Тема урока: «Статистическая информация и формы ее представления».
Класс 9.
Деятельность обучающихся: поисковая, исследовательская, творческая.
Форма отчета обучающихся: таблицы, диаграммы, графики.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Статистика»
Задачи:
Дать начальные представления об основных этапах статистического исследования: сбора, систематизации и анализа статистических данных.
Продемонстрировать, что таблицы, диаграммы и графики – удобный способ упорядочивания и систематизации больших объемов информации.
Воспитывать графическую культуру.
Подготовительный этап.
За две недели до проведения урока обучающиеся получают задание о сборе сведений с целью исследования реальной обстановки и получения достоверной информации о проблемах уровня жизни населения и факторов, определяющих динамику его развития. Перед обучающимися стоит задача – организовать сбор первичных статистических данных (достоверных и максимально точных) и представить результаты своих исследований.
Таким образом, ребята определились с выбором тем:
Возрастной состав жителей с. Гробово.
Дни рождения обучающихся Ильдиканской школы.
Возрастной состав жителей с. Ильдикан.
Распределение семейного бюджета.
Трудоустройство выпускников Ильдиканской школы.
Количество работающих по организациям.
Образовательный ценз родителей.
Ход урока:
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.
Г. Драйден
Слово учителя. Люди часто используют сведения и команды вместо, например, такого: «Маша, сегодня на улице ветер. Пожалуйста, надень теплую куртку!». Сведения и команды бывают так похожи, что иногда их трудно различить. Поэтому их часто обозначают одним словом.. Каким? (рис.1)
Информацию наряду с тем, что получают, еще и передают. Слова можно написать ручкой в тетради, а можно- мелом на доске. Чтобы сообщить другу мелодию песни, ее можно пропеть, а можно передать ему ноты. Пропеть мелодию проще, чем записать ноты, зато ноты можно хранить. Если текст не надо хранить, его пишут мелом на доске. А если надо – используют тетрадь. Подумай, что лучше: доска или тетрадь? А это зависит от того, для чего нужна информация. Если текст надо передать человеку, находящемуся где-то далеко, доску использовать неудобно (рис.2).
Как еще можно представить информацию?
Информацию, представленную в числовой форме, удобно хранить. она занимает немного места. Один компакт-диск содержит столько информации, что если распечатать ее на бумагу, получится стопа высотой с десятиэтажный дом. Чтобы перевезти такую стопу бумаги, нужен целый грузовик. В числовой форме информацию можно передать по проводам. Правда, по обычному телефонному проводу она будет передаваться три дня, а по лучшим линиям связи эту информацию можно передать за три секунды. Но в числовой форме информация неудобна для восприятия человеком. Глядя на набор чисел, трудно догадаться, что это: текст, рисунок, компьютерная игра. Зато эта форма удобна для компьютера. Компьютер с числами работает быстро и точно. Он способен превращать числа в рисунки, видео, звуки и наоборот, любую информацию представлять в числовой форме.
А есть ли такая форма представления информации, которая была бы удобной во всех случаях?
Вывод: выбор формы представления информации зависит от того как лучше … (рис.3).
Перечислите известные вам формы подачи информации.
(речь, запись, список, стихи, графики, рисунки, фотографии, карты, чертежи, символы и т.п.)
Какое слово обозначает числовые данные о массовых явлениях, полученные в результате наблюдений?
Слово происходит от латинского «положение. Состояние вещей», в русском языке используется в нескольких значениях.
Цель урока формируется вместе с обучающимися.
Выступление обучающихся.
Выводы.
Необходимость.
Чтобы мы ни делали, мы всегда чем-то управляем. Беседуя с другими людьми, мы управляем речью. Идя по улице, мы управляем своим телом. Рисуя картинку. Мы управляем карандашом. Для правильного управления нам нужна информация. Она помогает нам действовать без ошибок. Если в комнате темно, мы включаем свет. Слушая учителя, мы не отвлекаемся.
Эксперимент - два ученика рисуют окружность (один – с завязанными глазами)
Сравним результат. Когда глаза открыты, мы одновременно и рисуем, и видим, что у нас получается. Перемещая карандаш, мы оцениваем полученный результат. Если он не такой, как надо, мы изменяем движение карандаша. Информационная связь помогает управлять карандашом.
Сбор.
Обработка.
Представление.
Классу предлагается выбрать из двух картинок одну и обосновать свой выбор (рис. 4,5). Хорошо, когда информация оформлена так, что с ней приятно работать! Людям легче усваивать информацию оформленную привлекательно.
От чего еще зависит представление информации?
Пример. Фразы «Я рада вас видеть» и «Я заболела!» проговариваются учителем несоответствующими им интонациями.
Вы догадались, что оформление информации связано с ее содержанием. Нашим собеседникам важно не только, что мы говорим, но и как мы говорим.
Учитывая выше сказанное, обучающиеся оценивают свою работу по разным критериям (рис. 6)
Выставление оценок.
СВЕДЕНИЯ
+
КОМАНДЫ
ИНФОРМАЦИЯ
Рис.1

Рис.3


Оценочный лист учащегося 9 класса
Ф.И._____________________________
| Я оцениваю себя | Меня оценивают | Общий балл |
одноклассники | учитель |
Сбор и обработка данных | | | | |
Оформление работы | | | | |
Презентация | | | | |
Я научился:
Определять цель работы;
Определять главное направление работы;
Составлять план работы;
Работать со справочным материалом, архивными документами и т.п.;
Ориентироваться в изучаемом вопросе;
Выбирать главное из источника;
Логично, четко отвечать на вопросы;
Грамотно, конкретно делать выводы;
Оформлять материал;
Выступать с защитой.
Рис.6