Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ «Лицей Мюрего»
« Согласовано»
Зам.дир.по УВР
_____________/Амирарсланова З.К./
План самообразования
учителя - логопеда
Касимовой Зубалжат Казимагомедовны
2015-2020гг.
Образование :Высшее Избербашское педагогическое училище 29.06.1987г |
Дагестанский государственный институт им. 14.07.1992г. |
Специальность по диплому: | Учитель русского языка и литературы, родного языка и литературы. |
Квалификационная категория, дата присвоения: | Первая, июнь 2012г |
Курсы повышения квалификации: 2012г. Дистанционный курс « Игровые методы коррекции трудностей обучения младших школьников» Индивидуальная тема самообразования: |
« Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Работа над темой начата в 2015году.
Предполагается закончить работу над темой в 2020году.
Актуальность темы: Преодоление нарушений звукопроизношения в детском возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Большое количество комплексов артикуляционных гимнастик и реализация их в образовательный процесс ставит передо мной определенные цели и задачи:
Цель: использование артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.
Задачи: вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и легкость, без подергивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов коррекционно-развивающей работы;
планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего процесса.
Предполагаемые результаты использования артикуляционной гимнастики: выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
Если заниматься артикуляционной гимнастикой, то это поможет ребенку подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы и содержание самообразования:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме | 2015 -2020г. | 1.Изучение современной литературы по теме самообразования. 2.Обзор информации в интернете по узучаемой теме. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов
| 2015 -2020г.
| 1.Разработка модели логопедической работы для постановки и автоматизации звуков. 2.Участие в педагогических советах и семинарах для учителей. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. . | 2015– 2020г | 1.Выступления на заседаниях МО. 2.Открытые уроки, мероприятия, семинары-практикумы для родителей, консультации, памятки , методические папки, рекомендации для учителей. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах для детей особой заботы. 4.Публикации в социальных сетях работников образования разработок, выступлений, презентаций, статей. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2015-2020 г | 1.Участие в работе МО начальной школы. 2.Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. 3.Участие в работе школьного сайта 4.Открытые занятия на школьном уровне. 5.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. 6.Ведение профессионального портфолио. 7.Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2019-2020 г
| 1.Анализ проделанной работы по проблеме. 2.Создание банка статей по теме самообразовыания |
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов | Сроки реал-и |
Профессиональное | 1. Изучить научно-методический комплекс. 2.Знакомиться с новыми авторскими программами по коррекции и предупреждению речевых нарушений, концепциями обучения, их оценками. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей-логопедов. | Конспекты Памятки Рекомендации. Методические пособия. | 2015-2020гг Регулярно 1раз в 5 лет. |
Психолого- педагогическое | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2.Изучать психологию каждого ребенка, его способности и возможности, использовать в работе индивидуальный подход | Научные статьи, презентации. | Регулярно Регулярно |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся начальной школы 3. Принимать активное участие в работе школьного МО. 4. Организовать работу с детьми с нарушением речи. 5. Изучать опыт работы лучших логопедов через Интернет. 6. Посещать уроки коллег,занятия воспитателей в ДОУ и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу логопедических занятий интересных приемов и находок на занятиях. 9. Проводить открытые занятия для родителей и учителей. | Программы и календарно- тематические планы. Дидактические материалы. Конспекты занятий. Методические папки. | Регулярно Регулярно Регулярно Регулярно. Регулярно Регулярно Регулярно Регулярно |
Информационно- технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии. 4.Создание и накопление методической копилки на собственном сайте. | Презентации и материалы к занятиям для диагностики и мониторинга, на коррекцию различных сторон речи. Учебные программы для развития речи. Создание электронной копилки логопедических программ, презентаций и учебно-методической литературы по логопедии. | Регулярно Регулярно 2015-2020гг. |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Дидактические материалы для развития дыхания и артикуляционной моторики. | Регулярно |
План реализации проблемы:
В ходе реализации поставленных задач предстоит внедрить в свою практику новых технологий обучения таких как:
Игровая технология обучения — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Технологии развития связной речи. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся.
Компьютерные технологии обучения- совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, моделирующих часть функций педагога по представлению. передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Мультимедиа технологии- способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Здоровьесберегающие технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
Курсы повышения квалификации
Семинары и конференции
Мастер-классы
Телевидение
Газеты, журналы
Путешествия
Видео, аудио информация на различных носителях
Платные курсы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
Интернет
Литература:
1.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М.,1960. 2.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики – М. ,Изд-во МГУ, 1974. 3.Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988. 5.Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. и др. Нейропсихолог в школе.– М., 2012. 6.Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. 7.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка. 8.Воробьёва Т.А,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. 9.Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. 10.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. 11.Косинова Е. Гимнастика для развития речи. 12.Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. 13.Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. и др.