СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Существительные собственные и нарицательные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Существительные собственные и нарицательные" Новая тема

Просмотр содержимого документа
«"Существительные собственные и нарицательные"»

МОУ «СОШ №11»

Шахназарова Ирина Юрьевна

Конспект урока по русскому языку 2 класс


Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные.»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс Л. Ф Климанова, Т.В Бабушкина, рабочая тетрадь по русскому языку Л.Ф. Ф Климанова, Т.В Бабушкина, карточка для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Форма работы: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

По продолжительности: 1 урок – 40 минут.

Задачи:

  • образовательные: добиться осмысления усвоения материалы по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

  • развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

  • воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.


Планируемые предметные результаты:

-понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.



Планируемые метапредметные результаты:

  • личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

  • регулятивные: уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;

  • коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.



Формируемые УУД:

-уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно(ПУУД);

-уметь осуществлять самооценку результатов работы РУУД);

-уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

-уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

-выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

-формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

-уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).

Содержание урока

Этапы урока:

Ход урока:

Формируемые УУД:

1.Организационный момент

-Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: Солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

-Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

-Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

-Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

Регулятивные УУД

формировать

положительную учебную мотивацию

Развивать доброжелательное отношение друг к другу

Личностные УУД:

положительное отношение к учению

2.Актуализация знаний

-Прочитайте слова, записанные на экране.

(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

-Какой частью речи они являются?

(Именем существительным)

-Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?)

-Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевленные не одушевленные)

-Какие существительные называются одушевленными?

-Какие существительные называются неодушевленными?

-Разделите лист перегибанием на две части.

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

- Проверьте себя.

(на слайде: солнце девочка

утро мальчик

город щенок)

-Оцените правильность выполнения «смайликом»

-Молодцы с этим заданием справились.

(На слайде слова6 Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)

-Посмотрите на экран, вы видите записанные имена существительные. Выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.

-Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

-Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что –то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
Распределите слова по группам – имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе , запишите их в четвертую – без названия.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

(на слайде:

Распределите слова по группам:

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.

имя

отчество

фамилия


-Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплочённо вы работали или нет.

-Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? Во 2 столбик? В 3 столбик?

-Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

(на слайде таблица)

-А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

-Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

-Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

-Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и того, что ещё неизвестно

3.Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

-Попробуйте назвать тему нашего урока.

(на слайде:

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем…

научимся…

попробуем…

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

Регулятивные УУД: уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

4.Открытие нового знания

-А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

-Имена, отчество, фамилии – это собственные имена существительные, потому что имена, отчество, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

-А все остальные – несобственные – имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

-В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

-Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

-Какие существительные мы называем собственными?

С какой буквы они пишутся?

А у кого еще может быть своё собственное имя?

Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц - это тоже имена собственные.

(слайд)

Приведите примеры собственных имён существительных.

-Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

-Какие существительные мы называем нарицательными?

С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение

Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

Физминутка

Рано утром в парк ходили,
Там снеговика лепили.
А потом с горы катились,
Веселились и резвились.
В Катю бросили снежком,
В Марину бросили снежком,

В Варю бросили снежком,
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой -
Побежим скорей домой!

Встретились в словах физминутки собственные имена существительные?

-Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.



5.Первичное закрепление знаний

Молодцы, но у вас впереди есть уроки, на них вы до конца разберётесь в этой теме.

-А теперь давайте учиться разливать имена собственные и нарицательные.

-Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительные и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.

-Какие существительные мы называем собственным?

С какой буквы они пишутся?

-Какие существительные мы называем нарицательным?

С какой буквы они пишутся?

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД:

формулировать понятные высказывания, используя термины;

6.Вторичное закрепление знаний

-Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

-Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

-Как называется посёлок, в котором мы живём?

-Наш посёлок маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Суксун

(слайд)

Наш посёлок имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем поселке жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорили дома, в школе на классных часах.

Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем посёлке, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой посёлок.

____________ - мой посёлок. Он очень красивый. Рядом с посёлком течёт река

_______________. В нашем посёлке родились и выросли замечательные люди: художник _________________, поэт ______________.

-Какой у вас получился рассказ? (слайд)

Регулятивные УУД:

выполнять учебное задание в соответствии с правилом, уметь осуществлять самооценку результатов работы



Коммуникативные УУД:

формулировать понятные высказывания, используя термины;



Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

7.Рефлексия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился..

могу похвалить себя и одноклассников за…

Регулятивные УУД:

уметь осуществлять самооценку результатов работы



Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение