Постановка темы и цели урока | Молодцы, с работой справились. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему урока. Тема урока: Сложноподчиненные предложения. Цель нашего урока сегодня: Повторить и углубить знания о синтаксисе сложноподчиненного предложения. На предыдущих уроках мы повторили, что такое сложное предложение, какие виды сложных предложений существуют. Сегодня мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, это позволит вам не только проверить, насколько прочно вы усвоили материал по теме в 9 классе, но и получить хорошие оценки за сегодняшний урок. | |
Работа по теме урока | Итак, дайте определение сложноподчиненного предложения, приведите свой пример. Сравним ваш ответ с информацией учебника.
Ещё один важный момент, на котором нужно остановиться: место расположения придаточной части в СПП. Запишите в тетрадь данные предложения, расставив недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений. Вчера мы до того были утомлены что даже не осмотрелись. Когда рассвело море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. Там где растут розы растут и шипы. Проверьте себя [ … ], ( что … ). (Когда … ), [ … ]. [ …, (если … ), … ]. - На какие группы делятся СПП? Назовите основные виды придаточных. «Виды придаточных предложений». Вид придаточного | Отвечает на вопросы | Прикрепляется к главному | Примеры | Союзами | Союзными словами | Изъяснительное | Косвенных падежей | Что, чтобы, как, как будто, ли | Что, когда, как, куда | Я увидел, что на небе радуга. | Определительное | Какой? | - | Который, что, где, какой, чей | На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не видел. | Обстоятельствен-ные | Где? Как? Куда? Откуда? И т.д. | См. таблицу «Придаточные обстоя-тельственные» | Куда, когда, откуда | Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку. | Придаточные обстоятельственные. Значение | Вопросы от главного к придаточному | Средства связи (союзы и союзные слова) | Времени | Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? | Когда, пока, едва, лишь, едва лишь, едва лишь, только лишь, как только, чуть только, раньше чем, прежде чем. | Места | Где? Куда? Откуда? | Где, куда, откуда | Образа действия и степени | Как? Каким образом? В какой мере и степени? | На сколько, будто, что, сколько, чтобы и др. | Условия | При каком условии? | Если, ежели, коли/коль, когда, раз, коль скоро и др. | Причины | Почему? Отчего? | Потому что, оттого что, либо, так как, из-за того что, благодаря тому что и др. | Следствия | Что из этого следует? | Так что | Цели | Зачем? С какой целью? | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы и др. | Уступки | Несмотря на что? | Несмотря на то что, хотя, сколько ни, как ни, где ни и др. | Сравнительные | Как? | Словно, как, точно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем …тем и др. | | - Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова). (С тех пор как ), [ ]. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить. Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.) Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись. Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. Там, где растут розы, растут и шипы. - СПП делятся на 3 группы: СПП с придаточными определительными, СПП с придаточными изъяснительными, СПП с придаточными обстоятельственными. |
Закрепление материала | I. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. 1) Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей. (А.Пушкин) 2) Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней. (В.Короленко) 3) В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван. (Л.Толстой) 4) Верчусь колесом а куда еду не знаю. (М.Горький) 5) Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми. (А.Чехов) 6) Не исполнил он этого намерения только потому что на набережной было слишком много народа. (Д.Писарев) 7) Я хочу знать не как это делается а зачем это делается. 8) Работа выполнена как следует. II. Свободный диктант. - Определить тему, основную мысль текста и его тип. - Выскажите ваше мнение о роли чтения. Изучив в школьные года «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения! Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание… Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру. (Н.Дорио) III. Работа с предложениями. 1. В тёмных комнатах, через которые я проходил, были мутно-серые окна. 2. Ясно было, кто стрелял. 3. Ученик всё сделал так, как требовал мастер. 4. Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. 5. Алексей пополз туда, куда упал самолёт. 6. Мы прибежали на вокзал, когда поезд отправлялся. 7. Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась. 8. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. 9. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. 10. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. | 1) Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимания сторожей. (А.Пушкин) 2) Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате, я заходил к ней. (В.Короленко) 3) В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван. (Л.Толстой) 4) Верчусь колесом, а куда еду, не знаю. (М.Горький) 5) Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. (А.Чехов) 6) Не исполнил он этого намерения только потому, что на набережной было слишком много народа. (Д.Писарев) 7) Я хочу знать, не как это делается, а зачем это делается. 8) Работа выполнена, как следует. С придаточным определительным. С придаточным изъяснительным. С придаточным образа действия. С придаточным меры и степени. С придаточным места. С придаточным времени. С придаточным условия. С придаточным причины. С придаточным цели. С придаточным сравнения. |