СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике»

Тема: «Сложение с переходом через разряд».

Класс: 1

УМК: Школа России

Цель: познакомить учащихся с приёмом прибавления по частям.

Задачи:

-обучения: закрепить счет в пределах 10; закрепить состав числа 10;

познакомить с приёмом прибавления по частям; учить решать простые и составные задачи; учить изменять вопрос задачи.

-развития: умение работать по инструкции, умение применять анализ и синтез в рассуждении; развитие логического мышления и внимания.

-воспитания: развивать навыки общения в коллективе и в паре; воспитывать аккуратность; воспитывать потребность в ЗОЖ.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование:

-для учителя: «домики» для дидактической игры «Назови соседей»; плакат «Собери лимоны» для устного счёта; таблица «Слагаемое, слагаемое, сумма» для устного счёта; наборное полотно с геометрическими фигурами и цифрами для объяснения новой темы; плакат «Соедини число с окошечком».

-для учащихся: числовой веер; карточки - «домики» для работы в парах «Назови соседей»; карточки «Соедини число с окошечком»; карточки для самостоятельной работы.


Ход урока

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, ластик, линейка, веер для устного счета.

- Проверьте свою готовность к уроку.


2. Повторение.

- Давайте проверим, как хорошо вы умеете считать.

1. Считаем устно. (Дидактическая задача – повторение табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10)

- Какие лимоны нам надо сложить в ведро? (Те, у которых в ответе получится число 6. Это 2+4, 1+5, 7-1, 4+2, 9-3, 3+3, 5+1, 8-2.) Ответы дети должны знать наизусть.

- Какие лимоны останутся на дереве? (Те, у которых другие ответы. Это 1+4=5, 5-1=4, 3+4=7, 7-2=5, 3+2=5, 1+6=7) Ответы дети должны знать наизусть.


- Какие яблоки нам надо сложить в корзинку? (Те, у которых в ответе получится число 8. Это 6+2, 3+5, 0+8, 4+4, 7+1) ) Ответы дети должны знать наизусть.

- Какие яблоки останутся на дереве? (Те, у которых другие ответы. Это 4+3=7, 4+5=9, 7+2=9, 3+7=10) ) Ответы дети должны знать наизусть.


2. Дидактическая игра «Назови соседей» (Дидактическая задача – повторение состава числа 10)

Один домик заполняется коллективно, используя для ответа числовой веер.

Рассуждение учащегося:

- 10 – это 6 и 4.

- 10 – это 3 и 7.

И т.д.



Работа в парах на карточках и обмен-проверка результатов:

3. Заполнение таблицы (на доске) (Дидактическая задача – повторение состава числа 10 и название компонентов действия сложения)

- Прочитайте слова в таблице.

- О каком действии идёт речь?

- Заполним пустые клеточки, рассуждая так: 1-е слагаемое 8, 2-е слагаемое неизвестно, сумма равна 10. Надо к 8 +2, чтобы получилось 10.

- Продолжите рассуждение.

Рассуждение учащегося:

- 1-е слагаемое 6, 2-е слагаемое неизвестно, сумма равна 10. Надо к 6 +4, чтобы получилось 10.

И т.д.

-Что вы заметили? (Что во всех столбиках выясняли, сколько надо прибавить к числу, чтобы получилось 10)


4. Решение выражений (Дидактическая задача – повторение случаев сложения, основанных на нумерации)

10+ 5

10+6

10+4

10+7

10+9

10+2

10+1

10+3

10+8

Рассуждение учащегося:

- 10-это 1дес. 1 дес. и 5 ед. будет число 15. Значит к 10+5=15

И т.д.


5. Решение выражений в два действия. (Дидактическая задача – обратить внимание на процесс прибавления по частям и учить отвечать на вопрос «сколько всего прибавили»)

7+3+4

9+1+8

5+5+6

8+2+6

6+4+3

4+6+2

Рассуждение учащегося:

- К 7+3=10 и к 10+4=14. К 7 всего прибавили 7.

И т.д.

7+3+4= 7+7

9+1+8 = 9+9

5+5+1 = 5+6

8+2+6 = 8+8

6+4+3 = 6+7

4+6+2 = 4+8


3. Актуализация знаний. (Дидактическая задача – создание проблемной ситуации и формулировка темы и целей урока)


8 + 4

9 + 2

5+5

=10


1 + 9

5 + 6

7 + 4



7 + 3

6 + 4

9 + 5

- Рассмотрите внимательно выражения. Распределите их в два столбика.

- Чем похожи все выражения жёлтого столбика? (В ответе получается число 10)

- Чем похожи все выражения зелёного столбика? (В ответе получается другое число, не 10)

- Какие получатся числа в ответе больше 10 или меньше 10?




=10

больше 10




1 + 9

5+5

8 + 4

5 + 6




7 + 3

6 + 4

9 + 2

9 + 5






7 + 4


- А ещё мы пока не знаем, как объяснить, почему получился такой ответ во всех выражениях зелёного столбика. Это будет нашей главой темой и целью сегодняшнего урока.


4.Усвоение новых знаний.

Объяснение на доске (желательно, чтобы у детей были индивидуальные наборы (наборное полотно и треугольники), и они выполняли эту работу вместе с учителем):

- Нам нужно к 9 прибавить 5.

- Чему равно 1-е слагаемое?

- Выложим на верхней линейке 9 красных кругов.

- Чему равно 2-е слагаемое?

- Сколько синих кругов надо взять?

- Сколько нужно выложить синих кругов на 1-ю линейку, чтобы получилось 10?

- Выкладываем

Сколько ещё у нас осталось синих кругов?

- Выложим их на 2-ю линейку

- Сколько сначала прибавили, чтобы получилось 10?

- Вспомним, что 5 это 1 и ещё сколько?

- Уже прибавили 1, ещё надо прибавить 4

- Сколько всего прибавили к 9?

- Сосчитаем ответ. (К 9 сначала прибавим 1, получится 10, а затем к 10 прибавим оставшиеся 4, получится 14.)

- Сделаем вывод; значит к 9+5 = 14

Объяснение по учебнику.

Откройте учебник на с. 64.

- На какое выражение показывает мальчик с буквой «Н» - новый материал?

- Рассмотрите рисунок к этому выражению.

- Прочитайте выражение.

- Чему равно 1-е слагаемое?

- Сколько синих кругов на верхней линейке?

- Чему равно 2-е слагаемое?

- Сколько нужно выложить красных кругов на 1-ю линейку, чтобы получилось 10?

- Сколько ещё надо прибавить красных кругов?

- Почему надо прибавить ещё 4? (Потому что 5 – это 1 и 4. 1 –прибавили, надо прибавить ещё 4)

- Под рисунком написано, как надо рассуждать, решая такие выражения.

- Прочитаем объяснение вслух.

- Рассмотрите, как можно записать кратко наше рассуждение.

- Рассуждая также сегодня мы будем учиться решать такие же выражения.


5.Формирование умений

1. Работа по карточкам «Соедини число с окошечком»

- Проверка по плакату на доске (один ученик выполняет на доске)

Рассуждения ученика:

- Второе слагаемое 8 – это 3 и 5. Соединяем.

- Второе слагаемое 7 – это 4 и 3. Соединяем.

И т.д.


- Найдём ответ в каждом выражении.


Рассуждения ученика:

- 8-это 3 и 5. К 7+3=10 и к 10+5= 15

И т.д.


2. Работа по учебнику. Решение с объяснением №1. (устно)

Рассуждения ученика:

- Сначала к 8+2, чтобы получить 10.

4 - это 2 и 2

2 уже прибавили, значит к 10 надо прибавить ещё 2

И т.д.

3. Работа по учебнику. Решение с объяснением №4. (письменно)

Рассуждения ученика:

- К 9+1=10 и к 10+3 = 13. Всего к 9 прибавили 4. Значит, к 9+4=13

И т.д.


4. Работа по учебнику. Решение задачи №3.

- Все вы знаете как полезно заниматься спортом. А кто из вас занимается гимнастикой? Назовите. Какие гимнастические снаряды вы знаете? (кольца, бревно, турник, брусья)

- Сегодня мы будем решать задачу про мальчика – гимнаста.

- Прочитайте условие задачи.

- Сколько заданий надо выполнить и какие? (Решить задачу и изменить вопрос в задаче)

- Сначала решим задачу.

- За какие упражнения получил Саша баллы? Запишем кратко условие.

На кольцах – 10 б.

На турнике – на 1 б. меньше

- Какой вопрос задачи? Обозначим вопрос в краткой записи.

На кольцах – 10 б.

На турнике – на 1 б. меньше - ?

- Что значит, что на турнике получил на 1 балл меньше? (Это значит, что балов столько же, сколько и на кольцах, но без одного)

- Каким действием решаем задачу? Запишите решение.

10 – 1 = 9 (б.)

- Какой получился ответ? (9 баллов Саша получил за упражнения на турнике)

- Запишите ответ кратко.

Ответ: 9 баллов.

- Как вы думаете Саша хороший спортсмен? Почему?? (Высший балл в гимнастике – 10 баллов. А у Саши 10 и 9 баллов.)

- Выполним второе задание в задаче. Прочитайте его.

- Как изменить вопрос, чтобы задача решалась в два действия? (Сколько всего баллов получил Саша?)

- Обозначим новый вопрос в кратком условии.

На кольцах – 10 б.

?

На турнике – на 1 б. меньше


- Первое действие в задаче мы уже знаем, а каким действием ответить на вопрос задачи? (Сложением)

- Почему сложением? (Сколько всего узнаём сложением)

- Запишем решение задачи по действиям.

1) 10 – 1 = 9 (б.)

2) 10 +9 = 19 (б.)

- Составив выражение

10 – 1 + 10 = 19 (б.)

- Какой получился ответ? (19 баллов Саша получил за оба упражнения)

- Запишите ответ кратко.

Ответ: 19 баллов всего.

5. Самостоятельная работа. (Первичная проверка уровня усвоения нового материала)

6.Итог урока.

- Какой новый приём изучали на уроке? (Как прибавлять по частям)

- Что повторяли на уроке? (Сложение и вычитание в пределах 10, решение задач)

- Что решали? (выражения и задачи)

- Какой вид работы выполняли с задачей? (Решали задачу и изменяли вопрос к задаче)

- За какую работу узнаете оценки на следующем уроке? (за самостоятельную работу)

- Домашнее задание: Стр. 65, №5,6.

_____________________________________________________________

Учебник Математика 1 класс, под редакцией Моро М.И., с. 64-65: