-Записывает тему урока на доске -Помогает сформулировать задачи урока. Записывает их на доске - Изложение нового материала. -Демонстрация слайда презентации «Среды обитания круглых червей» -На примере свободноживущей нематоды, представленной на плакате, показывает основные признаки и особенности строения. -Формулирует вопрос. -Записывает на доске схему. -Формулирует вопрос. -Формулирует вопрос. - Изложение нового материала. -Объясняет задание, делит детей на 2 группы. (Таблица представлена в приложении 1.) -Слушает и исправляет ошибки, на интерактивной доске демонстрирует правильно заполненные пункты таблицы -Обращает внимание на новое определение. Диктует его. -Обращает внимание на выполнение первых задач урока. -Показывает рекомендованный видеофрагмент из приложения для учебника. -Формулирует вопрос, который обеспечивает решение третей задачи урока. -По мере необходимости комментирует сказанное учениками, дополняя и исправляя их. -Дополняет ответ учеников, если не были названы какие – либо особенности. -Дает задание, по истечению времени помогает отвечающему около доски, дополняет его ответ, исправляет ошибки, обращает внимание на важные положения, которые надо запомнить. -Объясняет правила, которые необходимо соблюдать во избежание заражения. | -Сегодня мы преступим с вами к новой теме. Запишите ее в тетрадь. «Тип Круглые черви, особенности их организации ». Исходя из пройденных тем, давайте вместе сформулируем задачи нашего с вами урока. Задачи: 1.Познакомиться с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей 2.Научиться выявлять черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями. 3.Продолжить формирование умений обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом. -И в ходе нашего урока, давайте попробуем ответить на вопрос: А стоит ли грызть ногти? -Тип круглые черви, или иначе нематоды, многочисленный вид. Ученые полагают, что число видов нематод приближается к 1 млн, однако учеными описано чуть больше 20 тыс. видов. Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м. -Давайте рассмотрим строение нематод. Нематода - имеет веретеновидную форму, поперечное сечение - круглое. На переднем конце расположен рот, близ заднего конца, на брюшной стороне – анальное отверстие. У самки так же имеется половое отверстие. На основе этого, какой вывод можно сделать? Вдоль тела проходят 4 продольные линии: 2 по бокам и 2 посредине спинной и брюшной сторон. Снаружи имеется сложноорганизованная многослойная кутикула, которая выделяется покровом тела и представляет собой своеобразный наружный скелет, который создает опору для мускулатуры. Как вы думаете, какую роль еще выполняет кутикула? Верно, а под кутикулой находится мышечный слой. Внутри кожно – мускульного мешка находится полость тела, которая заполнена жидкостью играет очень важную роль в обменных процессах. Скажите, какую именно? (Вам поможет текст учебника на странице 119-120) -Вы правы, исходя из этого, можно сделать вывод, что жидкость заполняющая полость тела, берет на себя функцию внутренней среды организма, подобно крови, а так же выполняет роль гидроскилета, так как поддерживает форму тела изнутри. Обязательно запишите это. -Теперь давайте рассмотрим системы органов круглых червей. Для этого заполним таблицу, которая представлена на доске. Разделимся на 2 группы. Первая группа описывает нервную, пищеварительную систему и органы чувств Вторая группа описывает органы выделения, дыхательную и кровеносную системы и половую систему. -После того, как вы заполните свои поля, обменяемся информацией, чтобы дополнить таблицу, а так же проверим правильность выполненной работы. На работу даю 7 минут. -Время вышло, давайте проверим и дополним Ваши таблицы -Когда вы заполняли таблицу, вы встретили новое понятие – половой диморфизм. Давайте запишем его определение в тетрадь. Обратите внимание на то, что половой диморфизм является признаком более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими! -Итак, мы выполнили первую задачу нашего урока, т.е. познакомились с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей, так же мы выявили черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями. -Теперь рассмотрим очень интересный вопрос, каков же жизненный цикл круглого червя. Рассмотрим мы его на примере червя-паразита Аскариды. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент. -Теперь давайте поговорим об увиденном. Откройте учебники на странице 122, так же можете посмотреть на слайд презентации. Перед вами представлен жизненный цикл аскариды человеческой. -Как видите, аскарида очень хорошо приспособлена к паразитическому образу жизни, но благодаря чему? На основе того, что мы сегодня сказали и на основе видеофрагмента, назовите мне и запишите в тетрадь особенности в строении человеческой аскариды, которые делают ее хорошо приспособленной к паразитизму. -Вы правы, но так же есть еще несколько особенности, которые помогают аскариде, дополните свой ответ в тетради – это: 4.Наличие мускулатуры состоящей из 4х продольных мышечных лент, которое позволяет хорошо изгибать тело. 5. Наличие особого вещества, которое выделяется клетками тела, защищая аскариду от переваривания соками хозяина. -На прошлом уроке мы говорили о жизненных циклах печеночного сосальщика и свиного цепня. На опыте предыдущего урока, с помощью текста учебника на странице 123,рисунка – схемы на странице 122 и видеофрагмента, который мы посмотрели, схематично в тетради составьте описание жизненного цикла человеческой аскариды. На задание даю 6 минут, по истечению времени желающий расскажет и покажет около доски весь цикл. -У Вас все хорошо получилось. Молодцы. Как видите, аскарида, червь с интересным, но не очень приятным циклом развития. Как же избежать заражения ею? Все просто! Вот несколько правил, которые помогут избежать Вам этого: 1.Не ешьте не мытые овощи или фрукты 2.Мойте руки после улицы и туалета, особенно перед едой 3.Не пейте сырую воду 4.Не применяйте для удобрения огородов человеческие экскременты 5.Не грызите ногти 6.Ведите борьбу с мухами, ведь они являются переносчиками яиц аскарид. | Записывают в тетрадь тему урока. -Вместе с учителем формулируют задачи урока, исходя из полученных ранее знаний. -Записывают в тетрадь главные положения материала -Отвечают на вопрос: круглые черви раздельнополые, это показывает более высокую их организацию по сравнению с плоскими червями. -Отвечают на вопрос: Защитную функцию. Она предохраняет нематод от механических повреждений и ядовитых веществ - Отвечают на вопрос: через нее происходит транспорт веществ, усвоенных из пищи, от кишечника к мускулатуре и половой системе, частично осуществляется и вынос продуктов обмена к органам выделения. - Записывают в тетрадь главные положения материала -Слушают задание, зарисовывают таблицу в тетрадь, задают вопросы по выполнению задания. -Начинают выполнять задание -Зачитывают то, как заполнили таблицу, слушают остальные пункты, дополняют таблицу и исправляют допущенные ошибки -Записывают в тетрадь определение: половой диморфизм – четкие внешние различия между мужской и женской особью. -Слушают учителя. Задают вопросы, по непонятным положениям материала -Смотрят видеофрагмент. -На основе полученных знаний называют особенности и записывают их в тетрадь: 1.Тело покрыто плотной кутикулой 2.Имеются микроскопические зубчики, окружающие рот, которые позволяют прилепляться к слизистой оболочке кишечника 3. Очень большая плодовитость -Дополняют свой ответ в тетради. -Слушают задание, выполняют его. При проверке дополняют его и исправляют ошибки. Пример правильного ответа на вопрос: 1.Яйца с фекалиями попадают в почву 2.В яйце развивается личинка первого возраста 3.При большой влажности и высокой температуре в яйце развивается личинка второго возраста, которая может сохраняться в почве в течение 7ми лет 4.Попадает в рот к человеку, проглатывается 5. В кишечнике вылупляется личинка, оболочка яйца растворяется 6.Личинка через слизистую оболочку попадает в вены, печень, сердце 7.Попадает в легкие, проникает в стенку альвеол 8.попадает в ротовую полость, проглатывается 9.попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую особь, которая живет 1-2 года. 10.Цикл повторяется. -Слушают материал. | Целеполагание исходя из темы урока Постановка учебной задачи Умение выделять главное из рассказа учителя Умение выделять главное из рассказа учителя. Развитие умения работать с учебными плакатами Формулирование ответов на вопросы, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения Формулирование ответов на вопросы, Анализ информации, установление причинно-следственных связей Формулирование ответов на вопросы, умение работать с текстом учебника, выделять главное, искать ответы на поставленные вопросы, умение правильно излагать свои мысли. Умение работать с таблицами, умение работать в группе, умение распределять рабочее время, развитие коммуникации, умение правильно задать вопрос Умение работать с текстом учебника, выделять и записывать главное, обобщать информацию, структурировать материал -Умение выделить главное из рассказа, правильно работать с таблицей Умение выделить главное из рассказа учителя, правильно задать вопрос Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов Умение работать с текстом учебника, таблицами, рисунками, схемами, информацией из видеофильмов, выделять и записывать главное, обобщать информацию, структурировать материал Умение работать с текстом учебника, таблицами, рисунками, схемами, информацией из видеофильмов, выделять и записывать главное, обобщать информацию, структурировать материал Формирование бережного отношения к своему здоровью, знание основных правил поведения и основ здорового образа жизни |