СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандарт учителя технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональный стандарт педагога. Структура профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Стандарт учителя технологии»









ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА.

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Профессиональный стандарт педагога


Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изменения технологии является объективным и закономерным процессом.


I ОБУЧЕНИЕ

Педагог должен:

  1. Иметь высшее образование.

  2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

  3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

  4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

  5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

  6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

  7. Владеть ИКТ-компетенциями.


II ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.






5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.


III РАЗВТИЕ

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ОУ.

13. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы раз 16. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

17. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые

дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

вития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

19. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.









Психолого-педагогические требования к квалификации учителя

необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:

  • Гражданская и социальная идентичность.

  • Уважение прав и свобод личности.

  • Система ценностей личности.

  • Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.

  • Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития.

  • Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

  • Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

  • Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий.

  • Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.

  • Формирование детско-взрослых сообществ.

  • Становление картины мира.


Методы оценки выполнения требований

профессионального стандарта педагога

  • Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

  • Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

  • По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели,




  • свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

  • Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедур

  • Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

  • Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

  • Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.














Основная цель профессиональной деятельности учителя технологии - формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях

Всю деятельность учителя технологии можно разделить на две части.

Первая - подготовка, планирование, предварительное построе­ние всего хода учебно-воспитательного процесса.

Вторая - осуществление этого процесса, то есть его выполнение с зара­нее продуманным и отобранным содержанием обучения и вос­питания, методами, средствами и условиями воспитывающее познавательной деятельности учащихся.

Характерной особенностью профессионально-педагогиче­ской деятельности учителя технологии является то, что она включает в себя организацию и руководство практическими ра­ботами учащихся в виде производственного труда по изготов­лению изделий. Учитель технологии проектирует не только собственно учебно-воспитательный процесс, но и включает в него произ­водственный процесс по изготовлению изделий из различных материалов, технологию этого процесса, необходимые рабочие и измерительные инструменты и т.д. Готовя учебный процесс, учитель выполняет следующую работу:

  • Отбирает учебный материал для изучения школьни­ками. Опираясь на учебные программы, учебники и учебно-методические рекомендации и учитывая по­знавательные возможности учащихся, определяет его содержание и объем и распределяет по урокам и дру­гим занятиям (кружкам, факультативам и т.д.), то есть планирует изучение учебного материала по времени и формам обучения.

  • Определяет структуру планируемых методов обуче­ния, содержание и характер познавательной деятель­ности учащихся.

  • Определяет и готовит различные средства обучения: плакаты, таблицы, модели, макеты, реальные объекты, чертежи, эскизы, технические рисунки и другие сред­ства наглядности. Подбирает необходимые средства обучения, в том числе программированного обучения и контроля и т.д.

  • Производит отбор объектов труда учащихся. Опреде­ляет необходимый материал для изготовления изде­лий, выполняет заготовки, подбирает рабочий и изме­рительный инструмент и приспособления. Затем, как правило, прежде чем дать задание изготовлять эти из­делия учащимся, сам выполняет его.

  • Это позволяет уточнить технологию изготовления изделия и изгото­вить его образец, который будет служить средством наглядности для учащихся.

  • Планирует весь ход каждого предстоящего учебного занятия, разрабатывая сценарии их проведения и фик­сируя это письменно в планах-конспектах уроков.

  • Вместе с проектированием и планированием учебного процесса определяется содержание, методы и средства воспитывающей деятельности. Для чего определяется уровень воспитанности отдельных учащихся и класс­ных коллективов в целом.

  • На этой основе подбираются различные виды воспитывающей деятельности, с по­мощью которых развиваются интеллектуальные, ду­ховно-нравственные, физические и другие качества личности. Затем планируются и непосредственно ор­ганизационно готовятся воспитательные приемы и си­туации.

Обобщая характер и содержание работы учителя техноло­гии по подготовке учебно-воспитательного процесса, можно за­ключить, что вся она направлена на создание реального проекта учебно-воспитательного процесса с учетом всех обучающих и воспитывающих влияний на учащихся.


Структура работы учителя технологии по осуществлению учебно-воспитательного процесса

Реализуя заранее спланированный учебно-воспитательный процесс, учитель технологии выполняет следующую работу:

  • Систематически излагает учебный материал, используя для этого различные методы обучения: рассказ, объяс­нение, беседу и другие. Излагая учебный материал, учитель руководит вниманием учащихся, постоянно ак­тивизируя его. Иллюстрирует материал примерами, фактами, применяя различные средства наглядности.

  • Руководит познавательной деятельностью учащихся, работой по применению и закреплению знаний, по формированию умений и навыков.

  • Значительное место в работе учителя технологии за­нимает деятельность по непосредственной организа­ции и руководству практическими работами учащихся.

  • Учитель постоянно контролирует всю учебно-познава­тельную деятельность учащихся и оценивает ее ре­зультаты.





  • Руководит воспитательной деятельностью учащихся, в которой формируются и закрепляются социально зна­чимые качества личности и мировоззрение учащихся.

  • В воспитании учащихся в процессе обучения и в спе­циально организованной воспитательной деятельности учитель также постоянно контролирует, как формиру­ются те или иные качества личности учащихся, оцени­вает результаты воспитания.


СТРУКТУРА ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Деятельность учителя технологии, как и деятельность учителя других предметов, отличается высокой мыслительной активностью и эмоциональной напряженностью. Сложен и мно­гообразен учебно-воспитательный процесс, который разрабаты­вает, планирует и осуществляет учитель. Поэтому трудно опи­сать деятельность учителя с помощью внешнего наблюдения. Нужен анализ этой деятельности, выделение отдельных аспек­тов, составляющих ее в целом.

  • Целевой аспект. Учитель постоянно определяет цели обучения и воспитания, цели своих обучающих и вос­питывающих воздействий, цели познавательной и вос­питательной деятельности учащихся. В целевой аспект деятельности входит: определение целей обучения и воспитания учащихся на каждом уроке или другом за­нятии, при изучении той или иной темы учебного ма­териала и всего учебного предмета в целом; определе­ние целей воспитания в создаваемых воспитывающих ситуациях и осуществляемых коллективных воспита­тельных актах; определение целей обучения и воспи­тания каждого конкретного ученика.

  • Содержательный аспект, то есть владение и исполь­зование учителем содержания учебного материала учебников, учебных пособий, опыта высококвалифи­цированных учителей, учителей-новаторов.

  • Диагностический аспект деятельности учителя. Само название этого аспекта деятельности говорит о том, что учитель постоянно определяет уровень обученно­сти и воспитанности учащихся, устанавливает резуль­тативность влияний на учащихся, выявляет причины и факторы, воздействующие на этот уровень, то есть ставит диагноз каждому педагогическому явлению. В указанный аспект входит: изучение возрастных и ин­дивидуальных особенностей учащихся, изучение их познавательных возможностей, изучение и определе­ние воспитательных возможностей классного коллек­тива, выявление причин неуспеваемости и невоспи­танности учащихся, анализ педагогических ситуаций.

Диагностический аспект деятельности создает основу для выбора средств педагогического воздействия на учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • Организационно-методический аспект педагогической деятельности. Он включает в себя: составление тема­тических и поурочных планов, выбор методов и средств обучения на уроке, организацию познаватель­ной деятельности учащихся на уроках и других учеб­ных занятиях, организацию собственной деятельности учителя на уроке и т.д.

  • Общение в педагогической деятельности. Все обу­чающие и воспитывающие воздействия учителя на учащихся осуществляются через общение между ними. Здесь главную роль играет речь учителя как основное средство общения. Общение в педагогической дея­тельности предполагает: создание благоприятной мо­рально-психологической атмосферы в процессе обуче­ния, установление доброжелательных отношений ме­жду учителем и учащимися в процессе обучения и во внеурочное время, предупреждение и тактичное раз­решение возникших негативных конфликтных ситуа­ций, создание хорошего ученического коллектива и использование его воспитательного влияния на уча­щихся.

  • Стимулирующе-регулировочный аспект деятельности учителя заключается в использовании в качестве сти­мулирующих учебно-воспитательный процесс средств: предъявление к ученику педагогических требований, порицание негативных поступков учащихся, поощре­ние положительных действий учеников, развитие по­знавательных интересов и других мотивов воспитывающе-познавательной деятельности учащихся. Кроме этого, в указанный аспект работы учителя входит по­лучение сведений о процессе обучения и воспитания и его регулирование на основе полученной информации.

  • Контрольно-оценочный аспект деятельности, кото­рый заключается в систематическом контроле и оценке успеваемости и поведения учащихся.


В результате профессиональной деятельности учителя технологии, обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

© 2019 1343 44