МБОУ Красноярская СОШ Цимлянского района
Ростовской области
Районный конкурс проектов
Номинация:
«Социальный проект»

Выполнили ученики: 7 «Б», 9 «В» и 10 классов
Руководитель проекта: Костина М.И.
Декабрь, 2016г
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Аннотация
Название: «Герой среди нас»
Автор проекта- Костина Марина Игоревна
Краткое описание: социальный проект «Герой среди нас» разработан и реализован в МБОУ Красноярской СОШ в целях формирования у учащихся важных дефицитных в обществе качеств у детей: доброты, сочувствия, дружелюбия, взаимовыручки, взаимопомощи.
Продукт проекта – видеофильм о происходящем 6 сентября 2015г.
Участники-исполнители: учащиеся 7 «б», 9 «В» и 10 классов МБОУ Красноярской СОШ.
Участники, привлекаемые к реализации проекта:
- Алексей Еланцев.
- Егор Шорников, один из спасенных братьев.
- Анастасия Деревенская, очевидец.
- педагоги МБОУ Красноярской СОШ – 4 чел.
- учащиеся МБОУ Красноярской СОШ – 6 чел.
«Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРО!»
А.П. Чехов.
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остается в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д.
Проблема приобретения учащихся эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной.
Между тем, школа - это единственное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее.
Отсутствие заботы к ближнему, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения подростков. Дефицит доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у молодых людей социальных чувств.
Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в молодежной среде. Воспитать в каждом ребенке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека.
Человек, который делает добро другим, чувствует себя
счастливым…Все, что я делаю, должно увеличить
количество добра в мире»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В современном мире человек все меньше внимания уделяет внутреннему, духовному, нравственному воспитанию, на первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие качества как доброта, честность, порядочность, патриотизм. Рассуждая об этом в начале учебного года, мы пришли к выводу, что все-таки самое главное в человеке это - добро и милосердие. Чем больше мы делаем добрых дел и узнаем о тех, кто прославился такими делами, тем больше останется будущему поколению. В 2015 году ученик МБОУ Красноярской СОШ Алексей Еланцев прославился на всю страну своим героическим и добрым поступком. Мы решили, что этим поступком должны гордиться и брать пример все ученики нашей школы.
Проект «Герой среди нас» - это уникальная возможность для учеников из первых уст узнать о подвиге А. Еланцева. Только лично соприкасаясь с опытом человека, пережившего страх за жизнь другого и спасение утонувшего друга, подрастающее поколение сможет представить факты, услышать о реальных, «некиношных» примерах прочности духа и моральной стойкости своего сверстника. Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодых появляется гордость за достойные дела односельчанина, искреннее желание быть похожими на него.
Актуальность проекта «По секрету всему свету», его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В ходе проекта - через знакомство с героем нашего времени, через добровольческую деятельность у школьников формируется гражданская ответственность за сохранение памяти о подвигах простых людей, живущих рядом.
Добро, гуманизм, милосердие – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.
МИССИЯ ПРОЕКТА:
Актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддерки нуждающимся.
Цель проекта: формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за судьбу малой Родины.
Задачи проекта:
- организация исследовательской работы по сбору материалов об А.Еланцеве;
- углубление знаний школьников об оказании первой медицинской помощи пострадавшему;
- воспитание у школьников чувства патриотизма, гордости за принадлежность к своей малой Родине на примере жизни и подвига героев-земляков;
- формирование у учащихся социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
- создание информационного видеоролика.
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».
(ам. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
№ п\п | Наименование этапа | Задачи | Приемы и методы |
1 | Организационно-установочный | Создание проектной группы | беседа |
2 | Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта | -определение проблемы | «корзина идей» |
3 | Организация работы учащихся | -составление общего плана работы; - распределение ролей; - определение промежуточных результатов; - критерии успешности проекта | «мозговой штурм» |
4 | Работа над проектом | - составление индивидуальных планов работы; - выполнение плана мероприятий; - коррекция по итогам промежуточных результатов; | беседа, интервью, видеосьемка |
5 | Подведение итогов, оформление результатов | - анализ и обобщение полученных результатов | беседа |
6 | Презентация проекта | раскрыть историю происходящего 6 сентября 2015года | демонстрация видеоролика |
7 | Рефлексия | формирование у учащихся социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков | «дерево достижений» |
Организационно-установочный этап
На классном часе, посвященном героям России, в ходе беседы предложила учащимся ответить на следующие вопросы:
- кого из героев, жителей станицы Красноярская, вы знаете?
- о каких подвигах земляков вам известно?
- что вы знаете о поступке Алексея Еланцева?
Оказалось, что известно ребятам очень мало, знают об Алексее только по слухам и домыслам других.
Предложила всем желающим принять участие в социальном проекте.
На первом заседании группы познакомила учащихся с видами проекта, основными принципами проектной деятельности.
Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта
В ходе выбора главной идеи проекта использовала прием «корзина идей». Среди предложений были следующие:
- пригласить А.Еланцева на классный час;
- взять интервью у очевидцев происходящего;
- создать видеоролик о подвиге нашего земляка;
- как можно больше распространить информацию про добрый поступок.
Организация работы учащихся
В ходе организации работы методом «мозгового штурма» определили основные мероприятия и распределили обязанности в группе:
№ п\п | Мероприятия | Ответственный | Срок исполнения | Результат |
1 | Опрос школьников и учителей станицы Красноярской | Ширшикова В, Смирнова А, Терещенко А, Коровина М.(7 «Б»кл) | 3.11.2016-7.11.2016г. | видео |
2 | Классный час с участием А.Еланцева | Ширшикова В, Смирнова А, Терещенко А, Коровина М.(7 «Б»кл) | 18.11.2016г | Фото, видео |
3 | Интервью с Алексеем Еланцевым | Егорова С. (10кл) | 17.11.2014-19.11.2014г. | Фото, видео |
4 | Беседа с А. Деревенской и Е. Шорниковым | Ширшикова В. (7 «Б»кл) | 18.11.2016-19.11.2016г. | видео |
5 | Оформление видеоролика | Данилов В.(9 «В»кл), Егорова С.(10кл), Костина М.И. | 1.12.2016-16.12.2016г | видеоролик |
Работа над проектом
1.Егорова С. – 10 кл
2.Ширшикова В. – 7 кл
3.Коровина М. – 7 кл
4. Смирнова А. – 7 кл
5.Терещенко А. – 7 кл
6. Данилов В. – 9 кл
Подведение итогов, оформление результатов
На очередном заседании участники группы рассказали о выполнении своих заданий.
Было принято решение оформить презентацию. Роли распределились следующим образом:
Егорова София и Ширшикова Валя - подбирали текст;
Смирнова Алена и Коровина Мария – выбирали фотографии к слайдам;
Данилов Владимир – оформлял презентацию;
Ширшикова Валентина – защищала презентацию.
В создании видеофильма приняли участие следующие ребята:
Егорова София, Ширшикова Валентина – дикторы;
Смирнова Алена – подбор картинок, фотографий;
Коровина Маша – подбор музыки;
Данилов Владимир – обработка фильма.
Презентация проекта
Презентацию проекта провели на общем классном часе 7а и 7б классов.
У участников встречи проект вызвал интерес. Учащиеся задавали вопросы о том, как долго шла работа по сбору информации, как удавалось находить свободное время, что нового для себя узнали участники проекта, и как можно поучаствовать в таких проектах.
Рефлексия
На заключительной встрече ребята обменялись впечатлениями о своей работе в команде проекта. А затем оформили дерево достижений. Каждый на листочках написал, что нового узнал и чему научился. А затем прикрепляли листочки к дереву и комментировали. Количество листочков каждый определил для себя сам.
Механизм оценивания:
- Анкетирование учащихся;
- Социологический опрос;
- Обсуждение на классных часах;
- Обсуждение на классных родительских собраниях.
Критерии оценки эффективности инновации:
- Формирование и повышение нравственных качеств учащихся;
- Удовлетворенность учащихся, учителей, родителей жизнедеятельностью класса;
- Познавательная активность учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Развитие нравственных качеств учащихся;
- Рост социальной и общественной активности;
- Формирование осознанной потребности, действовать бескорыстно, от души;
- Повышение стремления к общению;
Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных ожидаемых результатов.
Общие выводы по проекту:
Деятельность учащихся, осуществляемая в рамках проекта, должна стать для них необходимостью в повседневной жизни. Участники данного проекта, уже не будут, сомневаются в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь.
В процессе реализации проекта могут быть выявлены определенные недостатки, которые станут основой для последующей воспитательной работы.
Стержень социального проекта – это рост каждого учащегося, раскрытие его индивидуальных, творческих возможностей.
В ходе тесного сотрудничества учителя и учащихся на протяжении всего проекта формируется система ценностей личности – развитие нравственного иммунитета учащегося, его желания и умения делать добрые дела. Совместная исследовательская, познавательная и творческая деятельность, связанная с миром детской литературы, живописи обогащает духовный мир учащегося, развивает его поведенческую, коммуникативную и творческую активность.
Развитие, обучение, воспитание учащихся и формирование у них социального опыта будет успешным, если цели учителя и учащихся совпадают. Формирование социального опыта через проектную деятельность является одним из вариантов сотрудничества.
Список использованной литературы:
1. Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
2. Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов н/Д, 2003г.
3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.
4. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1996.
5. Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.
6. Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.