Этап 2. Актуализация ● Умение владеть диалогом; ●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ. Этап 3.Подготовка к Этап 4. Запись ●Умение организовывать свою деятельность. Этап 5. Подведение ●Умение оценивать свою деятельность и корректировать свои знания. | опорных (На доске записываем вопрос «Кому?») (На доске записываем вопрос «Зачем?») Слайд: нейтральный фон У ребят на столах лежат листочки с отрывком из рассказа А.П. Чехова «Ванька», письмо героя (На доске записываем вопрос «О чём?») (На доске записываем вопрос «В какой обстановке?») Слайд: «Оформление конверта» У ребят на столах лежат листочки с аналогичной памяткой Слайд комбинированный: картинки с изображением современного конверта и конверта XIX века Слайд комбинированный: картинки с изображением современных марок и марок XIX век, фотография Роуленда Хилла Слайд комбинированный: картинки с изображением современного почтового ящика и почтового ящика XIX века Слайд: «Памятка оформления письма» написанию письма Слайд: черный фон или выключение проектора (В ходе беседы на доске появляются следующая запись: Кому: Ваньке, деду, хозяевам Ваньки, автору. Зачем: чтобы поддержать, чтобы увёз Ваньку к себе, чтобы не обижали героя, чтобы придумал счастливый конец Из какого времени: из нашего времени). домашнего задания Слайд: домашнее задание итогов – 1 минута. | знаний – 15 минут. - Начинается этот рассказ так: «Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать.» - А что такое Рождество? Что это за праздник? Как его отмечают? - В Рождество человек ожидает чуда! - Почему Вовка не ложиться спать? - Зачем он пишет письмо? - Герой тоже хочет, чтобы произошло чудо, как и любой другой человека накануне чудесного праздника Рождества. (В литературе есть такой жанр – рождественский рассказ. Может, вы читали такие рассказы?) - Рождество – это пора чудес, радости, счастья. А как чувствует себя Ванька? (Ответить на эти вопросы вам поможет текст письма мальчика). -Перечитайте письмо. - О чём пишет Ванька? (памятка) - Какие факты подтверждают мысль о том, что мальчику живется тяжело? - Какие слова передают его настроение? - Верно. Обычно в письмах человек рассказывает о своих чувствах, переживаниях. Но, кроме того, письмо ещё рассказывает нам что-то ещё, даёт возможность узнать что-то о человеке, писавшем его. Несмотря на то что все мы все разные, есть в письмах что-то общее – в них мы делимся своими переживаниями. - Что вы можете сказать о герое по содержанию письма и по его языку? - Жалко Ванькю. - Герой как и все люди в праздник Рождества ждёт чуда. А какого чуда он ждёт, и от кого? - Как вы думаете, а дойдет ли письмо до дедушки? - Почему? Какую ошибку допустил Ванька? (На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «конверт») - А что должно быть обязательно указано на конверте? - Как вы думаете, конверт, в который Ванька положил письмо, выглядел также как и современный? Доп. информация: А вы знаете, что первый конверт появился в Англии в Брайтоне в 1820 году. Один хозяин магазина – г-н Бревер - придумал небольшие бумажные мешочки для вкладывания в них писем. Эти мешочки имели громадный успех и получили впоследствии название «конверт». - Что ещё должно быть на конверте? (На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «марка») Доп. информация: «Отцом почтовой марки» признан сэр Роуленд Хилл (1795—1879). Первые в истории марки, названые «Чёрный пенни», были выпуны 6мая 1840 года в Великобритании.. - А куда главный герой рассказа опустил свой конверт? (На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «почтовый ящик») - Как выглядит современный почтовый ящик, вы знаете. А каким он был в конце XIX – начале XX века? Ведь действие рассказа происходит именно тогда (1906год). Доп. информация: Почтовый ящик был придуман моряками в ХVI веке. Направляясь из Европы в Индию, путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. В России самый первый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считается декабря 1848года. (Современный почтовый ящик, с донной дверцей, разработал конструктор П. Н. Шабаров.) - Что же должен был написать на конверте Ванька? - Жалко мальчика, скорее всего, его письмо не дойдёт до адресата. - Кстати, а кто помнит, как называется человек, который отправляет письмо? Мы уже знакомы с этим словом. (На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «адресант») - А как называется человек, который получает письмо? С этим словом мы тоже уже знакомы. (На доску магнитом прикрепляется листок с напечатанном на нём словом «адресат»). Можно ещё спросить, как называются такие слова. – Паронимы. - Мы нашли ошибки, которые допустил Ванька при оформлении конверта. А само письмо Ванька правильно написал? (Соотнесём с памяткой) - О чём говорит такое обращение? - Есть в письме добрые слова, пожелания в адрес адресата? - Правильно. Это информация важна для него. - Какие формулы вежливости прощания использует герой? - 10 минут. -Скажите, вам жалко Ваню? Как ему можно помочь? - Давайте напишем письмо, которое поможет герою! А кому мы будем писать? - Зачем будем писать Ваньке? - Деду? -Зачем будем писать хозяевам главного героя? -И наконец, зачем будем писать автору? - Для того чтобы написать любое письмо, нужно для начала ответить на вопросы: «Кому?», «Зачем?», «О чём?» и «В какой обстановке?» будем писать письмо. Мы записали эти вопросы в ходе обсуждения Ванькиного письма. - На 2 вопроса ответ нашли. А в какой обстановке, откуда, из какого времени будем писать своё письмо? - Осталось ответить на последний вопрос: о чём будем писать? - Для этого нам нужно разделиться на 4 группы по 7 человек. Давайте попробуем составить письмо одному из записанных нами адресатов и помочь Ваньке. - Выберете от каждой группы по 1 человеку. Кому будет адресовано ваше письмо определит жребий. - Вам нужно устно составить письмо к тому адресату, который вам выпал по жребию. Не забывайте при ответе соблюдать правила оформления конверта и письма. На работу в группах вам отводится 5 минут. - Посмотрим, что у вас получилось. (Выступление каждой группы оценивается одноклассниками.) - 2 минуты. - Запишите домашнее задание: напишите письмо одному из адресатов, о которых шла речь на уроке; оформите конверт и сдайте письмо в конверте. - Как думаете, готовы вы к выполнению домашнего задания? ИЛИ - Чему учились на уроке? Что нового вы узнали о письме? - Спасибо за урок. Можете быть свободны. | Слушают. Отвечают на заданные вопросы. - Он пишет письмо деду? Отвечают на вопрос. - Да. «Чудесный доктор» Куприна Александра Ивановича, сказка «Щелкунчик» Эрнста Амадея Гофмана. Отвечают на вопрос - Чувствует себя плохо, ему одиноко. Работают с текстом - О своей жизни у сапожника Аляхина. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. - Ванька маленький мальчик. Он любознательный, малограмотный. Жизнь у него тяжелая. - От деда (в письме есть обращение к нему). Он хочет, чтобы его несчастия закончились и т.д. Для него чудом является избавление от жизни у сапожника. - Нет. - Он не указал точный адрес того, кому отправляет письмо, на конверте. Отвечают на вопрос. Работают с карточками. Отвечают на вопрос. - Марки. - В почтовый ящик. Высказывают предположения. Отвечают на вопрос. - Отвечают на вопрос: 1) Есть обращение – «Милый дедушка, Константин Макарыч!» - Мальчик любит дедушку! Относится к нему с уважением. - Да. «Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога.» - Ванька рассказывает о том, как ему живётся в услужении. - «А ещё кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай.» Предлагают свои варианты помощи. -Отвечают на вопрос. - Чтобы поддержать. - Чтобы забрал мальчика к себе. - Чтобы не обижали Ваньку. - Чтобы придумал счастливый конец. - Из нашего. - Выбирают листочки с написанными на них адресатами. Работают в группах. Группы выступают по очереди. Записывают домашнее задание. Делятся своими впечатлениями. |