Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1» Благовещенского района, Алтайского края
Самоанализ
педагогической деятельности учителя немецкого языка Малиевской Светланы Михайловны
Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, не достаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.
Своё педагогическое кредо могу определить так: Я в ответе за тех, кого обучаю. Главная цель моей деятельности: научить своих учеников всему тому, что знаю сама, ничего не скрывая, не искажая и не замалчивая; постоянно учиться самой у своих учеников, не утрачивая стремление к знанию, и воспитывать в своих учениках это высокое стремление
средством общения.
Целью моей профессиональной деятельности является создание условий, «развивающей образовательной среды», обеспечивающей возможности для овладения учащимися коммуникативной компетенции в процессе личностного развития, самореализации, самосовершенствования, самовоспитания и социализации.
Цель работы тесно связана с целями деятельности школы, которые направлены на создание условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся с разным уровнем способностей, разными психофизическими особенностями в качественном общем образовании, а также воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании и саморазвитии.
Я, как учитель, должна побуждать детей к общению, высказыванию своего мнения на иностранном языке, преодолению языкового барьера. В этом мне помогает работа над темой самообразования «Урок немецкого языка с использованием ИКТ». Применение современных компьютерных технологий оказывает большую помощь в приготовлении и проведении уроков, повышает мотивацию к изучению немецкого языка. Красочные презентации, интерактивные тесты, обучающее видео, аудиокурсы с записями текстов, песен, стихотворений на немецком языке вызывают интерес и познавательную активность учащихся, позволяют детям услышать настоящую немецкую речь, помогают совершенствовать произношение, окунуться в атмосферу страны изучаемого языка.
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания, наибольший интерес для меня представляет проектная работа, которая отмечается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческой по своей сути и ориентированной на развитие личности учащегося. Кроме этого, она способствует формированию положительной мотивации к изучению немецкого языка. И это не случайно, ведь важнейшими факторами, которые способствуют формированию речевой деятельности при проектном обучении, являются связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся, а также интересы и индивидуальные способности.
Так как я часто провожу урок в форме соревнования между группами, эффективным оказалось обучение в сотрудничестве. Эта технология обеспечивает условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования речевых умений и навыков.
Такая работа, как я убедилась на своём опыте, очень плодотворна и вызывает у учащихся высокий уровень познавательного интереса, а также эффективна во времени.
Говоря о коммуникативной компетенции, нельзя не согласиться с тем, что действенным инструментом преподавания является игра, поскольку она приближает речевую деятельность к естественным нормам и помогает развивать навык общения.
Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Она активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и выражений.
Опираясь на цель и задачи урока, к любой учебной теме подбираю или сочиняю игровой материал. Формы игр всегда дидактически обоснованы и соответствуют возрасту и языковым возможностям учащихся. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, использую индивидуальную, парную, групповую и фронтальную формы работы. Игры с буквами, со словами, а также синтаксические, грамматические, корректировочные, ролевые игры, загадки и ребусы помогают снять усталость и сконцентрировать внимание на овладении речевыми навыками в процессе общения.
Вся моя профессиональная деятельность направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, в котором учитываются его психолого-педагогические особенности; на овладение им достаточным объёмом ЗУН по предмету, на обеспечение комфортабельных условий для раскрытия индивидуально- личностного потенциала.
В своей работе обязательно учитываю образовательные потребности детей:
- получение качественного образования каждым ребёнком;
- подготовка учащихся к продолжению обучения в учебных заведениях;
- воспитание свободной культурной личности.
Для достижения хороших результатов опираюсь на принципы гуманистической и творческой направленности, личностного подхода, активности, концентрации воспитания. Отбираю только те методы, приёмы и технологии обучения, которые обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию с учётом способности детей, их уровня обученности, интересов. Помня о том, что в центре обучения находится ученик-субъект деятельности учения, я, как учитель, организатор, консультант, партнёр, обеспечиваю педагогическое сопровождение его деятельности.
Благодаря этому достигла хороших результатов в своей работе: у учащихся наблюдалось повышение уровня познавательного интереса и учебной мотивации, довольно высокое качество обучения и успешная сдача экзаменов в 9 классе. Кроме этого, в 2009 учебном году Нестеренко Дарья заняла 3 место в районной олимпиаде. Многие ученики активно участвуют во Всероссийских конкурсах по немецкому языку «Олимпус» и «Мультитесты».
В 2009 году я принимала участие в краевом Педагогическом фестивале «Интернет и образование», где получила сертификат участника. Кроме этого, моя работа по теме «Использование ИКТ на уроках немецкого языка» заняла 1 место в районном конкурсе – выставке.
В 2010 году была участником районного конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России», также получила Благодарственное письмо краевого конкурса видеосюжетов с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, была делегатом VIII Съезда учителей Алтайского края, победителем акции Благовещенского районного информационного центра «Мой учитель – самый лучший!»;
Реализуя свою профессиональную деятельность как классного руководителя, стремилась воспитать и развить свободную, талантливую, физически здоровую личность, обогащенную научными знаниями, готовую к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению.
Под моим руководством ребята добивались высоких результатов во многих конкурсах:
- были победителями районных конкурсов детского декоративно –прикладного и изобразительного творчества (2009 год), видеосюжетов с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны (2010 год);
- стали победителими краевого конкурса «Пусть всегда буду я!» (2010 год), призёрами краевой заочной викторины к Дню славянской письменности «Алтай литературный», посвящённый 80 – летию со дня рождения В.М. Шукшина(2010 год – 3 место), участниками второго краевого конкурса «Корнями дерево сильно» (2009 год) , III Епархиального конкурса «Красота Божьего мира» и краевого конкурса публицистических работ «Учитель с большой буквы».
Залогом моей успешной воспитательной деятельности с учащимися было сотрудничество с родителями, ведь именно в семье закладываются идеалы человека. Уделяла большое внимание семейному воспитанию, потому что в дружбе взрослых и детей – сила школы и семей. Считаю, что всё удалось, хорошо отлаженная работа с родителями и детьми принесла свои плоды, за 7 лет мы стали одной дружной семьёй.
Я постоянно повышаю свою педагогическую компетентность: работаю по теме самообразования, изучаю педагогическую и психологическую литературу, посещает уроки своих коллег, посещаю заседания районного методического объединения. Имею две Почетные грамоты Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Для повышения уровня профессионального мастерства прошла в АКИПКРО курсы повышения квалификации:
2009 "Дидактические возможности интерактивной доски Smart Board в организации педагогического процесса", 24часа;
2013 «Модернизация системы общего образования: ФГОС ООО как механизм управления качеством образования», 108 часов