Тема: Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений.
Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Познакомиться с видами ССП».
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
обобщить теоретические сведения о сложносочинённых предложениях;
отработать умение расставлять знаки препинания в ССП;
научиться различать ССП и простые предложения с однородными членами;
совершенствовать навыки работы с вариантами заданий [ГИА];
Развивающие:
развивать речемыслительную деятельность учащихся;
формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к языку;
способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, цифровой образовательный ресурс.
Тип урока: комбинированный
Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.
Планируемый результат:
знают основные понятия темы;
определять типы предложений, смысловые отношения между частями ССП;
знают правильную постановку пунктуационного знака;
формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
Добрый день. Сегодня мы с вами проводим урок по теме «Сложное предложение. Сложносочинённые предложения» и знакомство с новой темой «Виды ССП».
Значит, нам необходимо повторить сведения не только о сложносочинённом предложении, его структуре, но и средствах связи между частями сложного предложения (союзная, бессоюзная), научиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания, познакомившись с видами ССП. Кроме того, мы обратимся к материалам ОГЭ и тем самым продолжим подготовку к экзамену по русскому языку.
Актуализация имеющихся знаний.
- Какое предложение называется сложным? (Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными)
- Какими средствами связи соединяются простые предложения в составе сложных? (Интонация и союзы или союзные слова)
- Какие предложения соединяются только интонацией? (Бессоюзные)
- На какие предложения делятся союзные? (На сложносочинённые и сложноподчинённые)
Определите вид предложения. (Предложения выведены на экран)
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)
2) Ливень шумел за окнами, когда стало темно. (К Паустовский.)
3) Девочка чувствовала тепло кошачьей шкурки, смотрела на кошку, потом отломила кусочек корки и бросила кошке. (К.Паустовский)
4) Тут тоже теснились подстриженные акации, стоящие у деревянной ограды (К. Федин.)
5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары, и прозрачные струи воды, шумно бурля, переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.)
6) В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, (1) и Нестер, (2) развалившись на спину, (3) считал, (4) сколько лет ему ещё жить. Запоздалый заяц попался между табуна и (5), выскочив на простор (6), сел у куста и прислушивался.
3. Изучение нового материала.
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с сложносочиненными предложениями.
Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.
Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.
При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни... ни), противительные (союзы а, но, да в значении «но», однако, же, зато, а то, впрочем), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то ли... то ли, то... то, не то... не то), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже, значит) и пояснительные (союзы а именно, то есть, или в значении «то есть»):
Определите отношения между простыми предложениями в составе сложносочиненного (запись в тетради с пояснением).
1) И вновь одиноко заблещет вода, и глянет ей в око ночная звезда (Забол.); Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Крыл.);
2) Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.); В окнах дома блестел ленинградский слепой свет, но для нас обоих и это место и этот свет казались священными (Пауст.);
3) Блеснет ли день за синею горою, взойдет ли ночь с осеннею луною, я все тебя, далекий друг, ищу (П.); Не то дождь моросит, не то снежная крупа сыплется; То ли не нравится работа машинистки, то ли не понравился этот Филимонов (Сим.);
4) Я собралась уезжать, брат тоже складывал вещи; От тепла и сырости его клонило в сон, да он и не старался противиться
5) Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Отец всегда старался занять детей интересным делом, а именно он покупал новые книги, придумывал забавные игры.
Примечание
Союзы ли... или в сложносочиненном предложении относятся к повторяющимся союзам. Это же сочетание союзов может использоваться и в предложении со сказуемыми, отнесенными к общему подлежащему, тогда запятая перед или не ставится. Ср.: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.). — Видит ли он это или не видит — не столь важно.
В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо запятая не ставится в следующих случаях:
1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть: В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам (Пауст.); Когда я крепко двинул лыжи под гору, облако холодной снежной пыли взвилось мне навстречу, и по всему девственно-белому, пушистому косогору правильно и красиво прорезались два параллельных следа;
если части сложносочиненного предложения имеют общее вводное слово, общий обособленный член или общую, поясняемую ими, часть сложного предложения: Словом, время уже истекло, и пора было уходить; Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Б
если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные предложения: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.) (в последней части — казенный дом и дальняя дорога — запятой нет, так как эта часть воспринимается как единое целое; повторение союза и прервалось перед частью казенный дом);
4) если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого: С деревьев капало и вокруг пахло листвой; Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления;
5) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; Где будет собрание и кто его председатель? — общая вопросительная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! — общая частица.
4. Схематический диктант.
Цель диктанта: проверка умения различать, что связывает союз «и» - однородные члены предложения или части сложного предложения.
1) Мороз и солнце. (А. Пушкин) (однородные члены предложения)
2) Мороз, и трудно дышать. (назывн. + безличн.)
3) Мороз, и под ногами скрипит снег. (назывн.+ двусост).)
4) Болото кончилось, и деревья сомкнулись. (простое нераспр.+ простое нераспр.)
5) Небо быстро тускнело, и на нем стали проблескивать первые звездочки. (В. Мясников) (прост. распр.+ прост. распр.)
5. Анализ предложений с объяснением постановки знаков.
1. После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.Фет) 2. Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле. (Л. Андреев) 3. В ушах у гостя затрещало и закружилась голова. (И. Крылов) 4. Когда канонада вечером утихала, защитники Севастополя выходили из блиндажей и начиналась обычная жизнь. 5. Вот мы сидим сиротливо и не знаем, куда поплывем и что ожидает нас в будущем. (Ф. Гладков) 6. Кто принес эти сведения и можно ли ему верить? 7. Какой чудесный воздух и какое ласковое солнце! 8. Образ Чичикова и отношение к нему автора. 9. Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. (К. Паустовский) 10. Он знак подаст – и все хохочут. (А. Пушкин) 11. Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин)
6. Анализ текста. (Текст на экране)
Сон прошел. Я оделся и вышел в сад. Сад уснул и молчал. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошел. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.
Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.
Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела.
- Озаглавьте текст. Определите его тип. Прочитайте, объяснив знаки препинания. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?
- Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив состояние природы. (ветра не было, частым печальным дождем, сон прошел, сад молчал и уснул)
- Прочитайте предпоследнее предложение, опустив повторяющийся союз «и». Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается описание березы? (Повторяющийся союз «и» заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы показывает новую березу, готовую к зиме.)
-Для чего автор употребляет союз «но» в предложении7 (союз усиливает у читателя ощущение неизбежности осени)
Внимание учащихся обращается на то, что состояние и ощущение автора передаются с помощью наречий (тепло, сонно).
7. Объяснительный диктант.
Задании: выделить грамматическую основу, определить вид предложения, объяснить постановку знаков препинания.
На холм он взобрался, и в тусклую даль он смотрит… (А.С.Пушкин) (СПП, и – соединит. союз)
- В густом вечернем воздухе летали сотни светлячков и разносилось благоухание цветущих магнолий. (ССП с общим второстеп. членом;и – соединит. союз)
- Огромная луна стояла над горою и заливала город зеленоватым светом. (Прост., ослож. одн. сказуемым)
- В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. (Пришвин) (СПП с общим второстеп. членом, и – соединит. союз)
8. Вывод:
отвечаем на вопросы «верно» и «неверно»
Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений. Ответ: «Верно»
Если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член, то не ставится запятая. Ответ «Верно»
Союзы в ССП принято разделять на три группы. Ответ «Верно»
Союзы а, но зато, и, то – это сочинительные союзы. Ответ «Верно»
9. Домашнее задание.
Создать по данному в классе образцу сочинение – миниатюру из трех предложений на одну из тем (или на самостоятельно выбранную тему) «В лесу», «Зима», «Гроза».
10. Итог урока.
Рефлексия:
С лёгкостью я справился с заданием..…..
Самым сложным для меня было…..
Сегодняшний урок мне показался…..
Что нового я сегодня узнал….
Учитель: Кучеренко Г.П.