Золотарева Елена Сергеевна,
Учитель-логопед
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №93 Г.О.ДОНЕЦК»ДНР
г.Донецк
СКАЗКИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма) и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. Важно, чтобы ребёнок:
не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
На этапе знакомства с буквами. В работе говорят о том, что звук мы произносим и слышим, а букву читаем и пишем. Помогая её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов:
написать букву в воздухе, на столе;
выложить печатную букву из счётных палочек, шнурков, верёвочек;
написать букву пальчиком на песке, манке или другой мелкой крупе;
выложить букву из Лего-конструктора, пуговиц, бусинок, фасоли и других предметов;
получить в подарок букву;
вылепить из пластилина, теста;
выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Для профилактики дезлексии и дезграфии, применение сказок при обучении грамоте.
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).
Использование сказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит терпения, доброжелательности педагога. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Использованная литература:
1.Оксана Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. Гном, 2014.
2. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста
3. Интернет ресурсы