Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»
(МОУ гимназия № 3
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия
для 3-4 классов
Тема. Словообразование. Сложные слова и их значение
Подготовила : учитель-логопед
высшей квалификационной категории,
стаж работы 22 года
Кошкина Светлана Сергеевна
Методическая разработка логопедического занятия.
Тема. Словообразование. Сложные слова и их значение .
Группа: Нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием речи( аграмматическая форма дисграфии)
Класс:3-4 класс
Сведения об авторе | Кошкина Светлана Сергеевна |
Место работы | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3 Центрального района г. Волгограда» |
Должность | Учитель-логопед |
Квалификация | Высшая |
Стаж педагогической работы | 22 года |
Сведения о программе | Министерство образования и науки Волгоградской области ГБОУ ДПО (ПК) С «Волгоградская Государственная Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования». Кафедра коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования. Программа коррекционной деятельности в общеобразовательной школе в условиях логопункта. Коррекция письменной речи учащихся начальной школы, имеющих нарушения письма и чтения. Данная программа обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, в котором особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Цель программы: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления; формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность. Адресат программы: Коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на учащихся 1-4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи. Автор-составитель: Т.Г. Юдина, методист кафедры коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования. |
Цель: 1. Научится находить и выделять значимые части слова, усвоить понятия простое и сложное слово;
2. Получить возможность научиться практическим навыкам образования слов сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них различными способами в устной речи и на письме.
Задачи:
Предметные
1Формировать полноценные умения о составе сложных слов, имеющими два корня и их образовании (с соединительными гласными и сложением двух основ).
2.Развивать орфографическую зоркость, навыки исследовательской деятельности;
3.Воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки, интерес к языку, слову.
Метапредметные:
Регулятивные
1. Осозновать учебную задачу урока и решать её учебной совместно с учителем –логопедом.
2.Выстраивать этапы –шаги учебных заданий, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
3. Оценивать свои достижения и действовать по алгоритму и правилу
Познавательные:
1.Развитие моделирования сложных слов и их строения
2.Рефлексия способов и условий образования,оценка и контроль полученных знаний.
Коммуникативные:
1.Уметь выслушивать разные ответы детей, обосновывать и отстаивать собственное мнение
Личностные:
1.Проявлять интерес и готовность к сотрудничеству и взаимопомощи
Оборудование: предметные картинки; дидактические карточки для индивидуальной работы; тематические загадки, тетради, ручки, карандаши, мяч, Су-джок, компьютер ,нетбук,компьютерная программа « Проверка знаний 3-4 класс 1С»
План занятия
№ | Этап занятия | Методы и приемы | Время (мин) |
1 | I/Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности. | а) Методы передачи информации с помощью практической деятельности. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации. б) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации. в) Методы передачи информации с помощью практической деятельности д) Познавательные. е) Волевые. ж) Социальные. | а) Настроечные упражнения б)Обобщение изученого материала 4- е Лишнее в) Практические упражнения г) Поощрения Создание ситуации успеха д) Создание проблемной ситуации е) Предъявление учащимся требований Информация об обязательных результатах обучения ж) Создание ситуации взаимопомощи | 2 5 3 3 |
2 | II. Знакомство с темой. 1. Актуализация знаний. Формирование понятий о слоговом составе слова. |
3 | Физминутка. | | | 3 |
5 | Работа по карточкам | a) Письменные б) Самоконтроль в) Устные г) Методы передачи информации с помощью практической деятельности. д) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации. е) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации. | а) Индивидуальный опрос б) Самостоятельная работа в) Самоконтроль по образцу г) Работа на компьютере Тест Работа в парах | 10 8 4 2 |
6 | Развитие графических навыков. |
7 | Актуализация пройденного материала |
8 | Подведение итогов занятия. Рефлексия |
Ход урока.
| ЛОГОПЕД | Ученики |
Организационный момент Эмоциональный настрой на урок . | 1. Эмоциональный настрой на урок. (Коммуникативные, личностные УУД) Логопед: Улыбнёмся мы друг другу ,сделаем глоток воды,дружно за руки возьмёмся и начнёмигру своюю Игра « Как Живёшь?» Как Живёшь? Как Идёшь? Как Поёшь? Как Бежишь? А Как Пишешь? Как Шипишь А как слышишь! А как дышишь? - Начинаем наше занятие.Ребята,у меня для вас есть секрет . Этим секретом и вы можете овладеть . Игра» ЭХО» Повторяй магические слова ,но при этом правильно вдыхай . Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. (Коммуникативные, личностные УУД) - Начинаем наше занятие. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. Ребята,вы готовы открывать секреты русского языка? | Улыбаемся ,делают глоток воды Дети показывают действия и позитивные сигналы Большой палец Идут перекрёстный шаг бегут На 5 Жшчщ Массируют уши 8 диафрагмальных вдохов упражнение « Кошечка» Повторяют |
Знакомство с темой. 1. Актуализация знаний 2.Формулирование темы занятия, целеполагание. | Ребята,вы готовы открывать секреты русского языка. Тогда начинаем действовать Вспомните,какую тему мы изучали на прошлом занятие? Что вы знаете о корне?Для чего он нужен в словах ? А как называются слова с одним корнем ? Сейчас предлагаю поиграть в игру 4 – ый лишний . Определи какое слово лишнее и почему? Защити свой ответ Рис,рисовать,зарисовка рисунок Носить,нос,носик,носовой ,носище Гора ,горе,горевал ,горюет Вода,водица,водный ,водитель . Это вы легко определили.,всё просто Отправляемся к более сложным словам. А вы такие знаете? А вот в лаборатории МОРФОЛОГИИ знают. Заглянем в наш лингвистический словарь. Дима ,попробуй найти это слово . Чтобы осуществить открытие каким нужно быть открывателю? Объектом открытия будут сложные слова. А чему мы научимся ? Правильно. С помощью сложных слов расширим словарный запас слов и научимся их записывать | Тема однокоренные слова. Главная часть слова – корень. В нём заключён смысл слова. Без корня не понятен смысл слов. Однокоренные Рис Носить Гора Водитель Догадываемся,но точно ответить на можем Дима берёт лингвистический словарь и читает Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. А ещё это слово многозначное ,его можно встретить в биологии и других науках. Так,Лаборатория Морфологии –это место ,где делается открытие сложных слов Мы должны быть внимательными, помогать друг другу ,уважать мнение других. Определять и находить сложные слова |
3.Изучение нового материала | Образование сложных слов (Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД) На математике вы используете действие сложение. Слова тоже можно складывать. Угадайте как! Я скажу слова ,а вы определите где сложное слово. Лист, падать ,листопад,снег,падать снегопад,вода,падает, водопад,камни,падают,камнепад Да,правильно,в словах с 2 –мя корнями называют сложные . Запишем число. А вот теперь запишем эти слова в тетрадь. Но пронаблюдаем за соединением в этих словах. Карточка №1. Садовод, тепловоз, паровоз, мясорубка, дровосек ,лесоруб, зубочистка, пешеход, путешествие, мореплаватель Какая гласная соединяет эти 2 корня ? Работа в тетрадях. Соедини корни Сади вод, тепл и воз , пар и воз, лес и руб, зуб и чист, мяс и руб, дров и сек,пеш и ход, пут и шеств,мор и плав…. Как можно назвать гласные О и Е. Подчеркни эти гласные двумя линиями. Открытие сложных слов и их образование состоялось . | Листопад,Снегопад, Водопад,Камнепад. Я понял ,в этих словах два корня . ЭТО Сложные слова? 0 или Е Записывают число и слова в столбик, выделяют корень,наблюдают за соединительной гласной Это соединительные гласные |
4Физкультминутка с мячом | Физкультминутка с мячом. (Регулятивные, коммуникативные УУД) ( Презентация) Слайд №7-12 - Я буду загадывать загадки каждому, и кидать мяч, отгадав её, вернёте мяч обратно. 1.Наведёт стеклянный глаз ,щёлкнет раз- и помнит вас. 2.Пыль увижу -заворчу,заворчу и проглочу.( пылесос). Уборщик пыль и сор вдыхает, Но не чихает, не хворает 3.Сверху дыра снизу дыра ,а в середине огонь да вода. ( самовар) Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что же это? 4.А вот кто-то важный, На беленькой ножке, Он с красною шляпкой, На шляпке горошки 5.На носу он носит рог И зовётся … : ( Презентация )Слайд №13,14 - А сейчас я буду называть два слова, и кидать мяч каждому по очереди, а вы, как только образуете новое сложное слово, вернёте его обратно. ОВОЩИ РЕЗАТЬ( овощерезка), МЯСО РУБИТЬ( мясорубка), КОФЕ МОЛОТЬ( кофе молка), ПАР ВАРИТЬ( пароварка),сам катится(самокат) ,разводит птиц( птицевод),ловит мышей( мышеловка) ,тушит огонь( огнетушитель) ,чёрная земля ( чернозём) | Фотоаппарат ПЫЛЕСОС САМОЛЁТ МУХОМОР НОСОРОГ овощерезка мясорубка пароварка самокат птицевод мышеловка огнетушитель ,чернозём |
5.Актуализация полученных знаний | В каких случаях пишется о,а в каких Е? (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД) - А теперь давайте проведём анализ согласных перед соединительной гласной, и сделаем следующее важное открытие! Для анализа возьмите следующие слова:ПТИЦЕФАБРИКА, ВОДОПРОВОД, СКОРОХОД, НЕФТЕПРОВОД, КАШЕВАР.,СТАЛЕВАР,ПЫЛЕСОС Анализируют приходят к выводу,что О пишется после твёрдых согласных,а Е после шипящих и мягких согласных Хорошо, ребята, вы выяснили, при помощи каких гласных образуются сложные слова. Но не всё так просто! Я предлагаю вам исследовать такие слова: СПОРТЗАЛ и СТЕНГАЗЕТА. - Что вы заметили? | Анализируют слова О пишется после твёрдых согласных,а Е после шипящих и мягких согласных В этих словах нет соединительной гласной ,но два корня. Значит,в сложных словах не всегда может быт соединительные гласные. |
6 .Динамическая пауза «Су-Джок». Пальчиковая гимнастика | *** Динамическая пауза «Су-Джок». (Регулятивные, коммуникативные УУД) · Каждый ученик катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение:Пальцы эти — все бойцы, (показать пальцы Удалые молодцы. на обеих руках) Два — больших и крепких малых (загибаем И солдат в боях бывалых, большие пальцы) Два — гвардейца-храбреца, (загибаем указательные пальцы) Два — сметливых молодца, (загибаем средние пальцы) Два — героя безымянных, (загибаем безымянные пальцы) Но в работе очень рьяных, Два мизинца-коротышки — (загибаем мизинчики) Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять — Будем молодцев считать. (разгибаем по очереди пальчики) Пальцы встали дружно в ряд — Десять крепеньких солдат. · Каждый ученик поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Для чего же человеку нужны сложные слова ? | Выполняют упражнения Каждый ученик поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Их используют для удобства и быстроты произнесения, чтобы не говорить словосочетание и предложения.. |
7.Контроль знаний. | Работа на компьютере « Прграмма Проверка знанийй по русскому языку 3-4 класс» Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД) - Давайте обобщим всё, что вы узнали. Чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполните тест на компьютере . программа « Проверка знаний за 3-4 класс. Раздел Сложные слова» Задание отщёлкни только сложные слова и получи МОЛОДЕЦ | Обобщают, Работают на компьютере в парах( Консультант- Ученик) |
III. Итог занятия. | Ребята, как вы считаете, удалось решить проблему? Понравилось вам занятие? Какое задание тебе понравилось! Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились? Выбери знак и оцени себя +- все понятно --- было трудно ? затрудняюсь в оценке | Мы научились правильно находить и выделять значимые части слова. Узнали, как и при помощи чего образуются сложные слова. Когда в сложных словах пишется О и Е. А главное употребление сложные слов помогают нам быстрее понимать и объяснять |
Литература
I. Программа коррекционной деятельности в общеобразовательной школе в условиях логопункта коррекция письменной речи учащихся начальной школы ,имеющих нарушения письма и чтения , Министерство образования Волгоградской области ГБОУ ДПО (ПК) « Волгоградская Государственная Академия,2012.
II. Комплект пособий Мазановой Е.В по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
1. Е.В.Мазанова Коррекция по коррекции аграмматической дисграфии, издательство ГНОМ и Д, М.,2006,128 с.
2. Е.В.Мазанова Учусь работать со словом .Альбом 1.Упражнения по коррекции аграмматической дисграфии , издательство ГНОМ и Д,М.,2006
III.Дополнительная литература
1.Е.А.Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : Методическое пособие.-М.:ТЦСфера,2005
3. Л.Н.Ефименкова Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов:Пособие для логопеда.-М,Владос,2001
5. И.Н.Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников,М.,Владос,2001
6 М.Н.Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, М.,Метафора, 2007.
Интернет ресурсы:
http://gorod-detstva.caduk.ru/DswMedia/rasskajistixirukamikrepyishi.pdf
http://testuser7.narod.ru/Philipok/Alyabjeva.pdf
Приложение
1.
. 
2.

3.


4.

5.

6. 
7.

8.

9.

10.

11. 
12.

13

14.

15.

16.

17.

18.

19. 
20.

21
