СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные средства оценивания образовательных результатов младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные средства оценивания образовательных результатов младших школьников»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №14






ДОКЛАД


Тема: «Современные средства оценивания образовательных результатов младших школьников»


Выполнил:

учитель начальных классов

Петрова М. С.








г.о. Жуковский Московской области

2021 г.

Современные средства оценивания образовательных результатов младших школьников

        Любая деятельность человека, для его совершенствования, нуждается в оценке. Оценивание является одним из важнейших компонентов обучения. Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности.

Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.

Отметки учащихся фиксируются в школьной документации. Главная задача оценки - установить объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке.

Основные функции контроля и оценки:

Образовательная функция:

  • уметь сравнивать ожидаемый результат обучения с действительным;

  • применять знания в нестандартных ситуациях;

  • выбирать целесообразные средства для выполнения учебной задачи.

Воспитательная функция:

  • формировать положительную мотивацию учения;

  • преодоление заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Социальная функция:

  • проверять соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном;

  • оценкой выражать реакцию на степень и качество соответствия стандартам;

  • прогнозировать направления развития образования;

  • вносить необходимые корректировки;

  • оказывать необходимую помощь, как ученику, так и учителю.

Эмоциональная функция:

  • создавать благоприятный эмоциональный фон;

  • вызывать соответствующую реакцию ученика.

Информационная функция:

  • анализировать причины неудачных результатов и намечать конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления:

  • проводить самоконтроль, анализ своей деятельности;

  • адекватно принимать оценку учителя.     

        Для осуществления оценивания используются количественные и качественные показатели:

 1. Количественные показатели: 

  • Отметка;

  • Результаты теста в баллах

           2. Качественные показатели:

  • Вербальная оценка результатов («Ты – молодец!»; «Хорошо постарался»; «Умница»; «Попробуй еще раз»).

  • Эмоциональная реакция.


ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.

К основным результатам образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, опорной  системы знаний;

  • воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • индивидуальный прогресс развития личности.

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:

  • Личностные;

  • Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные);

  • Предметные.

Современные средства оценивания результатов:

  • ПОРТФОЛИО

  • МОНИТОРИНГ

  • ТЕСТИРОВАНИЕ

  • КОНТРОЛЬ

  • БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

  • ВПР (всероссийская проверочная работа)

МОНИТОРИНГ

Мониторинг - это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека.

Педагогический мониторинг- это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.                            

Выделяют три формы мониторинга:

  • Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости.

  • Экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностика осуществляется в течение всего времени обучения, по ее результатам вносятся коррективы в учебно-познавательную деятельность.

  • Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника, помимо определения уровня сформированности социально-профессиональных знаний, навыков и умений, включающая диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

КОНТРОЛЬ

Контроль  в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).

Функции контроля:

1)  диагностическая функция   (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);

  2)  образовательная функция   (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);

3)  развивающая функция  (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);

4) воспитательная функция  (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).

Виды контроля:

  1)  предварительный контроль   (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня ЗУНов);

  2)   текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);

3)  тематический   (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);

4)  периодический   (контроль по целому разделу учебного курса);

5)  итоговый   (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).

Формы контроля:

1) индивидуальный; 2) групповой; 3) фронтальный; 4) парный.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Тест - это инструмент, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Виды тестирования :

  • входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения;

  • формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения;

  • тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.

РЕЙТИНГ

Рейтинговая система оценивания – это оценивание знаний учащихся по количеству набранных баллов, которая присваивает персональный рейтинг каждому учащемуся по любой учебной дисциплине и внеурочной деятельности.

Задачи рейтинга:

  • учитывать успеваемость учащихся по контрольным мероприятиям, активизируя самостоятельность его работы;

  • использовать бальную шкалу оценок, что позволяет более точно оценить знания обучающегося;

  • мотивировать учащихся на более качественную самостоятельную работу (дополнительный материал к урокам, участие в олимпиадах, во внеурочной и научно-исследовательской работе);

  • развивать интерес к изучаемому предмету;

  • психологически перевести учеников из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников образовательного процесса.

Компоненты рейтинговой оценки:

  • устные ответы обучающегося;

  • выполнение домашней работы обучающегося;

  • контрольные работы и самостоятельные работы;

  • рефераты, доклады, сообщения;

  • участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах.

ВПР – Всероссийская проверочная работа обучающихся 4 класса.

При проведении аттестации в новой форме используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта начального общего образования выпускниками 4 классов.

ПОРТФОЛИО

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенных периодов его обучения. Учитывает результаты достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности (учебная, творческая, социальная,коммуникативная и др.).

Цель: доказательство прогресса по результатам, по приложенным усилиям по

учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

  • формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Разделы портфолио:

  • портфолио документов;

  • портфолио работ;

  • портфолио отзывов.

ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ

Портфель сертифицированных индивидуальных образовательных документов: сертификаты соревнований, сертификаты конкурсов, индивидуальные листы достижений, сертификаты олимпиад, сертификаты тестирования, документы об окончании музыкальной или художественной школы, документы об участии в научно-исследовательских работах.

ПОРТФОЛИО РАБОТ

Портфель различных творческих и проектных работ: описание основных форм и направлений учебной и творческой активности, статьи, фотографии, стихи, поделки, тексты викторин, сочинения, рассказы, исследовательские проекты, музыкальные произведения.


ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ

Характеристики отношения школьника к различным видам деятельности представленные учителями, родителями, одноклассниками, педагогами доп.образования, резюме, эссе, отзывы, рецензии, рекомендательные письма.


ЛИСТЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по ФГОС

Система оценивания в школе позволяет:

    устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

    давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения;

  отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

   обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

   отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

В современной начальной школе оценивание учебных достижений каждого ученика должно быть направлено на личностный рост и развитие.


Список литературы:

1. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. – Москва: Дом педагогики, 2008. – 216 с.

2. Звонников, В. И., Челышкова,  М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения, уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.

3. Калинина, Н.В., Прохорова, С.Ю., Горбылева, А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе / Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я. Горбылева. – Москва: Аркти. 2006. – 211 с.

4. Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание/Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 131 с.

 5.Шамова Т.И. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2007. −192с