СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святые земли русской

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Святые земли русской»

2 КЛАСС – 1 ЧЕТВЕРТЬ

Урок 11- 12

Тема: «Святые земли Русской. Сергий   Радонежский» 

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью Сергия Радонежского, раскрыть его образ, выраженный в разных видах искусства.

Задачи урока:

1. Приобщение к историческому прошлому, воплощенному в художественных образах разных видов искусства – литературы, музыки, живописи.

2. Знакомство с таким жанром народного песнопения, как духовный стих.

3. Формирование вокально-хоровых навыков, певческой культуры школьников.

4. Совершенствование коммуникативных навыков учащихся.


Тип урока: урок открытия нового знания.


Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Дидактический материал: презентация, учебник «Музыка. 2 класс» (авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская).


Музыкальный материал: «Звон колоколов»; «Духовный стих о Сергии Радонежском»; «Маленькие звёзды»


                        Ход  урока.

1.Организация начала урока.

У.  –Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с необычного звучания.

      Звучит колокольный звон.

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

У.  –Какие звуки открыли наш урок?  Где мы с вами встречаемся с колоколь-ным звоном?

Д.  – В храме.

У.  –Правильно, ребята. В православном храме разрешен лишь один инструмент – колокол. О нем говорят, что его звук – это молитва, вынесенная за стены храма.

У.  –Ребята, поднимите руки те, кто из вас хотя бы раз был в православном храме, а может быть посещает его часто.

    (поднимают руки)…Все.

У.  –Можно ли представить себе любой современный город или село без храма? Где бы ни расселялся народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Храмы на Руси всегда были красивы и величественны. Это сокровищница русского народа. Как вы думаете, почему?

Д.  –Потому что там много старинных предметов: церковных книг, икон.

У.  –Да, все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и, конечно же, иконы. И нет на Руси  ни одного храма, где не было бы иконы Сергия Радонежского. О его образе мы сегодня будем говорить. Тему нашего урока мы обозначим так: «Святые земли Русской. Сергий Радонежский».

У.  –Ребята, поднимите руки, кто слышал имя этого святого?

(VIII веков назад родился отрок Варфоломей. Однажды он увидел человека в тёмной монашеском одеянии. Мальчик рассказал монаху что не даётся ему учение. Незнакомец сказал: «Бог даст тебе разум, перед тобой великое будущее». Так и случилось. Позже Варфоломей стал монахом и получил имя Сергий Радонежский. )

 3. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

У.  –Имя и дела этого святого особо почитаемы в России. О его жизни писали богословы и историки, литераторы и искусствоведы.  Композиторы и живописцы изображали образ Сергия в своих произведениях. Одним из таких живописцев является русский художник Михаил Нестеров, который посвятил образу Сергия целую серию картин. Самой известной является картина «Видение отроку Варфоломею».

(учитель обращает внимание ребят на доску, где экспонируется картина М.Нестерова).

До конца своих дней Михаил Нестеров был убежден, что эта картина – самое лучшее его произведение.

«Жить буду не я, - говорил Нестеров. – Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я».

Давайте с вами мысленно перенесемся в 14 век и окажемся рядом с Варфоломеем (так звали Сергия Радонежского до принятия монашества), когда повстречал он в поле старца.

У.  –Сергий был самым обыкновенным человеком, у которого, как и у всех людей, были свои заботы, удачи и неудачи. В детстве ему не давалась учеба. И только труд и молитва помогли Сергию справиться со всеми трудностями. А еще, наверное, вера в себя, в свои силы.

У. - Об этом и песнопение, духовный стих о преподобном Сергии Радонежском.

Духовный стих – жанр русских народных песен на христианские темы и сюжеты.

У.  -Давайте послушаем духовный стих о Сергии Радонежском.

      Звучит духовный стих о Сергии Радонежском.

У.  –Ваше впечатление об услышанной музыке.

Д.  –Музыка интересная, необычная. Мы не слышали такую раньше.

У.  –Как звучит музыка, в каком характере?

Д.  –Спокойно, напевно, плавно, не спеша.

У.  –Кто исполнил это песнопение?

Д.  –Хор.

У.  –Какой?

Д.  –Мужской.

У.  –Было ли сопровождение?

Д.  –Нет, не было.

У.  –Как называется пение без сопровождения? Мы с этим словом уже знакомились на уроках музыки.

Д.  –А капелла.


4. Вокально-хоровая работа. «Маленькие звёзды»

–Молодцы, ребята.


5. Обобщение темы урока.


Сергий Радонежский - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой, преобразователь монашества в Северной Руси


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!