| Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: | Ф | «Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Покажите, как нужно правильно сидеть за партой. Прочитайте пословицу на доске, скажите, как вы её понимаете? Пословица: «красна птицы пением, а человек умением». Запишите в своих тетрадях число, классная работа». | Слушают учителя, настраиваются на урок, открывают тетради и записывают число, классная работа. | - | Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. |
| Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала (уточнить в соответствии с темой). Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время: | Ф/И | «Ребята, посмотрите на картинки на экране, давайте назовем, кто на них изображен? (медведь, лиса, волк, кот). А теперь давайте сделаем так, чтобы у них появились детеныши, например, у кота – котенок, у медведя? (Медвежонок) У лисы? (Лисенок) У волка? (Волчонок) Как мы получили эти слова? (С помощью суффиксов -онок-, -ёнок-). Минутка чистописания В своих тетрадях пропишите в строчку букву //Ёё// Поставьте + над той буквой, которая у вас получилась лучше остальных». | Образовывают слова с суффиксами -енок-, -онок-. Прописывают в строчку прописную букву Ёё. | Актуализация знаний по теме «Правописание суффиксов –ЕНОК-, -ОНОК-». | К: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
| Построения проекта коррекции выявленных затруднений. Цель: выявление места затруднения в деятельности. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока. Составление плана коррекции выявленных затруднений. Время: | Ф | «Давайте с вами заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Дверь в неё закрыта на замок и нам с вами придётся его открыть, но это не так просто. Ворота охраняют стражники восклицательный и вопросительный знаки. Вите Перестукину они дали задание, вставить в слова ЗАМОЧ…К и КЛЮЧ…К пропущенные буквы, но мальчик пока не может с этим заданием справиться. Какая проблема встала перед Витей? (Определить букву). Ребята, давайте определим, в какой части слова пропущены гласные. Двум людям я предлагаю выйти к доске и разобрать слова по составу. (Буквы пропущены в суффиксе). Мы знаем как определять суффикс -ек- или –ик-? (да) Значит, что мы сегодня будем продолжать изучать? (правописание суффиксов -ек-, -ик-). Давайте проверим тему на слайде. Поставьте перед собой цель урока с помощью фразы «я хочу…» и запишите её в тетрадь. Предлагаю нескольким людям озвучить свои цели». | Определяют тему урока, ставят цель. | - | Р: выдвигать предположение на основе имеющихся знаний. К: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
| Закрепление. Самостоятельная работа обучающихся. Цель: закрепление обучающимися способов действий при решении заданий на повторение. Время: | Ф/И/П | «Итак, ребята, давайте напомним друг другу, а заодно и скажем Вите, как мы определяем где пишется суффикс ек, а где ик? Выведем алгоритм вместе, он будет появляться на слайде. Что мы делаем первым действием? (Изменяем слово). Что пишем, если гласный звук сохраняется? (Если гласный звук в суффиксе не изменяется, «не убегает», то мы пишем –ИК-). А если при изменении слова гласный звук «убегает»? (Если при изменении гласный звук убегает, то мы пишем –ЕК-). Давайте теперь применим это правило к слову КЛЮЧИК. Запишите в тетради, как мы изменим слово ключик? (Ключика). Гласная сохраняется? (Да) Значит, пишем ключИК. Самостоятельно определите, что мы напишем в слове ЗАМОЧЕК. Какую форму слова вы образовали? (замочка) Значит, гласная «убежала», и какую букву вы вставили? (Е). Откройте страницу 125 в учебнике, посмотрите на номер 1. Кто хочет прочитать задание? Посмотрите, звуковая запись суффиксов здесь одинаковая. Прочитайте, какая она? (ИК) А нам нужно, использовав правило, заменить звуковую запись на буквенную. Как вы думаете, она будет отличаться? Давайте это проверим. Работать будем все вместе, но каждый в своих тетрадях, по цепочке будем читать исходный вариант слова, называть звуковую запись суффикса в нем, а потом буквенную. Запишите в тетради упражнение №1». Выполняют задание устно по цепочке и письменно каждый в своей тетради. «Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились! А теперь немного разомнемся. Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. (Руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо (Поворот вправо) Оглядимся величаво. И налево надо тоже (Поворот влево) Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще (Поворот вправо) Через левое плечо. (Поворот влево) Наклонились влево, вправо, Получается на славу! Теперь переходим к упражнению № 2, его мы выполним в тетрадях и два человека у доски. Здесь нужно наоборот слова во множественном числе преобразовать в слова в единственном числе с суффиксом ЕК или ИК. Вы выписываете слово из учебника, через тире пишете преобразованное слово и выделяете в нем суффикс». Проверка во фронтальной форме. «Хорошо, ребята, последним нашим упражнением на сегодня будет №3. Одному человеку, я предлагаю прочитать задание. Выполнять это упражнение можно советуясь в парах. Первый ряд ищет и выписывает родственные слова к словам ЧАС, ДОЖДЬ. Второй ряд ищет и выписывает родственные слова к словам ГЛАЗ, ГОД. Третий ряд ищет и выписывает родственные слова к словам ЛИСТ, САД. Не забудьте обозначать в словах суффикс. Ребята, предлагаю прочитать ряд получившихся слов двум людям с одного ряда». Проверка так же осуществляется со слайда. (Час – часик – часочек, дождь – дождичек – дождик. Глаз – глазок – глазочек – глазик, год – годик – годочек. Лист – листик – листок – листочек, сад – садик – садочек). | Слушают учителя, составляют алгоритм определения суффиксов –ЕК-, -ИК-, выполняют упражнения из учебника. | Умеют применять полученные знания по ранее пройденной теме «Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-. | П: дополняют и расширяют знания. Р: Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
| Рефлексия деятельности. Цель: оценивание обучающимися учебной деятельности, самоанализ и рефлексия чувств и эмоций. Обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания (комментарии). Время: | Ф | Ребята, вот и подошел к концу наш урок, что нового вы узнали сегодня на нем? Посмотрите на цель, которую вы ставили и записывали в начале урока, удалось ли вам её достичь? А теперь оцените свою деятельность на уроке, закончив одну из фраз. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Мне понравилось… Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок! | Подводят итоги урока, отвечают на поставленные вопросы, заканчивают фразы. | - | П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы; К: оформлять свои мысли в устной речи; Р: соотнесение цели урока с его результатом и со способами её достижения. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |