Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)
Технологическая карта
Образовательные цели:
Знать:
Уметь:
УЭ | Руководство по освоению материала. Дидактический материал | Контроль |
УЭ-0 1 мин. | Прочитайте цели урока, определите трудную. | |
УЭ-1 6 мин. | Цели: повторить правописание глаголов; грамматические признаки ССП. | |
| 1 Вставьте пропущенные орфограммы Заискива..т (он) , заклад..вать, слуша..шь. не)доставало времени, береч..ся. раста..л, купа..ш..ся, спряч..тесь, бесед..вал, вид..т, слыш..т(они), разве..л, увид..т (он), (не)здоровится, стал занимат..ся, (не) был. 2. Выполните упражнение 1. Спишите, расставьте знаки препинания. 2. Сделайте синтаксический разбор предложения. Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро осмысленно красиво. (А.П. Чехов) 3. Проба пера Прокомментируйте высказывание А.П.Чехова (согласен – не согласен. Почему? 3–4 фразы) используйте ССП (1–2). | 1.-1 балл 1. -1 балл |
УЭ-2 8 мин. | Цель: определять ССП с общим членом предложения или с общим придаточным. | |
| 1. Работа с Учебником 1. Просмотрите Параграф «Сложносочинённое предложение». Начертите две пунктуационные схемы ССП (запятая ставится, и запятая не ставится) и выпишите из Параграфа два предложения, иллюстрирующие данные схемы. 2. Выполните упражнение 1. Расставьте в Технологической карте знаки препинания. 2. Подчеркните грамматические основы. 3. Выпишите предложения с общим членом предложения и с общим придаточным предложением. 1. Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. Ещё трава полна прозрачных слёз и гром вдали гремит раскатом (А. Блок) 2. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. 3. Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и, может быть, на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной (А.С. Пушкин) 5. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. 6. Когда из-за туч вышла луна всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка. 4. Подчеркните метафоры из строфы А. Блока. | 1.- 1 балл 3 – 1 балл |
УЭ-3 7 мин. | Цели: повторить средства связи в ССП, отличать ССП и предложения с однородными членами. | |
| 1. Выполните упражнение 1.Запишите по памяти сочинительные союзы: соединительные: противительные: разделительные: 2. Назовите две функции сочинительных союзов? 3. Придумайте и запишите два предложения, в которых сочинительный союз И выполняет разные функции. Иней подолгу лежал на скатах крыш (и)… 2. Выполните упражнение 1. Расставьте в Технологической карте знаки препинания. 2. Выделите союзы, определите их функции. 1. Кое-где при дороге попадается угрюмая ива или молодая берёзка с мелкими клейкими листочками. 2. Блок воздействовал на многих поэтов и писателей не только стихами но и обстоятельствами своей жизни. 3. Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками. 4. Восстань пророк и виждь и внемли исполнись волею моей и обходя моря и земли глаголом жги сердца людей (А. С. Пушкин). 5. Берёзы уже выпустили клейкие листочки дубы же ещё не распустились. 6. И сердце бьётся в упоенье и для него воскресло вновь и божество и вдохновенье и жизнь и слёзы и любовь. (А.С. Пушкин) 7. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. 3. В четвёртом и шестом предложениях используется стилистическая фигура многосоюзие, повторяющийся союз И. Определите роль многосоюзия в строфах А.С. Пушкина. | 1.- Работа в паре 1.- 1 балл |
УЭ-4 6 мин. | Цели: умение ставить знаки препинания вССП. | |
| 1. Выполните тесты Тест 1 В каком ряду все союзы сочинительные? 1. и, зато, едва. 2. или, ни..ни, же. 3. либо, пока,тоже. 4 зато, однако, хотя. Тест 2 На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Всё настоящее (1) хорошее приобретено борьбой и лишениями людей (2)готовивших его (3) и лучшее будущее (4) должно готовиться точно так же. (Н.Чернышевский) 1) 1, 2,4 2) 2,3,4 3)1,2,3 4) 1, 3, 4 2. Проба пера Прокомментируйте высказывание Н.Г. Чернышевского (Согласен – не согласен. Почему?) Используйте ССП (1–2) | 1.-2 балла |
УЭ- 5 5 мин. | Цель: определять односоставные предложения в составе сложносочинённых предложений. | |
| 1. Выполните упражнение В состав ССП могут входить не только двусоставные, но и односоставные предложения. 1. Расставьте в Технологической карте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. 2. Определите вид односоставных предложений (В случае необходимости обратитесь к параграфу «Односоставное предложение»). 1. Уже смеркалось и в комнате было темно. 2. Я пошёл лесной глухой тропинкой и всё вокруг показалось мне таинственным. 3. Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила, читатель дорогой. 4. Сырость лёгкая и ёжась вздрагивает сад. 5. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика. 6. В саду было тихо и прохладно и тёмные тени лежали на траве. | 1. - 1 балл 2.-Работа в паре |
УЭ-6 10 мин. | Цели: Работа с текстом. Обучение сочинению-рассуждению на основе текста. | |
| 1. Работа с текстом 1. Прочитайте текст, озаглавьте его. 2. Среди предложений 5–7 найдите сложносочинённые предложения. 1. В привычной суете и занятости учёбой, друзьями, компьютером, спортом находим ли мы время оглянуться вокруг себя и увидеть то, что нас с вами окружает? 2.Увидеть, задуматься, понять, что за суетой и хлопотами мы не видим того, что не перестаёт удивлять. 3. Первый подснежник, пробивающая асфальт травинка, пышная красота сирени, отражение солнца в утренней расе, багровый закат, звёздное небо – привычные нашему взору явления можно перечислять бесконечно, ибо это частица нашего бытия. 4. И человек, высшее создание природы, тоже красив, и не только внешней, но и внутренней красотой. 5. Именно она делает лицо одухотворённым, а душевная пустота и бездуховность, безнравственные поступки углубляют и уродуют человеческую внешность. 6. Духовно опустошённый человек не в состоянии понять радостей и горестей других людей. 7. Дорожите красотой, берегите, цените её в жизни, в окружающих, и тогда жизнь ваша станет светлее и радостнее, и душа ваша будет открыта добру, и люди будут дарить вам тепло своих рук. (По Л. Задорожной) 2. Работа над сочинением. Сформулируйте проблему текста Л. Задорожной. 2. Прокомментируйте сформулированную проблему. 3. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. (Комментируя проблему текста, используйте слова-клише: по мнению автора, Л. Задорожная считает, размышляет; стремится убедить читателя, обращается, призывает читателя…) | 2. – 1 балл |
УЭ – 7 4 мин. | Цели: оценивать свою работу на уроке. Домашнее задание. | |
| 1. Самоанализ работы на уроке 1. Прочитайте ещё раз в Технологической карте цели урока. 2. Достигли ли вы целей урока? 3. В какой степени? Что помогло и что помешало вашей работе на уроке? 4. Оцените свою работу на уроке в баллах. 5. Спланируйте индивидуальное задание. 2. Домашнее задание 1. Параграф «Сложносочинённое предложение». 2. Составьте деформированный словарный диктант на тему: «Правописание глаголов» Задание на выбор: Первый вариант Определите и запишите тему и главную мысль стихотворения И. Бунина, используйте сложносочинённые предложения (1–2). 1. О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно - Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. 2. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. 3. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. 4. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. Второй вариант 1. Сформулируйте и запишите авторскую позицию по проблеме текста Л. Задорожной. (Автор считает, уверен, убеждает читателя….) 2. Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. 3. Сформулируйте свою позицию по данной проблеме и аргументируйте её на основе своего читательского опыта. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). | |
Итого 9 баллов
Примечание
Работа с УЭ проводится так: учитель просит учеников прочесть дидактическую цель УЭ и вместе с ними прорабатывает «Руководство по освоению учебного материала». После подробного комментария учителя ученики приступают к самостоятельной работе с дидактическим материалом, который указан во второй графе.
Учитель во время самостоятельной работы учащихся следит за ходом времени, оказывает индивидуальную помощь, создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного процесса.
Ученик стремится выполнить все задания данного элемента за то время, которое указано в первой графе.
После окончания самостоятельной работы с УЭ учитель организует проверку выполнения заданий. Эта работа проводится по плану, который прописан во второй графе. Устная работа с одним УЭ не должна занимать более 3–5 минут.
Когда вся работа с УЭ выполнена, ученик выставляет в Технологической карте, в графе «Контроль», полученные им баллы (не вся работа ученика на уроке оценивается в баллах). Если ученик не сумел выполнить тест или ошибся при выполнении упражнения, то он в Технологической карте на полях кратко помечает тему данного теста или упражнения. Например, когда ученик ошибся в определении знаков препинания при прямой речи, он пишет на полях: «Пр. речь». На полях фиксируются только те ошибки, которые оцениваются в баллах. Эта очень важная часть самостоятельной деятельности ученика, потому что его самоанализ строится на основе этих пометок на полях. Учитель помогает учащимся кратко формулировать записи на полях.
По окончании всей работы с УЭ, учитель организует работу по самоанализу учащихся. Это очень важный этап занятия, потому что ученик даёт самооценку своей работы на уроке. Он подсчитывает свои баллы, соотносит свои баллы с критериями оценки на данном уроке (на доске записана шкала оценивания), высчитывает свой индивидуальный балл и планирует индивидуальное домашнее задание.
Шкала оценивания
Выполнено 60–72% = оценка «3»,
73–86% = оценка «4»,
87–100% = оценка «5».
Например, на занятии было предложено 10 тестов, из которых ученик выполнил 7. Его индивидуальная оценка: 7Î100/10 = 70%, т.е. «3».
При выставлении в журнал итоговой оценки работы ученика на уроке, учитель учитывает:
устный ответ ученика в течение урока;
выполнение письменных заданий в рабочей тетради (проверяется орфография и пунктуация);
сумму баллов, полученных им на уроке.
Оценив свою работу в баллах, ученик готовит устный самоанализ деятельности на уроке по вопросам, предложенным в конце Технологической карты. Ученики заслушивают несколько ответов. Проанализировав свою работу, ученик планирует индивидуальное домашнее задание. Например:
проработка материала модуля (темы) ещё раз;
работа над допущенными ошибками (они вынесены на полях тетради);
прочтение соответствующего параграфа, выполнение нескольких тестов (любые «Учебно-тренировочные тесты по русскому языку»).
Кроме индивидуального домашнего задания, которое определил себе ученик, в Технологической карте предлагается домашнее задание для обязательного выполнения, которое включает задания по изучаемой на уроке теме.
Каждый урок русского языка – это Урок Языка и Речи. В 11 классе целесообразно на каждом уроке отрабатывать учения создавать сочинение в формате ЕГЭ.
Приём «Деформированный словарный диктант»
Используется в работе по орфографии в 5–11 классах на уроках систематизации знаний.
Для работы используется пол - листа в клеточку. Лист делится пополам.
В левой колонке ученик записывает тему и составляет словарный диктант с пропуском букв (10–20 слов), а на полях записывает пропущенные орфограммы (это ключ).
Загнув поля-ключ, ученики меняются листами и работают следующим образом: против каждого слова в правой колонке записывают или букву, пропущенную в слове, или ставят знак (-), или пишут: «слитно», «раздельно», «дефис».
По окончании работы ученики оценивают друг друга.
Работа приёма «Деформированный диктант».
Тема: «Правописание глаголов 5, 6 классы»
Работа ученика Правописание глаголов | Ключ (на полях) |
1. (Не) был | Раздельно |
2. Он занима..тся | е |
3. собираеш(ь) | ь |
4. нареж(ь/-)те | ь |
5. помоч(ь/-) | ь |
6. занима..шься | е |
7. он смотр..т | и |
8. команд..вал | о |
9. рассказ..вает | ы |
10. надо собира..ся | ь |
11. выстро..т | и |
12. (не)доставало средств | слитно |
10