Технологии подготовки к аудированию в рамках ОГЭ по английскому языку
Учитель английского языка
МАОУ «Гимназия № 39» Попова А.Г.
Аудирование можно отнести к развивающему обучению. Процесс восприятия речи на слух предусматривает запоминание различных видов текстов. Это улучшает память и расширяет кругозор, развивает умение слушать и понимать услышанное, воспитывает внимательность к собеседнику
При обучении аудированию используются следующие типы упражнений 1. Подготовительные 2. Речевые 3. Контролирующие
1. Подготовительные упражнения – упражнения на развитие фонетических навыков аудирования: - прослушайте, повторите слова; - прослушайте слова и поднимите руку, когда услышите определенный звук; - прослушав предложение, скажите, сколько в нём слов; - поставьте ударение в словах, прослушав; - прослушайте слова, отметьте цифрами рифмующиеся пары; - разучивание стихов, песен, скороговорок
Упражнения на развитие лексических навыков аудирования - прослушайте предложения, определите значение нового слова по контексту; - прослушайте предложения, содержащие незнакомые слова, передайте их общий смысл, игнорируя трудности, связанные с наличием незнакомой лексики; - выберите из нескольких предложений на русском то, которое наиболее точно передаёт значение услышанного; - прослушайте предложения, найдите «ложных друзей переводчика»
Упражнения на развитие грамматических навыков аудирования - прослушайте предложения, назовите подлежащее и сказуемое; - прослушайте предложения, назовите слова, которые постепенно к нему добавляются; - назовите из прослушанных номера предложений, в которых встречается одно и то же грамматическое явление; - прослушайте предложения, в которых редуцируются грамматические формы, восстановите их по контексту ;
Упражнения на развитие оперативной памяти - прослушайте 2-3 короткие фразы, соедините их в одно предложение; - прослушайте текст, содержащий фактические данные, ответьте, используя эти данные; - прослушайте текст, содержащий фактические данные, фиксируйте их, используйте при пересказе; - прослушайте текст, повторите его по принципу «снежного кома»
- Прослушайте текст, восстановите его по ключевым словам (вопросам, картинкам) - прослушайте текст, перескажите его по цепочке; - прослушайте монологическое сообщение, поставьте уточняющие вопросы; - просмотрите фрагмент фильма, прокомментируйте его; - прослушайте список слов, повторите все слова, которые удалось запомнить; - прослушайте несколько слов, назовите те, которые относятся к одной теме;
Упражнения на развитие языковой догадки - прослушайте начало предложения, придумайте его окончание; - прослушайте прилагательные, назовите существительные, которые наиболее часто с ними употребляются; - заполните пропуски в тексте, прослушайте этот текст и проверьте себя; - прослушайте глаголы, образуйте от них существительные (сущ - прилаг); - определите по заголовку о чём будет текст
2. Речевые упражнения Этап до прослушивания - догадайтесь о содержании текста по заголовку; - посмотрите на картинки, постарайтесь определить тему интервью; Этап во время прослушивания - выполните задание на множественный выбор; - заполните пропуски; - отметьте, являются ли верными данные утверждения
После прослушивания - используя план, составьте диалог, аналогичный прослушанному; - по прослушанному началу постарайтесь догадаться, что произошло потом; - выскажите свое мнение по поводу услышанного; - изложите смысл текста 4-5 предложениями; - ответьте на вопросы по содержанию текста;
3. Контролирующие упражнения С пониманием основного содержания - прослушайте текст и расставьте предложения в правильной последовательности, - отметьте верны или нет данные утверждения; - прослушайте несколько текстов, соотнесите их с заголовками; - прослушайте описание животных, угадайте, кто это
Упражнения с выборочным пониманием - прослушайте текст, заполните таблицу - прослушайте диалог между официантом и посетителем, отметьте, какие блюда забыли указать в меню; - прослушайте сводку погоды, чтобы узнать, надо ли взять с собой зонтик; - прослушайте объявление на вокзале, чтобы узнать на какой путь прибывает поезд
Упражнения с полным пониманием - упражнения на множественный выбор; - ответьте на вопросы по содержанию; - закончите предложения, используя информацию из текста; - прослушайте описание комнаты, исправьте на рисунке ошибки, сделанные художником; - прослушайте описание человека, выберите из предложенных фотографий ту, на которой он изображен
Рекомендации при обучении аудированию для учителей: - выбор доступных и интересных тем - отбор лексической наполняемости - естественный темп, соблюдение пауз - тренировка слуха, памяти - использование песен, видео
Рекомендуемая литература - Е.Б.Карневская «Учимся слушать и понимать английскую речь» М., «Эксмо» 2020 - Н.Б.Караванова «Учусь слушать и понимать английскую речь» М., «Эксмо» 2019 - Н.О.Черниховская «Говорить по-английски? Легко!» М., «Эксмо» 2020