Тема: «Сложение с переходом через разряд».
Класс: 1
УМК: Школа России
Цель: познакомить учащихся с приёмом прибавления по частям.
Задачи:
-обучения: закрепить счет в пределах 10; закрепить состав числа 10;
познакомить с приёмом прибавления по частям; учить решать простые и составные задачи; учить изменять вопрос задачи.
-развития: умение работать по инструкции, умение применять анализ и синтез в рассуждении; развитие логического мышления и внимания.
-воспитания: развивать навыки общения в коллективе и в паре; воспитывать аккуратность; воспитывать потребность в ЗОЖ.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование:
-для учителя: «домики» для дидактической игры «Назови соседей»; плакат «Собери лимоны» для устного счёта; таблица «Слагаемое, слагаемое, сумма» для устного счёта; наборное полотно с геометрическими фигурами и цифрами для объяснения новой темы; плакат «Соедини число с окошечком».
-для учащихся: числовой веер; карточки - «домики» для работы в парах «Назови соседей»; карточки «Соедини число с окошечком»; карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, ластик, линейка, веер для устного счета.
- Проверьте свою готовность к уроку.
2. Повторение.
- Давайте проверим, как хорошо вы умеете считать.
№1. Считаем устно. (Дидактическая задача – повторение табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10)
- Какие лимоны нам надо сложить в ведро? (Те, у которых в ответе получится число 6. Это 2+4, 1+5, 7-1, 4+2, 9-3, 3+3, 5+1, 8-2.) Ответы дети должны знать наизусть.
- Какие лимоны останутся на дереве? (Те, у которых другие ответы. Это 1+4=5, 5-1=4, 3+4=7, 7-2=5, 3+2=5, 1+6=7) Ответы дети должны знать наизусть.
- Какие яблоки нам надо сложить в корзинку? (Те, у которых в ответе получится число 8. Это 6+2, 3+5, 0+8, 4+4, 7+1) ) Ответы дети должны знать наизусть.
- Какие яблоки останутся на дереве? (Те, у которых другие ответы. Это 4+3=7, 4+5=9, 7+2=9, 3+7=10) ) Ответы дети должны знать наизусть.
№2. Дидактическая игра «Назови соседей» (Дидактическая задача – повторение состава числа 10)
Один домик заполняется коллективно, используя для ответа числовой веер.
| Рассуждение учащегося: - 10 – это 6 и 4. - 10 – это 3 и 7. И т.д. |
Работа в парах на карточках и обмен-проверка результатов:
№ 3. Заполнение таблицы (на доске) (Дидактическая задача – повторение состава числа 10 и название компонентов действия сложения)
- Прочитайте слова в таблице.
- О каком действии идёт речь?
- Заполним пустые клеточки, рассуждая так: 1-е слагаемое 8, 2-е слагаемое неизвестно, сумма равна 10. Надо к 8 +2, чтобы получилось 10.
- Продолжите рассуждение.
Рассуждение учащегося:
- 1-е слагаемое 6, 2-е слагаемое неизвестно, сумма равна 10. Надо к 6 +4, чтобы получилось 10.
И т.д.
-Что вы заметили? (Что во всех столбиках выясняли, сколько надо прибавить к числу, чтобы получилось 10)
№4. Решение выражений (Дидактическая задача – повторение случаев сложения, основанных на нумерации)
10+ 5 | 10+6 | 10+4 |
10+7 | 10+9 | 10+2 |
10+1 | 10+3 | 10+8 |
Рассуждение учащегося:
- 10-это 1дес. 1 дес. и 5 ед. будет число 15. Значит к 10+5=15
И т.д.
№5. Решение выражений в два действия. (Дидактическая задача – обратить внимание на процесс прибавления по частям и учить отвечать на вопрос «сколько всего прибавили»)
7+3+4 | 9+1+8 | 5+5+6 |
8+2+6 | 6+4+3 | 4+6+2 |
Рассуждение учащегося:
- К 7+3=10 и к 10+4=14. К 7 всего прибавили 7.
И т.д.
7+3+4= 7+7 | 9+1+8 = 9+9 | 5+5+1 = 5+6 |
8+2+6 = 8+8 | 6+4+3 = 6+7 | 4+6+2 = 4+8 |
3. Актуализация знаний. (Дидактическая задача – создание проблемной ситуации и формулировка темы и целей урока)
8 + 4 | 9 + 2 | 5+5 | =10 | |
1 + 9 | 5 + 6 | 7 + 4 | | |
7 + 3 | 6 + 4 | 9 + 5 |
- Рассмотрите внимательно выражения. Распределите их в два столбика.
- Чем похожи все выражения жёлтого столбика? (В ответе получается число 10)
- Чем похожи все выражения зелёного столбика? (В ответе получается другое число, не 10)
- Какие получатся числа в ответе больше 10 или меньше 10?
| | | =10 | больше 10 |
| | | 1 + 9 | 5+5 | 8 + 4 | 5 + 6 |
| | | 7 + 3 | 6 + 4 | 9 + 2 | 9 + 5 |
| | | | | 7 + 4 | |
- А ещё мы пока не знаем, как объяснить, почему получился такой ответ во всех выражениях зелёного столбика. Это будет нашей главой темой и целью сегодняшнего урока.
4.Усвоение новых знаний.
Объяснение на доске (желательно, чтобы у детей были индивидуальные наборы (наборное полотно и треугольники), и они выполняли эту работу вместе с учителем):
- Нам нужно к 9 прибавить 5.
- Чему равно 1-е слагаемое?
- Выложим на верхней линейке 9 красных кругов.
- Чему равно 2-е слагаемое?
- Сколько синих кругов надо взять?
- Сколько нужно выложить синих кругов на 1-ю линейку, чтобы получилось 10?
- Выкладываем
Сколько ещё у нас осталось синих кругов?
- Выложим их на 2-ю линейку
- Сколько сначала прибавили, чтобы получилось 10?
- Вспомним, что 5 это 1 и ещё сколько?
- Уже прибавили 1, ещё надо прибавить 4
- Сколько всего прибавили к 9?
- Сосчитаем ответ. (К 9 сначала прибавим 1, получится 10, а затем к 10 прибавим оставшиеся 4, получится 14.)
- Сделаем вывод; значит к 9+5 = 14
Объяснение по учебнику.
Откройте учебник на с. 64.
- На какое выражение показывает мальчик с буквой «Н» - новый материал?
- Рассмотрите рисунок к этому выражению.
- Прочитайте выражение.
- Чему равно 1-е слагаемое?
- Сколько синих кругов на верхней линейке?
- Чему равно 2-е слагаемое?
- Сколько нужно выложить красных кругов на 1-ю линейку, чтобы получилось 10?
- Сколько ещё надо прибавить красных кругов?
- Почему надо прибавить ещё 4? (Потому что 5 – это 1 и 4. 1 –прибавили, надо прибавить ещё 4)
- Под рисунком написано, как надо рассуждать, решая такие выражения.
- Прочитаем объяснение вслух.
- Рассмотрите, как можно записать кратко наше рассуждение.
- Рассуждая также сегодня мы будем учиться решать такие же выражения.
5.Формирование умений
№1. Работа по карточкам «Соедини число с окошечком»
- Проверка по плакату на доске (один ученик выполняет на доске)
Рассуждения ученика:
- Второе слагаемое 8 – это 3 и 5. Соединяем.
- Второе слагаемое 7 – это 4 и 3. Соединяем.
И т.д.
- Найдём ответ в каждом выражении.
| Рассуждения ученика: - 8-это 3 и 5. К 7+3=10 и к 10+5= 15 И т.д. |
№2. Работа по учебнику. Решение с объяснением №1. (устно)
Рассуждения ученика:
- Сначала к 8+2, чтобы получить 10.
4 - это 2 и 2
2 уже прибавили, значит к 10 надо прибавить ещё 2
И т.д.
№3. Работа по учебнику. Решение с объяснением №4. (письменно)
Рассуждения ученика:
- К 9+1=10 и к 10+3 = 13. Всего к 9 прибавили 4. Значит, к 9+4=13
И т.д.
№4. Работа по учебнику. Решение задачи №3.
- Все вы знаете как полезно заниматься спортом. А кто из вас занимается гимнастикой? Назовите. Какие гимнастические снаряды вы знаете? (кольца, бревно, турник, брусья)
- Сегодня мы будем решать задачу про мальчика – гимнаста.
- Прочитайте условие задачи.
- Сколько заданий надо выполнить и какие? (Решить задачу и изменить вопрос в задаче)
- Сначала решим задачу.
- За какие упражнения получил Саша баллы? Запишем кратко условие.
На кольцах – 10 б.
На турнике – на 1 б. меньше
- Какой вопрос задачи? Обозначим вопрос в краткой записи.
На кольцах – 10 б.
На турнике – на 1 б. меньше - ?
- Что значит, что на турнике получил на 1 балл меньше? (Это значит, что балов столько же, сколько и на кольцах, но без одного)
- Каким действием решаем задачу? Запишите решение.
10 – 1 = 9 (б.)
- Какой получился ответ? (9 баллов Саша получил за упражнения на турнике)
- Запишите ответ кратко.
Ответ: 9 баллов.
- Как вы думаете Саша хороший спортсмен? Почему?? (Высший балл в гимнастике – 10 баллов. А у Саши 10 и 9 баллов.)
- Выполним второе задание в задаче. Прочитайте его.
- Как изменить вопрос, чтобы задача решалась в два действия? (Сколько всего баллов получил Саша?)
- Обозначим новый вопрос в кратком условии.
На кольцах – 10 б.
?
На турнике – на 1 б. меньше
- Первое действие в задаче мы уже знаем, а каким действием ответить на вопрос задачи? (Сложением)
- Почему сложением? (Сколько всего узнаём сложением)
- Запишем решение задачи по действиям.
1) 10 – 1 = 9 (б.)
2) 10 +9 = 19 (б.)
- Составив выражение
10 – 1 + 10 = 19 (б.)
- Какой получился ответ? (19 баллов Саша получил за оба упражнения)
- Запишите ответ кратко.
Ответ: 19 баллов всего.
№5. Самостоятельная работа. (Первичная проверка уровня усвоения нового материала)
6.Итог урока.
- Какой новый приём изучали на уроке? (Как прибавлять по частям)
- Что повторяли на уроке? (Сложение и вычитание в пределах 10, решение задач)
- Что решали? (выражения и задачи)
- Какой вид работы выполняли с задачей? (Решали задачу и изменяли вопрос к задаче)
- За какую работу узнаете оценки на следующем уроке? (за самостоятельную работу)
- Домашнее задание: Стр. 65, №5,6.
_____________________________________________________________
Учебник Математика 1 класс, под редакцией Моро М.И., с. 64-65: