СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был подготовлен  и проведён мною в рамках Всероссийского конкурса "Лучший урок письма"  (2019 год). 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Письмо"»

Урок подготовлен и проведён учителем русского языка и литературы МБОУ ЛСТУ №2 Сафрыгиной А.С.

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Письмо

Тип урока

Развитие речи

Цель урока

Сформировать представление о письме как жанре письменной речи, научить приёмам оформления письма

Образовательные

ресурсы

Учебник по русскому языку под ред. Т.А. Ладыженской







Планируемые результаты

Предметные результаты:


- обучающиеся научатся оформлять конверт;

- обучающиеся научатся оформлять письмо;

- обучающиеся получат возможность научиться составлять письма разных жанров.


Личностные результаты:


- увеличение объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- умение использовать язык для создания собственного текста.

Метапредметные результаты:

- умение понимать и извлекать необходимую информацию;

- формирование навыка самоконтроля, самокоррекции;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формирование

конкретного образовательного результата

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды деятельности учащихся

и формы ее организации

Этап 1. Огранизация

урока – 3 минуты.



●Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность


Сайд: Рождественская открытка


Слайд: «Письмо»

- Здравствуйте, садитесь. Запишите число, классную работу, тему урока.

- Дома я просила вас перечитать рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька».

- Как думаете, почему я попросила вас вспомнить именно этот рассказ?


- Кто, когда и зачем пишет письма?

-А вы пишите письма?

- А вам пишут письма?

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Верно. А рассказ А.П. Чехова «Ванька» должен нам в этом помочь.


Записывают.







- Ванька пишет письмо деду. Мы тоже будем говорить про письмо.

Отвечают на вопросы.


- Будем учиться писать письма.

Этап 2. Актуализация



● Умение владеть диалогом;


●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ.



































































































































































Этап 3.Подготовка к






















































Этап 4. Запись


●Умение организовывать свою деятельность.



Этап 5. Подведение



●Умение оценивать свою деятельность и корректировать свои знания.





















опорных
















(На доске записываем вопрос «Кому?»)

(На доске записываем вопрос «Зачем?»)





Слайд: нейтральный фон



У ребят на столах лежат листочки с отрывком из рассказа А.П. Чехова «Ванька», письмо героя





(На доске записываем вопрос «О чём?»)



(На доске записываем вопрос «В какой обстановке?»)




































Слайд: «Оформление конверта»

У ребят на столах лежат листочки с аналогичной памяткой


Слайд комбинированный: картинки с изображением современного конверта и конверта XIX века









Слайд комбинированный: картинки с изображением современных марок и марок XIX век, фотография Роуленда Хилла













Слайд комбинированный: картинки с изображением современного почтового ящика и почтового ящика XIX века





































Слайд: «Памятка оформления письма»



















написанию письма


Слайд: черный фон или

выключение проектора




(В ходе беседы на доске появляются следующая запись:


Кому: Ваньке, деду, хозяевам Ваньки, автору.

Зачем: чтобы поддержать, чтобы увёз Ваньку к себе, чтобы не обижали героя, чтобы придумал счастливый конец

Из какого времени: из нашего времени).





























домашнего задания


Слайд: домашнее задание





итогов – 1 минута.









знаний – 15 минут.


- Начинается этот рассказ так:

«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать.»


- А что такое Рождество? Что это за праздник? Как его отмечают?


- В Рождество человек ожидает чуда!


- Почему Вовка не ложиться спать?


- Зачем он пишет письмо?


- Герой тоже хочет, чтобы произошло чудо, как и любой другой человека накануне чудесного праздника Рождества.

(В литературе есть такой жанр – рождественский рассказ. Может, вы читали такие рассказы?)

- Рождество – это пора чудес, радости, счастья. А как чувствует себя Ванька? (Ответить на эти вопросы вам поможет текст письма мальчика).


-Перечитайте письмо.

- О чём пишет Ванька? (памятка)

- Какие факты подтверждают мысль о том, что мальчику живется тяжело?

- Какие слова передают его настроение?


- Верно. Обычно в письмах человек рассказывает о своих чувствах, переживаниях. Но, кроме того, письмо ещё рассказывает нам что-то ещё, даёт возможность узнать что-то о человеке, писавшем его. Несмотря на то что все мы все разные, есть в письмах что-то общее – в них мы делимся своими переживаниями.


- Что вы можете сказать о герое по содержанию письма и по его языку?



- Жалко Ванькю.

- Герой как и все люди в праздник Рождества ждёт чуда. А какого чуда он ждёт, и от кого?







- Как вы думаете, а дойдет ли письмо до дедушки?


- Почему? Какую ошибку допустил Ванька?


(На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «конверт»)

- А что должно быть обязательно указано на конверте?



- Как вы думаете, конверт, в который Ванька положил письмо, выглядел также как и современный?


Доп. информация:

А вы знаете, что первый конверт появился в Англии в Брайтоне в 1820 году. Один хозяин магазина –

г-н Бревер - придумал небольшие бумажные мешочки для вкладывания в них писем. Эти мешочки имели громадный успех и получили впоследствии название «конверт».


- Что ещё должно быть на конверте?

(На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «марка»)

Доп. информация:

«Отцом почтовой марки» признан сэр Роуленд Хилл (1795—1879). Первые в истории марки, названые «Чёрный пенни», были выпуны 6мая 1840 года в Великобритании..

- А куда главный герой рассказа опустил свой конверт?

(На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «почтовый ящик»)

- Как выглядит современный почтовый ящик, вы знаете. А каким он был в конце XIX – начале XX века? Ведь действие рассказа происходит именно тогда (1906год).


Доп. информация:

Почтовый ящик был придуман моряками в ХVI веке. Направляясь из Европы в Индию, путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды,

а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу.

В России самый первый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считается

  1. декабря 1848года.


(Современный почтовый ящик, с донной дверцей, разработал конструктор П. Н. Шабаров.)


- Что же должен был написать на конверте Ванька?

- Жалко мальчика, скорее всего, его письмо не дойдёт до адресата.

- Кстати, а кто помнит, как называется человек, который отправляет письмо? Мы уже знакомы с этим словом.

(На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «адресант»)

- А как называется человек, который получает письмо? С этим словом мы тоже уже знакомы.


(На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «адресат»).


Можно ещё спросить, как называются такие слова. – Паронимы.



- Мы нашли ошибки, которые допустил Ванька при оформлении конверта. А само письмо Ванька правильно написал?

(Соотнесём с памяткой)


- О чём говорит такое обращение?



- Есть в письме добрые слова, пожелания в адрес адресата?




- Правильно. Это информация важна для него.

- Какие формулы вежливости прощания использует герой?





- 10 минут.




-Скажите, вам жалко Ваню?

Как ему можно помочь?


- Давайте напишем письмо, которое поможет герою! А кому мы будем писать?


- Зачем будем писать Ваньке?


- Деду?

-Зачем будем писать хозяевам главного героя?


-И наконец, зачем будем писать автору?


- Для того чтобы написать любое письмо, нужно для начала ответить на вопросы: «Кому?», «Зачем?», «О чём?» и «В какой обстановке?» будем писать письмо. Мы записали эти вопросы в ходе обсуждения Ванькиного письма.

- На 2 вопроса ответ нашли. А в какой обстановке, откуда, из какого времени будем писать своё письмо?

- Осталось ответить на последний вопрос: о чём будем писать?


- Для этого нам нужно разделиться на 4 группы по 7 человек. Давайте попробуем составить письмо одному из записанных нами адресатов и помочь Ваньке.

- Выберете от каждой группы по 1 человеку. Кому будет адресовано ваше письмо определит жребий.


- Вам нужно устно составить письмо к тому адресату, который вам выпал по жребию. Не забывайте при ответе соблюдать правила оформления конверта и письма. На работу в группах вам отводится 5 минут.

- Посмотрим, что у вас получилось.


(Выступление каждой группы оценивается одноклассниками.)


- 2 минуты.


- Запишите домашнее задание: напишите письмо одному из адресатов, о которых шла речь на уроке; оформите конверт и сдайте письмо в конверте.




- Как думаете, готовы вы к выполнению домашнего задания?

ИЛИ

- Чему учились на уроке? Что нового вы узнали о письме?

- Спасибо за урок. Можете быть свободны.
























Слушают.




Отвечают на заданные вопросы.






- Он пишет письмо деду?


Отвечают на вопрос.






- Да. «Чудесный доктор» Куприна Александра Ивановича, сказка «Щелкунчик» Эрнста Амадея Гофмана.



Отвечают на вопрос

- Чувствует себя плохо, ему одиноко.

Работают с текстом

- О своей жизни у сапожника Аляхина.



Отвечают на вопросы.



Отвечают на вопросы.












- Ванька маленький мальчик. Он любознательный, малограмотный. Жизнь у него тяжелая.



- От деда (в письме есть обращение к нему). Он хочет, чтобы его несчастия закончились и т.д. Для него чудом является избавление от жизни у сапожника.




- Нет.


- Он не указал точный адрес того, кому отправляет письмо, на конверте.





Отвечают на вопрос. Работают с карточками.




Отвечают на вопрос.













- Марки.











- В почтовый ящик.








Высказывают предположения.




















Отвечают на вопрос.
























- Отвечают на вопрос: 1) Есть обращение – «Милый дедушка, Константин Макарыч!»


- Мальчик любит дедушку! Относится к нему с уважением.


- Да. «Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога.»

- Ванька рассказывает о том, как ему живётся в услужении.



- «А ещё кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай.»







Предлагают свои варианты помощи.



-Отвечают на вопрос.



- Чтобы поддержать.

- Чтобы забрал мальчика к себе.


- Чтобы не обижали Ваньку.


- Чтобы придумал счастливый конец.











- Из нашего.












- Выбирают листочки с написанными на них адресатами.






Работают в группах.

Группы выступают по очереди.







Записывают домашнее задание.








Делятся своими впечатлениями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!