Просмотр содержимого документа
«Школьное самоуправление»
Школьное самоуправление -
режим протекания совместной и самостоятельной жизни школьного коллектива, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Цель самоуправления – формирование высоконравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов .
Структура школьного самоуправления
Имеет 3 уровня:
- базисный уровень – классное ученическое самоуправление
- школьное ученическое самоуправление
- школьное самоуправление (Совет школы)
Принципы построения и развития самоуправления
- Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
- Педагогическое руководство, обеспечивающее развитие детского самоуправления.
- Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие
- Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.
Принципы построения и развития самоуправления
5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
6. Свобода критики и обмена мнениями по любыми вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
Модели самоуправления в образовательном учреждении
игровая административная
раздельная совмещённая
административно- административно-
игровая игровая
Модели самоуправления в образовательном учреждении
1. Игровая модель (условное название «Ньюландия» ) – самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры, которая моделирует деятельность основных структур государства.
Сильные стороны
- максимальное использование воспитательного потенциала игры
- ученическое самоуправление рассматривается как специальная воспитательная программа
Слабые стороны
- может рассматриваться как отступление от традиций в управлении образовательным учреждением при психологической неготовности педколлектива к её внедрению
- излишнее увлечение игровой стороной процесса
- возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях ДОЛ
Модели самоуправления в образовательном учреждении
2. Раздельная административно-игровая модель ( «День дублёра» ) – включение в жизнь общеобразовательного учреждения игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками (допустимо проводить 1 раз в год или 1 раз в четверть).
Модели самоуправления в образовательном учреждении
3. Совмещённая административно-игровая модель
- « Демократическая республика»
- «Школьный парламент»
- «Школьный фарватер»
Модели самоуправления в образовательном учреждении
4. Административная модель ( «Школьный Совет» ) – формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных актов. Участники образовательного процесса (педагоги и учащиеся) реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.
Сильные стороны
- полное соответствие требованиям законов , регулирующих деятельность ОУ на территории РФ
- наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав
Слабые стороны
- исключение потенциала игровых воспитательных программ
- формализация процесса выборов органов самоуправления, в т. ч. и ученического
- недостаточный учёт возрастных особенностей школьников