Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивационно-целевой этап | Организационный момент ( 2 мин) -Добрый день, меня зовут Екатерина Олеговна. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. - Ребята вы любите рисовать? (Да) - У вас на столах лежат кружки. Сейчас мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение. - Что такое окончание? (изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для образования форм одного и того же слова) Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз. - Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу. - Какая часть в слове самая главная? (Корень) Обозначьте рот в виде корня в перевернутом виде - Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса правый глаз. - А помните ли вы, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте значком приставки нос. А теперь проверьте, у всех ли получился такой “человек”, как у меня(человечек должен улыбаться)? -Я желаю вам такого же настроения на сегодняшний урок, как у этого человечка! | Ученики приветствуют учителя, выполняют задание | Коммуникативные: слышать других, осуществлять речевую рефлексию. Личностные: формирование мотивации к учебной деятельности. |
II. Актуализация опорных знаний | Задание «Обобщи» (2 мин) (На экране слайд со словами). -Выделите во всех словах приставки. -Что общего у этих приставок? ( они все неизменяемые) Обсудить, оборвать, подтягивать, надстроить, добраться, поехать отбежать. | Выполняют практические задания, вспоминают изученный материал | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, группировать, строить высказывания, давать определения понятиям, устанавливать сходство и различие между понятиями. |
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | - А теперь ответьте на шутливый вопрос: Как безграмотного человека превратить в грамотного, бессильного в сильного?(убрать приставки) -Какие приставки вы убрали? (без- и бес-) -Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Правописание приставок, оканчивающихся на З/С»). -Все верно. -Прослушайте сказку и попробуйте сформулировать главную цель урока. Лингвистическая сказка. В королевстве Морфемика жили разные приставки. Однажды стало им скучно и начали они в прятки играть! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только ее нашли, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устали все в королевстве от веселых приставок и решили следить за ними, чтобы больше не терялись. -Ребята, о чем говорилось в сказке? –А кто у нас менялся то и дело? -Какая буква менялась в приставках? Что же сделали жители королевства, чтобы приставки не терялись? Ответ на этот вопрос мы узнаем сегодня на уроке. Тема урока«Правописание з-/с- на конце приставок » - Какова главная цель урока? Чему мы должны научиться? Цель: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и –с и уметь применять его при правописании. | Стараются полно ответить на поставленные вопросы, определяют цели урока | Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать цели урока. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Выявление места и причины затруднения. - Понаблюдайте над словами на слайде: Раздать – расправить Безграничный – бесформенный Изрезать- исчертить -Почему они записаны в 2 столбика? (Одни с приставкой на з другие на с) - От каких условий зависит выбор букв з и с на конце приставок? -Попробуйте данные слова отнести к какому-либо столбику. Бе..совестный, бе..вкусный, бе..полезный, бе..жалостный -Можем мы это сделать? (Нет, мы не изучали данное правило) Можете ли вы предположить от чего зависит правописание этих приставок? Давайте проверим ваши предположения. - Прочитайте правило в учебнике, стр.203 параграф 74 (самостоятельное или вслух 1 уч-ся) Правильно ли мы сделали вывод? - Какие знания нам понадобятся, чтобы правильно писать приставки на з и с? (Повторить звонкие и глухие согласные). -Вспомните, какие приставки, оканчивающиеся на З/С вы знаете? У вас есть подсказка в упр.428 (раз-рас, из-ис,воз-вос, без-бес, низ-нис и т.д.) Проверим, все ли мы назвали? (слайд) -Для удобства я предлагаю вам это правило упростить и оформить в виде схемы. Некоторые фрагменты уже есть, вам нужно добавить недостающие элементы. Вы выполняете это задание в парах, используя правило учебника стр.203 (на столе у 2 учеников 1 лист, который они вместе заполняют). | Выполняют упражнение Высказываются о затруднениях, с которыми столкнулись при выполнении задания. Отмечают, что не хватает знаний для ответа на поставленный вопрос, формулируют вопросы, на которые хотят найти ответы. Формулируют цель и задачи учебной деятельности. | Коммуникативные: осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и производить самооценку; слушать и слышать других, осуществлять учебную рефлексию; владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, модель), соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема), владеть приёмами отбора и систематизации материала. Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. |
| | Делают выводы. Составляют алгоритм совместно с учителем и заполняют его примерами Читают учебник Смотрят презентацию | Регулятивные: искать пути решения проблемы, планировать свою деятельность, соотносить цели и результаты своей деятельности. Познавательные: владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы, извлекать информацию из текста, преобразовывать её и передавать в других формах (схема). Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные: формировать личную позицию по поставленной проблеме (самоопределение). |
| Вывод делаем вместе! (Что вписали в пропущенные места схемы. Желательно 1 ученик от пары, всего 6 человек) - Необходимо помнить, что в русском языке нет приставки З, существует только приставка С. СЖИМАТЬ СДЕЛАТЬ, СГОРЕТЬ. А в словах ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ нет приставок, буква «З» в них является ЧАСТЬЮ КОРНЯ! -Проверим ваши схемы с эталоном на экране ( слайд ) -У всех получился верный? Исправьте ошибки. Молодцы, вы отлично справились! | | |
Физкультминутка | -Сейчас мы немного отдохнем и поиграем. Я буду называть буквы, а вы - выполнять определенные движения. Если назову звонкую согласную букву-встаем, называю глухую согласную – садимся. К, Б, В, Х, Ж, Й, А, Р, Ч, Щ, Д, Т, У, М, Ф (В разминке есть подвох-называются не только согласные буквы, но и гласные, которые не могут быть ни глухими, ни звонкими) | Выполняют движения | |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа по цепочке с проговариванием. Упражнение 1. (раздаточный материал) -Выполняем тренировочное упражнение, в котором вы должны вставить пропущенную букву, объяснить графически и устно. Задание 1. Вставьте пропущенную букву и выделите приставку. И…менить, и…печь, во…ход, во..нести, неи…вестный, ра..бежаться,ра..колоть, во..питывать, бе..людный, здоровье. - Какой вывод мы сделаем? | Выполняют работу на карточках. Делают обобщение по заданию. | Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные: осуществлять контроль выполнения учебной задачи, коррекцию, оценку деятельности по алгоритму. |
VI. Включение в систему знаний и повторения. | Самостоятельная работа (с проверкой по эталону) Задание 2: придумайте прилагательные с приставкой БЕЗ- и БЕС-, сформулируйте правило их написания (раздаточный материал на каждого) Человек без забот – (какой?) Движение без шума – (какое?) Еда без вкуса – (какая?) Территория без воды – (какая?) Предмет без формы – (какой?) Человек без ума – (какой?) Человек без души – (какой?) -Обменяйтесь листочками и проверьте соседа по эталону на экране (слайд). Оцените работу соседа: безошибочно – «5»; 1 – 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки –«3», больше 4 – «2» -Все справились? Необходимо отличать предлог БЕЗ от приставок БЕЗ- и БЕС. Как пишутся предлоги со словами и как приставки? -Сделайте вывод, кому-то нужно еще раз прочитать правило и проработать свои ошибки. Обобщающее задание ( работает весь класс): прочитайте пословицы и найдите слова с изученной орфограммой. Объясните правописание слов. Бездонную бочку водой не наполнишь. Глупый осудит, умный рассудит. (бездонную, рассудит – на конце приставок С, т.к.после стоит глухой звук) -Вернемся к сказке, которую мы услышали в начале урока. Как же жители королевства «Морфемика» сделали так, чтобы приставки не терялись? Придумайте «счастливый» конец сказке. | Используют полученные знания в конкретном задании. Выполняют задание, проверяют его по эталону | Познавательные:анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные:осуществлять контроль выполнения учебной задачи, коррекцию, оценку деятельности по алгоритму. |
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Учитель обращается к учащимся с вопросами: -Было ли трудно выполнять задания на новое правило? -Давайте посмотрим наши результаты за урок. - Достигли ли мы цель урока?? Мы научились применять правило на уроке? Продолжи фразы: (слайд) Я узнал… Я понял… Мне понравилось… Я хочу узнать… - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?). Выставить оценки детям!!! | Определяют уровень достижения целей и задач урока. Производят самооценку. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, способность к волевому усилию и преодолению препятствий. |
VIII. Домашнее задание | Домашнее задание: выучить правило на стр.203 и отработать его , выполнив упр.428. | Записывают домашнее задание | |