СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ педагогической деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ педагогической деятельности»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

Пестеревой Татьяны Владимировны учителя биологии

высшей квалификационной категории


Целью моей работы является развитие интереса учащихся к биологическим дисциплинам через создание системы эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса для успешного развития и социализации, удовлетворения образовательных и творческих потребностей, независимо от уровня способностей, при условии сохранения их психического и физического здоровья.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:

  • Дать учащимся глубокие и прочные знания через достижение образовательного стандарта;

  • Развитие устойчивого познавательного интереса, творческих способностей средствами биологии, стремления к самообразованию и применению знаний биологии на практике;

  • Использовать здоровьесберегающие технологии на уроках;

  • Повышение мотивации к обучению биологии;

  • Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

Анализ и оценка условий профессиональной деятельности:

Для осуществления профессиональной деятельности в нашей школе имеется кабинет биологии и следующие условия для работы (согласно образовательной программе и программе развития «Школа здоровья и развития личности»). Всё приобретенное активно используется при проведении уроков, на кружковых и факультативных занятиях, в исследовательской деятельности, во внеклассной работе, при проведении массовых мероприятий, что существенно повышает качество учебной работы и позволяет добиваться высоких результатов.

Материально-техническая база:

Гербарий по морфологии и биологии растений; гербарий «Растительные сообщества»; гербарий с определительными карточками (для 7 кл.); гербарий «Основные отделы растений»; гербарий «Сельскохозяйственные растения» и другие;

Набор микропрепаратов по ботанике (для 6-7 кл.);

Объемные разборные модели (цветок гороха и цветок капусты);

Модели - аппликации («Размножение мха» и «Размножение папоротника»);

Рельефные модели («Пищеварительная система», «Выделительная система»);

Печатные пособия («Вегетативные органы растений», таблицы «Отделы растений» и др.);

Модели («Мозг позвоночных»);

Рельефные модели («Археоптерикс»);

Портреты биологов;

Лабораторное оборудование (микроскопы «Юннат», лупы препаровальные).

А так же в кабинете биологии имеются: паспорт и график работы кабинета, инструкция по охране труда, журнал регистрации инструктажей по охране труда.

Информационное обеспечение:

Компакт диски по экологии и биологии по всем классам;

Электронные энциклопедии «Кирилл и Мефодий»;

ЭОР, ЦОР

Методическое обеспечение:

Копилка методических разработок уроков;

Копилка разработок внеклассных мероприятий;

Учебная и учебно-методическая литература;

Содержание образования по предметам биологии предусматривает наличие образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ и РБ, соответствующих государственному образовательному стандарту. В своей работе я использую УМК (Н.И. Сонин), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ, рекомендованных Федеральным перечнем. Для реализации образовательной программы школы по предметам естественно-научного цикла я использую:

  • Типовые учебные программы по биологии (программа для общеобразовательной школы. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – базовый уровень 6-9 классы и программа для общеобразовательной школы В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – профильный уровень 10-11 классы) и природоведению для основного общего и среднего (полного) общего образования, получившие гриф Министерства образования РФ.

  • Программу элективного курса «Молекулярные основы наследственности» - 10 класс, утвержденная педагогическим советом школы (компонент образовательного учреждения на поддержку химико- биологического профиля, рассчитана на 34 ч., т.е 1 час в неделю);

  • Программу факультативного курса «Человек и природа» - 9 класс, утвержденная педагогическим советом школы (рассчитана на 34 ч., 1 час в неделю);

  • Программу эколого-оздоровительного кружка «Я выбираю здоровый образ жизни», утвержденная педагогическим советом школы для реализации программы «Здоровье» в рамках программы развития «Школа здоровья и развитие личности (рассчитана на 34 ч., 1 час в неделю).


Чтобы соответствовать требованиям современного учителя, практически ежегодно прохожу курсы повышения квалификации.


Позиция руководства по созданию условий работы. В школе администрацией созданы все условия для плодотворной работы: укрепляется материально-техническая база, информационное обеспечение, методическое обеспечение, организуется прохождение курсовой подготовки.


Анализ и оценка качества образовательного процесса:

1. Моя концепция обучения:

Жизнь в социокультурном пространстве ставит выпускника перед необходимостью самоопределения, адекватной реакции на постоянно происходящие в обществе изменения. Чтобы выжить и адекватно реагировать на эти изменения, сохранив при этом собственную уникальность, необходимо развить личность в каждом выпускнике, а для этого он должен овладеть набором ключевых компетенций.

  • 1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

  • 2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.

  • 3. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

  • 4. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

  • 5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.

  • 6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

  • 7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления


Поэтому одна из моих задач – научить обучающихся учиться, т.е. развить способность использовать различные источники информации, научить их использовать эффективные приемы познавательной активности. Вторая моя задача – научить детей ориентации в мире ценностей: отношение к природе, к человеку. Третья моя задача – подготовить учащихся к профессиональному выбору, что означает: ориентацию на рынке труда, ориентация в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, готовность к условиям обучения в профессиональном учебном заведении.

Для этого я использую современные педагогические технологии. А именно интерактивные подходы: творческие задания, общественные ресурсы (приглашение специалистов, проведение экскурсий), работу в малых группах. Также использую элементы разноуровнего обучения, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового. Использую элементы здоровьесберегающей технологии: физкультминутки, словарная работа в игровой форме; информационно-коммуникативную технологию использую на вводных и обобщающих уроках, где учащиеся представляют  презентации своих проектно- исследовательских работ. Личностно-ориентированные - можно реализовать в малой группе и на индивидуальных занятиях. Положительная мотивация использования описанных технологий заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Формы, методы и средства

Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется на самых трудных и самых важных темах программы. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на сдачу ЕГЭ, воспитывают ответственность за формирование ЗУНов. При этом использую разнообразные формы обучения: беседа, зачет, лекция, викторина, семинар и другие. Применяю современные методы обучения: объяснительно-иллюстративный с помощью разборных моделей; исследовательский - через эксперимент; репродуктивный - с использованием электронных носителей, практические (практические задания, анализ и решение ситуаций), словесные, наглядные, демонстрация таблиц, лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, а также элементы личностно - ориентированного метода.

Для эффективности урока в своей работе использую различные средства: учебно-лабораторное оборудование, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия).

Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно.

Разрабатываю и провожу предметные недели, разработаны мероприятия с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно – познавательной деятельности (подготовка к олимпиадам, исследовательским конференциям, участие в конкурсах разного уровня).

Мной даны открытые уроки на районных семинарах, в частности открытый урок биологии в 11 классе для завучей в 2008 году, для директоров в 2009 году. В мае 2011 года приняла участие в республиканском эколого – биологическом семинаре «Экология. Перспективы сотрудничества».

 Организация внеурочной деятельности по биологии

В сельской местности мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Кроме семьи, школы и дома культуры  негде реализовать потребности личности, максимально развить индивидуальные способности. Поэтому реализацию своей педагогической проблемы я осуществляю через технологию исследовательской работы. Для меня проектно-исследовательская деятельность учащихся стала наиболее перспективной формой практической деятельности. Она наиболее эффективна при занятиях во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по биологии и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков. Предпочтение отдаю проектам межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. В основном работа над проектом длится от нескольких дней до нескольких недель. Проект обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний. Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект - субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует расширению образовательного пространства. 

Система работы складывается из:

организации массовых мероприятий;

организации и проведения исследовательских работ;

проведения школьной научной конференции учащихся;

подготовки и участия в олимпиадах, конкурсах и т.д.

Отмечу еще одну из форм внеурочной деятельности учащихся - кружковую работу. Несколько лет являюсь руководителем кружка «Я выбираю здоровый образ жизни». Занятия носят не только теоретический характер, но и практический (тесты, проведение опытов, самонаблюдений, выполнение практических работ. Материалы используются для исследовательских работ.

В течение 6 лет руковожу эко-биологическим научным обществом учащихся. Основные направления нашей работы:

- Вовлечение в научно – исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами;

- Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования;

- Подготовка, организация и проведение научно – практических конференций, турниров, олимпиад.

Учащиеся выполняют исследовательские работы. Исследования проводятся в школьных лабораториях, имеется тесная связь с БГУ и БНЦ СО РАН. При выполнении таких работ учащиеся ощущают себя причастными к интересной экспериментальной работе. В итоге у них повышается мотивация к изучению предметов естественно – научного цикла.

Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность Мои ученики являются победителями и призёрами районных и республиканских олимпиад. Евтеева Анна (ученица 11 класса) в 2009 году заняла 3 место в районной олимпиаде по биологии, а в 2010 году стала призером III-го (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, в 2011 году она получила диплом призера Олимпиады БГУ по биологии. Пестерева Виктория (ученица 8 класса) в 2009 году заняла 3 место в районной олимпиаде. Горшкова Анастасия (ученица 9 класса) в 2011 году заняла 3 место в районной олимпиаде по экологии.


Результаты участия в олимпиадах по биологии и экологии


Дата

Ф.И. учащегося

Класс

Школьный тур

Районный тур

Республ.тур

2009-2010

Евтеева Анна

(биология)

10

I

III

Ш

2009-2010

Пестерева Виктория

(биология)

7

I

III

-

2010-2011

Евтеева Анна

(биология)

11

I

-

Призер олимпиады БГУ

2011-2012

Горшкова Анастасия

(экология)

9

I

III

-


С 2005 года мои учащиеся участвуют в исследовательских конференциях «Шаг в будущее» и «Созвездие», имеют призовые места на муниципальном уровне и участие в республиканском туре. Принимаем активное участие в конкурсах, например, Пестерева Виктория (ученица 8 класса) в 2011 году получила диплом регионального победителя II степени за участие в «Молодежном биологическом чемпионате».


Таблица « Научно – исследовательская деятельность учащихся»


Ф.И. учащегося

Название конференции

Дата

Результат

Школьный

Районный

Республиканский

Потапова Вероника

«Шаг в будущее»

2007-2008

I

III

-


Потапова Вероника

«Шаг в будущее»


2008-2009

I

III

-

Республиканская открытая Олимпиада «Созвездие»



Свидетельство участника



Потапова Вероника

«Шаг в будущее»




2009-2010

I

III

-

Межрегиональная олимпиада по байкаловедению



4 место, свидетельство участника

Республиканский слет экологов



Свидетельство участника

Калугина Лилия

VII Республиканская открытая Олимпиада «Созвездие»

2009-2010

I

I

Рекомендательное письмо в БГУ

Кашина Нина

VII Республиканская открытая Олимпиада «Созвездие»

2009-2010

I

I

Рекомендательное письмо в БГУ

Пестерева Виктория

«Шаг в будущее»

2010-2011

I

I

Сертификат участника

2011-2012

I

II

Сертификат участника

Экологическая работа в школе

Не первый год руковожу экологической работой в школе, целью которой является: экологическое воспитание и образование, формирование экологической культуры школьников,  создание широких возможностей для творческой самореализации личности. Задачами работы являются:

-Развитие интереса к наукам естественного профиля, к опытнической и исследовательской деятельности;

-Формирование у школьников эстетического отношения к природе, стремления к гармонии, целенаправленное развитие способности личности к полноценному   восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности;

-Привлечение школьников к природоохранной деятельности; 

-Подготовка детей, подростков к профессиональной деятельности

Вся работа ведется по направлениям: «Я познаю природу», «Добро миру», «Забота о природе».

Веду кружок «Я выбираю здоровый образ жизни», так как эколого – оздоровительное направление - одно из направлений воспитательной работы в школе.

Я являюсь соавтором проектов по профилактике асоциальных явлений и пропаганде ЗОЖ, а также по экологии, что, несомненно, приносит пользу учащимся нашей школы, так как ежегодно по нашим проектам работает летний эколого-оздоровительный лагерь дневного пребывания «Мураши», который в 2005 году занял I место в смотре-конкурсе экологических лагерей Республики Бурятия.

Являюсь соавтором инновационного проекта «Школа здоровья и развития личности» МОУ «Хоронхойская СОШ», получившего в 2008 году «миллионную» поддержку. Активно участвовала в защите данного проекта.

С 2005 года я активно поддержала идею создания и развития детского общественного движения. Под нашим руководством было создано Движение «Поможем реке». В него вошли учащиеся 5 – 11 классов. Затем к нам присоединились учащиеся ПУ-18, выпускники школы, жители села, других населённых пунктов Бурятии. В 2006 году Движение «Поможем реке» было преобразовано и официально зарегистрировано в региональную молодежную общественную организацию социальных инициатив «Феникс», где я на добровольческой основе являюсь членом правления. Теперь эта организация известна не только в районе, Республике Бурятия, но и в России. За успехи в организации летнего отдыха детей и подростков мы награждены Грамотой Народного Хурала РБ, Грамотой Правительства РБ.


Участие и победа в конкурсах Пестеревой Т.В., учителя биологии

МОУ Хоронхойской средней общеобразовательной школы, соавтора проектов

Уровни

Региональный

Федеральный

Международный

1. Проект «Чистые реки - чистый Байкал» - организация летнего экологического лагеря «Мураши» на базе школы (лето 2008 года). Правительство РБ.


2. Проект «Спорт против наркотиков», победивший в конкурсе в 2008 г. Комитет по делам молодёжи РБ.


3. Проект «И всюду жизнь» - организация летнего эколого - оздоровительного лагеря дневного пребывания «Мураши» на базе МОУ «Хоронхойская СОШ» (ежегодно 2003-2009 годы). Администрация Кяхтинского р-на.

1. Проект «Спасая реки, спасаем себя», 2005 г., победивший в конкурсе малых грантов от Российского регионального экологического центра, г.Москва.


2. Проект «Спасая реки, спасаем себя», 2005г., победивший в конкурсе «Оперативный грант» от Сибирского Центра Поддержки Общественных Инициатив, г.Новосибирск.


3. Проект «Селенга – любовь наша и тревога», получивший поддержку Президента России В.В.Путина, г.Москва, 2006 г.


1. Проект «Чистые реки - чистый Байкал» победивший в конкурсе «1000 шагов к Байкалу» (раунд от 04.11.2000г.), Глобальный Экологический Фонд.


2. Проект «Возьмемся за руки, друзья», победивший в конкурсе "Малые проекты Посольства Королевства Нидерланды" (Матра/КАП). Посольство Королевства Нидерланды. Москва. Отдел социальной политики (Matra). 2006-2009 годы.