1. Образовательная (познавательная) - научиться находить и подбирать синонимы к словам и словосочетаниям, составлять синонимические ряды;
2. Развивающая - создать условия для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся, развить речь, обогатить словарный запас слов;
3. Воспитательная - создать условия для формирования личностных УУД обучающихся,
развить чувство коллективизма и взаимопомощи, интереса к изучаемой теме и предмету «Русский язык».
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
- уметь делать выводы о значении синонимов и фразеологизмов в устной и письменной речи.
Тема тесно связана с предыдущим материалом «Слово и его значение» и последующим: «Антонимы», «Омонимы». В теме отражаются межпредметные связи с литературным чтением, внутрипредметные – с фразеологией и лексикологией.
Время, мин | Элементы структуры занятия | Содержание этапов занятия | Планирование действий педагогической оценки |
1 мин. 1 мин. 3 мин 3 мин. | ПЭУ | Организационный момент. Целевая установка. - Доброе утро., сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных слов Но сначала проведём такую работу «Мозговой штурм» Для чего она нам нужна? (Настроиться на работу, вспомнить пройденный материал) 1.С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (Глагол) 2. Какая гласная всегда стоит под ударением? (Ё) Как КАПЛЮ превратить в ЦАПЛЮ? (поменять буквы) Что такое ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ? Какие части речи вы знаете? - Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?( Мы изучаем раздел науки о языке, который называется «Лексика») -Что изучает лексика? (Лексика изучает словарный состав языка) -В какой части слова содержится основное лексическое значение слова? ( Основное лексическое значение слова содержится в корне) -Какими могут быть слова по своему лексическому значению ( Однозначными и многозначными) -Открываем тетради, записываем число, классная работа. Минутка чистописания Буква б Словарная работа(Слайд 2-18 ) (Дети самостоятельно записывают слова-отгадки, комментируют орфограммы)-1 ребёнок работает у доски. Затем взаимопроверка по образцу с доски. Актуализация опорных знаний. (Слайд 19 ) Отгадайте загадку: Радость делит он со мной За меня всегда горой Коль беда случится вдруг Мне поможет верный … - Какое слово получилось? - Как вы понимаете лексическое значение слова друг? (Друг - это человек, с кем ты делишь и радость и горе. Поддерживаешь в трудную минуту) Подберите родственные слова. Дружок, дружный, дружить, дружище, дружеский, подруга. А какие пословицы вы знаете о дружбе? (СЛАЙД 20 ) Как вы понимаете значение данных пословиц? - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Друг познается в беде. - Друга ищи, а найдешь береги. - Старый друг, лучше новых двух. | оценивание учащихся, включённых в работу |
1мин. | Тема (Т) | - Слово друг можно заменить каким-либо словом? - Товарищ, соратник, благожелатель Как в русском языке называются слова близкие по значению? Синонимы Вы догадались какая тема нашего урока? Откройте учебник на с. 73 Прочитайте правило что такое синонимы. | Оценивание учащихся, участвующих в ЦП |
2 мин. | Цель урока (Ц) | Чем будем заниматься на уроке? Сформулируйте цель нашего урока… (Учиться находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, использовать их в речи) |
2 мин. | Задачи урока (З) | Каким путем мы пойдем к цели? Научимся подбирать синонимы к словам. Узнаем что такое синонимический ряд Узнаем для чего нужны синонимы. |
| I этап | Повторение пройденного материала. |
| Цель 1 (Ц1) | Научиться подбирать синонимы к словам. | оценивание учащихся, включённых в работу |
7 мин. 5 мин. | Суть работы на I этапе | Прочитайте стихотворение. Найдите синонимы. Выпишите их. Укажите какой части речи они являются? докажите, что они являются именно синонимами. 1-я карточка (Слайд 22) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! 2-я карточка (Слайд 23) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я карточка (Слайд 24) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. Работа в парах. На столах у вас лежат карточки со словами. Подберите к словам из первого столбика синоним из второго столбика. Запишите в тетрадь пары синонимов. огонь шалун чистый прыгать бросать красный алфавит | алый скакать азбука озорник кидать пламя аккуратный | |
1 мин. | Итог 1 (И1) | Синонимы – это слова одной части речи, сходные по значению. |
| ЭЛП | | оценивание учащихся, включённых в работу |
| II этап | Познакомиться с понятием «синонимический ряд» |
| Цель 2 (Ц2) | Научиться составлять синонимические ряды. |
5 мин. 3 мин. | Суть работы на II этапе | Давайте попробуем продолжить ряд слов: Большой, огромный…(Слайд 25) Большой, огромный, большущий, гигантский, громадный, значительный, крупный, внушительный, великий Веселье, радость… Веселье, радость восторг, забава, развлечение, удовольствие, умиление, отрада, ликование, Крепкий, прочный … Крепкий, прочный ,устойчивый, твердый, мощный, верный, жесткий. - Давайте проверим, правильно ли мы с вами подобрали. Нам поможет словарь синонимов. учебника стр.156 - Ребята, что же такое синонимический ряд? (Синонимический ряд- это группа синонимов, состоящая из 2х и более слов) Игра найди лишнее слово в синонимическом ряду (СЛАЙД 26) -Ребята, попробуйте подобрать синонимы к словам доска, корова, карандаш, окно, дверь. (Слайд 27) Сделайте еще один вывод. |
| Итог 2 (И2) | Синонимический ряд- это группа синонимов, состоящая из 2х и более слов. Не ко всем словам можно подобрать синонимы. (Слайд 28) |
| ЭЛП | Сейчас мы узнаем для чего же нам нужны синонимы? | оценивание учащихся, включённых в работу |
| III этап | Роль синонимов в речи. |
| Цель 3 (Ц3) | Необходимость умения подбирать синонимы |
5 мин. | Суть работы на III этапе | Прочитайте текст на экране. (СЛАЙД 29) Я выглядываю утром в окно и вижу, что день сегодня хороший. Хорошая осенняя погода: светит солнышко, кружат разноцветные листья. У меня удивительно хорошее настроение! Какое слово в тексте повторяется несколько раз? Красиво ли это звучит? Что сделать, чтобы текст звучал красиво? Замените слово синонимами, прочитайте что получилось. |
1 мин. | Итог 3 (И3) | -Для чего нам нужны синонимы? (Синонимы нужны для того, чтобы избежать повторов слов в речи и сделать нашу речь яркой и выразительной.) |
1 мин. | ЗЭУ | Какие задания показались вам наиболее интересными? Что помогало? Что мешало? - Оцените свою работу на уроке. - Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, поднимите зеленый сигнал. -Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справлялись, поднимите красный сигнал. | |
1 мин | Вывод по уроку (В) | Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? -Заполните таблицу, которая лежит у вас вас на партах. (Слайд 30) Синонимы – это слова одной части речи, сходные по значению. Синонимический ряд- это группа синонимов, состоящая из 2х и более слов. Не ко всем словам можно подобрать синонимы. Синонимы нужны для того, чтобы избежать повторов слов в речи и сделать нашу речь яркой и выразительной |
1 мин. | МП | Вы все хотите чтобы ваша речь была яркой и выразительной? Поэтому давайте закрепим это умение дома, выполнив упражнение. Задание на дом (Слайд 31) Выполнить упр. 117 стр. 74; «Узелки на память» стр. 73 наизусть |