№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2-3 мин) | Приветствие. Оргмомент | Все ребята встали. Сели девочки, сели мальчики. Открываем тетради и записываем число и классную работу. | Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. -записывают число и классная работа | фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 мин) Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. | Устный счет Подведение к теме урока | Сегодня мы отправимся в путешествие, но чтобы узнать куда, нужно расположить числа в порядке возрастания. (Вывешены цифры и буквы на доске) 94.23.67.85.48.17.52.35.41.7.74.80.12 О С А Н К О В Т К П Ш И Р Куда мы отправляемся? Верно, мы отправляемся в гости к героям мультфильма. Чтобы сесть на поезд и отправится, нам необходимо выполнить первое задание. Для начала давайте вспомним, - В числе 29 сколько десятков и единиц? -В числе 34 сколько десятков и единиц? -В числе 46 сколько десятков и единиц? А теперь, арифметический диктант. Запишите число, в котором 3 десятка 8 единиц. Запишите число следующее при счете за числом 39. Число, предшествующее числу 30. Самое большое двухзначное число. Посмотрите, как все эти числа называются? Какие действия с ними можно выполнять? Сегодня ребята, мы будем с вами выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток. Какую цель для себя поставим? | 7.12.17.23.35.41.48.52.67.74. 80.85.94. В Простоквашино -2 десятка и 9 единиц -3 десятка и 4 единиц -4 десятка и 6 единиц 38, 40, 29, 99 2-значные Сложение, вычитание. Научиться выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток. | фронтальная | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Выявление места и причины затруднения. (5 мин) Цель для учителя:создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения. Цель для обучающихся: выявить причину и место затруднения | Выполне-ние примеров. | Итак, мы попали на станцию Вычисляйкино. На этом этапе мы будем учиться правилам письменного сложения с переходом через десяток. 42+8 Для этого представим первое слагаемое 42 в виде суммы разрядных слагаемых, таких чтобы одно из них смогло дополнить 8 до 10. 40 и 2. Удобно сначала к 2 прибавить 8, сколько получим? 42+8=40+2+8=50 Согласны ли вы? 35 + 5 В виде каких разрядных слагаемых мы можем представить первое слагаемое 35? Какое правило в математике мы знаем? Покажите, согласны ли вы? Выполните самостоятельно 81 + 9 Давайте, проверим. Покажите сигналами, кто согласен? Хорошо. Найдём сумму 67+5. 1 способ. 1. Представим число 5 в виде суммы 3+2, так как 3 дополняет 67 до 70. 2. К 70 прибавим 2, получим 72 2 способ. 1. Представим число 67 в виде суммы разрядных слагаемых 60+7 2. К 7 прибавим 5, получим 12. 3. К 60 прибавим 12, получим 72 Найдём значение суммы 25+46. 1. Представим каждое число в виде суммы разрядных слагаемых 20+5 и 40+6. 2. Сложим круглые числа 20+40=60. 3. Сложим единицы 5+6=11. 4. К 60 прибавим 11, получим 71. | Слушают 10, прибавим 40=50 Показывают специальными сигналами. 30 и 5 Начинаем с единиц. К 5 прибавить 5, получим 10 и теперь 30+10=40 Показывают. 1 ученик работает за закрытой доской. Отвечают, с комментированием. Показывают Выполняют задание, под руководством учителя. | фронтальная | Формирование УУД: (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. (2-3 мин) Проектирование и фиксация нового знания. Цель для учителя:способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалога. Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий | Нахожде-ние разности | Теперь мы попали на станцию Вычитайкино Найдём разность 42−5. 1 способ. 1. Из 2 вычесть 5 нельзя. Представим 5 в виде суммы 2+3. 2. Из 42 вычтем 2, получим 40. 3. Из 40 вычтем 3, получим 37. 2 способ. 1. Представим число 42 в виде суммы разрядных слагаемых 40+2. 2. Из 2 вычесть 5 нельзя. Занимаем у 4 десятков 1 десяток, тогда 42=30+12. 3. Из 12 вычтем 5, получим 7. 4. К 30 прибавим 7, получим 37. Распишем данный способ в виде примера: 42−5=(30+12)−5=30+(12−5)=30+7=37 Найдём значение разности 51−36. 1. Представим 36 число в виде суммы разрядных слагаемых 30+6. 2. Из 51 вычтем круглое число 30, получим 21. 3. Из 21 вычтем 6, получим 15. Распишем данный способ в виде примера: 51−36=51−(30+6)=(51−30)−6=21−6=15 | Выполняют задания, под руководством учителя. | фронтальная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
5. | Динамическая пауза (1 мин) | Физ- минутка | А сейчас отдохнем ребята. Все встали и повторяем упражнения. | -выполняют движения | фронтальная | |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 мин) | | Следующая станция Задачкино. Кот Матроскин от своей коровы утром надоил 7 литров молока, а вечером на 5 литров больше. Сколько молока надоил Матроскин за день? Составим краткую запись задачи -Что нам известно в задаче? Что еще известно? -Что требуется узнать? -Можем ли мы сразу ответить на вопрос? Почему? А можем ли узнать сколько он надоил за вечер? Каким действием? -А теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Запишем решение задачи у доски и в тетради | У-7 л молока В - на 5 л больше ЗА день ? Что утром надоил 7 литров молока А вечером на 5 литров больше Сколько надоил за день? Нет, нам не известно сколько он надоил за вечер Да, Сложением 7+5=12 (л) Да Сложением 7+12=19 (л) Ответ: 19 литров, молока. | фронтальная | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин) | Работа по учебнику | А теперь, выполните самостоятельно задание №3 в учебнике. А теперь, давайте проверим. Покажите знаком, согласны или нет? | Выполняют . Комментируют выполненное задание. Показывают. | фронтальная | Формирование УУД: Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы |
8. | Включение в систему знаний. (5 мин.) Цель для учителя: создать условия для автоматизации умственной деятельности у обучающихся. Цель для обучающихся: выявляют границы применимости нового знания. | Работа по учебнику | А теперь выполним с вами задание №6 на стр. 45 Вот мы и посетили Простоквашино. Покажите знаком, кто справился с заданием хорошо, а теперь, у кого были трудности. Какую поставим цель на следующий урок? | Выполняют Показывают Продолжить тренироваться в рещении примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток. | фронтальная | Формирование УУД: (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3мин) Цель для учителя: способствовать организации самооценки работы обучающихся. Цель для обучающихся: самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. | Итог Оценка деятельно-сти | А теперь закончите предложение... Числа при сложении называют... Результат, полученный при сложении, называют... Над какой темой мы сегодня работали? Как мы достигали поставленной цели? - Продолжите предложение: Мне больше всего удалось… С этого урока я получил …. Я хвалю себя за …. Я хвалю одноклассника за …. Домашнее задание стр. 45 № 7 | Слагаемые Суммой Сложение и вычитание с переходом через десяток. Выполняли задания Отвечают Записывают д.з. | фронтальная | Формирование УУД: рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности |