика на уроке физики всегда подчинена главной задаче урока – усвоению основных элементов знаний на определенном уровне: овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях; о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; формирование познавательного интереса к физике и технике; развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учителем физики в ЧОУ «Крымская республиканская гимназия-школа-сад «Консоль» работаю 10 год. За годы работы я овладела основами теории педагогики, психологии, валеологии, возрастной физиологии, имею знания и умения в области технологии индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики. Изучила и владею базовым компонентом содержания преподавания физики. В поисках эффективных форм изучаю проблемы инновационной работы в условиях развития школы, обращаюсь к опыту учителей-новаторов. На протяжении всех лет строю свою работу на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку, что позволяет создавать на уроке ситуацию успеха для детей с разным уровнем подготовки, учу ребят планированию своих действий, направляю на поиск нетрадиционных способов решения, стимулирую развитие нестандартного мышления. Четко представляю цели и задачи, стоящие перед современной школой. Люблю свой предмет, поэтому его преподавание доставляет мне радость, которую я хочу передать и детям, используя различные формы и методы на уроке и во внеклассной работе. Концептуальным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе. Считаю, что если коренным образом изменится моя деятельность на уроке, то изменится деятельность моего ученика и качество его обучения.
Цель моей профессиональной деятельности – средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение. Стараюсь привить интерес к такой сложной науке через эксперимент, самостоятельный поиск физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки были не похожи друг на друга. Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, легенды, пословицы и поговорки физического содержания. Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы. Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым ребенком позволяет добиваться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.
Рабочая программа, по которой я работаю, составлена на основе федерального стандарта и примерной программы среднего (полного) и основного общего образования по физике.
Каждый год учащиеся выбирают физику для сдачи ЕГЭ. При подготовке к ЕГЭ большое значение должно отводиться решению физических задач и самостоятельному приобретению знаний, выполнению экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов, презентаций, выполнению проектов. Поэтому при изучении физики в старших классах считаю наиболее действенным использование технологии развивающего (проблемного) обучения. Сокращение часов на изучение физики приводит к необходимости применять эту технологию. Проблемное обучение, проигрывая информационному в передаче фактов, развивает мышление, способности не только владеть фиксированными операциями и приемами, но и обеспечивает освоение способов мыслительной деятельности, воспитание культуры мышления, умения сопоставлять факты, обобщать, делать выводы. Здесь есть и моё объяснение как учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений.
Учебный материал даю крупными блоками, что позволяет увидеть его в целом – от наблюдения и гипотезы через актуализацию собственных знаний и экспериментальный или теоретический метод исследования к применению. Проведение семинарских занятий позволяет изучить теорию, а также делать выводы не с позиции одного урока, а с раздела темы. Учащимися приобретаются навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. По ходу изучения нового материала использую любую возможность организации решения задач.
По словам Э. Ферми «Знать физику – значит уметь решать задачи», уроки решения задач проводятся систематически. Решение задач помогает осознать физические модели и явления, способствуют формированию общих умений получать и преобразовывать информацию, анализировать физическую ситуацию. Уроки решения и анализа задач позволяют понять и запомнить основные законы, формулы, создать представление об их характерных особенностях и границах применимости. Они развивают навык использования общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Проведение наблюдений, лабораторных работ, экспериментальных исследований позволяет учащемуся осознать физическое явление, его роль и значение для практики. Использование в работе различных технологий позволяет моим ученикам успешно усваивать знания, развиваться, добиваться высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности.
На протяжении всей своей педагогической деятельности воспитала в себе такие профессиональные навыки, как четкое планирование своей деятельности, исполнительность, творческий подход к преподаванию, способность к саморазвитию, готовность осваивать новые педагогические технологии, умение находить контакт с детьми и их родителями, ведение текущей документации, работа с учебными проектами, участие в планировании, организации и проведении внеурочных мероприятий.